ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитательная работа в МБОУДО ДДТ г.Долинск на 2025-2026 учебный год
Цель: создание единого образовательного и воспитательного пространства, способствующего формированию высокодуховной и социально-активной личности гражданина и патриота, способного к успешной адаптации в обществе с учетом современных условий и потребностей социального развития общества.
Задачи:
1. Развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка.
2. Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы дополнительного образования, учреждения и социума, учреждения и семьи.
3. Межведомственное взаимодействие и координация усилий всех участников воспитательного процесса в профилактической работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Освоение и использование в практической деятельности инновационных педагогических технологий и методик воспитательной работы.
5. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей культуры России.
6. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
7. Выработка современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизнедеятельности, создания условий для самореализации и самоопределения.
Ключевая идея - развитие воспитательного потенциала позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде, целенаправленности.
Принципы реализации воспитательной работы:
1. Принцип гуманизации (подразумевает «очеловечивание» системы образования через реализации личностно-ориентированного подхода).
2. Принцип гуманитаризации (способствует правильной ориентации воспитанников в системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью).
3. Принцип сотрудничества (принципиально диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития, обучения и воспитания при сохранении психологической комфортности).
4. Принцип целостного образования (основывается на единстве развития, воспитания и обучения в образовательном процессе).
5. Принцип психолого-педагогической поддержки (помогает участникам воспитательного процесса создавать обстановку психологической комфортности, адаптироваться в сложных условиях).
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы образовательной организации:
Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий учебный год на основе направлений воспитательной работы, установленных в настоящей рабочей программе воспитания.
Модуль «Гражданин и патриот»
Цель модуля: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, развитие личности обучающегося на основе формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
Задачи модуля:
1. Формирование знаний обучающихся о символике России.
2. Воспитание у обучающихся готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
3. Формирование у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
4. Развитие у обучающихся уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, историческим символам и памятникам Отечества.
5. Формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
6. Формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
Модуль «Социализация и духовно-нравственное развитие»
Цель модуля: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся уважения к старшему поколению.
Задачи модуля:
1. Реализация обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
2. Формирование позитивных жизненных ориентиров и планов.
3. Развитие способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
4. Формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия).
5. Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
6. Развитие культуры межнационального общения.
7. Развитие в молодежной среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.
8. Формирование уважительного отношения к родителям и старшему поколению в целом, готовности понять их позицию, принять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей.
9. Воспитание ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Модуль «Мир вокруг нас: живая природа, культурное наследие и народные традиции»
Цель модуля: формирование у обучающихся чувства бережного отношения к живой природе и окружающей среде, культурному наследию и традициям многонационального народа России.
Задачи модуля:
1. Развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.
2. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
3. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной, профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
4. Формирование чувства любви к Родине на основе изучения культурного наследия и традиций многонационального народа России.
Модуль «Работа с родителями»
Цель модуля: формирование эффективной и согласованной системы сотрудничества родителей и образовательной организации в вопросах воспитания.
Задачи модуля:
1. Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательной организации и других организаций, работающих с детьми.
2. Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательной организации и общественных организаций.
3. Расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время.
4. Поддержка родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании.
5. Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся. Работа с родителями или законными представителями обучающихся МБОУДО ДДТ г.Долинск осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На уровне учреждения:
1) организация праздников для семей, обучающихся;
2) социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы
На уровне детского объединения:
1) социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации педагогов;
2) совместное участие детей и родителей в различных конкурсах и мероприятиях;
3) диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование;
4) завершение учебного года (полугодия) в объединениях отчетными мероприятиями вместе с родителями;
5) регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей, о жизни объединения в целом;
6) помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Учреждения;
7) организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания детей;
8) привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел объединения;
9) организация семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и Учреждения.
На индивидуальном уровне:
1) помощь со стороны родителей в подготовке и проведении внутри объединения мероприятий воспитательной направленности;
2) индивидуальное консультирование c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей);
3) диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование.
Модуль «Художественно-эстетическое воспитание»
Цель модуля: создание условий для самореализации обучающихся, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное; воспитание ценностного отношения к культуре и искусству.
Задачи модуля:
1. Создание условий для творческого и личностного развития детей, в том числе развитие природных способностей детей, приобретение детьми комплекса навыков, необходимых для дальнейшего профессионального обучения искусству.
2. Воспитание творчески-мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире.
3. Приобщение детей к миру искусства и развития их творческого потенциала осуществляется через подготовку и проведение творческих мероприятий, участий в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня.
4. Формирование умения самостоятельно воспринимать и оценивать художественные ценности.
5. Способствование позитивному восприятию ребенком образовательной организации.
Модуль «Детские объединения»
Задача модуля: реализовывать потенциал творческого объединения в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских объединений в жизни учреждения, укрепление коллективных ценностей.
В МБОУДО ДДТ г.Долинск данная задача решается через 1) Коллективные формы воспитательной работы: тематические концерты, спектакли, ярмарки, праздники, фестивали, акции, флэшмобы 2) Групповые формы: а) досуговые, развлекательные мероприятия;
б) проведение игровых программ: конкурсов, квестов, квизов, интеллектуальных игр;
в) проведение информационно-просветительских мероприятий
познавательного характера: выставок, экскурсий, мастер-классов;
3) Индивидуальные формы: беседы, консультации, наставничество.
Работа с детским коллективом предполагает:
1. Инициирование, мотивацию и поддержку участия детского объединения в общих ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе.
2. Педагогическое сопровождение детской социальной активности.
3. Организацию и проведение совместных дел с обучающимися объединения, их родителей, позволяющие вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них; установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися объединения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
4. Сплочение коллектива детского объединения через:
− игры на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих
начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков; − экскурсии, организуемые педагогами совместно с родителями;
− празднование в объединении дней рождения детей, включающее в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши и т.д.;
− регулярные творческие дела внутри объединения (выставки, праздники, концерты, конкурсы), дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни коллектива.
5. Мотивацию исполнения существующих и выработку совместно с обучающимися новых традиций и законов объединения, помогающих детям освоить нормы и правила общения.
Модуль «Профориентационная работа»
Основные цели профориентации:
· Профессиональное самоопределение: Поддержка учащихся в осознанном выборе будущей сферы профессиональной деятельности, основанном на их возможностях, способностях и интересах.
· Формирование положительного отношения к труду: Воспитание уважения к людям труда и понимания значимости труда в жизни человека и общества.
· Развитие готовности к профессиональной деятельности: Формирование у детей качеств, способностей и свойств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Основные задачи профориентации:
· Выявление индивидуальных особенностей: Использование тестов, бесед и специализированных методик для определения склонностей, способностей, интересов и характера учащегося.
· Профессиональное просвещение: Предоставление информации о разнообразии профессий, актуальных навыках, карьерных перспективах и потребностях рынка труда.
· Консультирование и сопровождение: Проведение профессиональных консультаций и разработка планов по развитию качеств, необходимых для выбранной сферы.
· Организация профессиональных проб: Взаимодействие с образовательными учреждениями и предприятиями для организации практических мероприятий, позволяющих учащимся примерить на себя различные профессии.
· Взаимодействие с родителями: Проведение работы с родителями для поддержки их в процессе профессионального самоопределения детей.
· Развитие социального партнерства: Координация и расширение партнерских отношений с организациями, которые могут помочь в реализации профориентационной работы.
Модуль деятельности первичного отделения Движение Первых
Основные цели:
· Совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.
· Содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
· Всестороннее развитие и самореализация детей и молодежи.
Основные задачи:
· Создание равных возможностей для детей и молодежи в различных сферах деятельности.
· Стимулирование творческой активности школьников и их профессиональная ориентация.
· Развитие проектной и инициативной деятельности участников Движения.
· Формирование единого воспитательного пространства, объединяющего ученическое самоуправление, детские объединения и партнеров.
· Развитие системы информационно-медийного взаимодействия и создание единой информационной среды.
· Координация воспитательных усилий и организация досуга детей и молодежи.
Основные направления
деятельности:
Деятельность первичных отделений охватывает различные сферы, включая:
· Образование и наука («УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»).
· Культура и искусство («СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»).
· Волонтерство и добровольчество («ДОРОГОЮ ДОБРА!»).
· Патриотизм и историческая память («ВСЕГДА В ДОЗОРЕ!»).
· Экология и охрана природы («ПОКОЛЕНИЕ ХОРОШИХ ПРИВЫЧЕК!»)
Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год
|
№ п/п |
Модуль воспитательной работы |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственный исполнитель |
|
1 |
Гражданин и патриот |
Беседы в объединениях «Мы помним тебя, Беслан!» |
Сентябрь |
педагоги дополнительного образования |
|
Беседы в объединениях, посвященные празднованию Дня народного единства. |
Октябрь - ноябрь |
педагоги дополнительного образования |
||
|
Декабрь |
Кузнецова И.Н. – методист, Газизуллина М.А. – председатель первичного отделения |
|
Уроки мужества, посвященные Ленинградской блокаде, выводу войск из Афганистана |
Январь |
Кузнецова И.Н. , методист |
||
|
Мастер-классы, посвященные Дню защитника Отечества |
Февраль |
педагоги дополнительного образования |
||
|
Выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества, приуроченная военно-патриотическому месячнику |
Февраль, май |
Кузнецова И.Н., методист, педагоги дополнительного образования |
||
|
«Россия и Крым вместе навсегда!», посвящённые воссоединению России и Крыма |
Март |
Кузнецова И.Н., методист |
|
Участие в акциях «Верни герою имя», «Бессмертный полк», «Окна Победы», «Георгиевская ленточка», |
Апрель Май |
Кузнецова И.Н. - методист, Газизуллина М.А. – председатель первичного отделения |
||
|
Мероприятия, посвященные Дню Победы (выставка творческих работ, участие в городском концерте, мастер-классы) |
Май |
педагоги дополнительного образования |
||
|
Операция «Забота»: - поздравление ветеранов труда, «детей войны»; - оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям |
Декабрь Февраль Май |
Кузнецова И.Н., Мирошниченко И.В., методисты |
||
|
Мероприятия, посвященные памятным датам российской военной истории (Дни воинской славы России) |
В течение года |
Кузнецова И.Н., педагоги дополнительного образования |
||
|
Экскурсии в историко-краеведческий музей |
В течение года |
педагоги дополнительного образования |
||
|
Выставка, посвященная Дню Победы в Великую Отечественную войну , 1941-1945 г.г. |
В течение года |
Мирошниченко И.В.- методист, педагоги дополнительного образования |
|
Концерт для работников Росгвардии, полиции |
Февраль- март |
Кузнецова И.Н. – методист, |
|||
|
2. |
Социализация и духовно-нравственное развитие |
||||
|
Акция «Праздник в каждый дом», посвященная Дню пожилого человека |
Октябрь |
Кузнецова И.Н. – методист, Педагоги дополнительного образования |
|||
|
Мероприятия в новогодние каникулы |
Январь |
педагоги дополнительного образования |
|||
|
Мастер-классы, посвященные Дню Матери, Дню Отца, 8 Марта |
Ноябрь, март |
педагоги дополнительного образования |
|||
|
Участие в муниципальной выставке прикладного и изобразительного творчества по экологии |
Апрель |
Педагоги дополнительного образования |
|||
|
Участие в городских и муниципальных мероприятиях, концертах |
В течении года |
Чан В.М., Косиненко Е.А., Груздева Ю.В. – педагоги дополнительного образования |
|
3. |
Работа с родителями |
Организация и проведение родительских собраний в объединениях |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|
Индивидуальные беседы с родителями: - об обязанностях по воспитанию и содержанию детей, - о взаимоотношениях в семье, - о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. |
В течение года |
Зам. директора, педагоги дополнительного образования |
||
|
Привлечение родителей к организации мероприятий в объединениях и в учреждении |
В течение года |
Кузнецова И.Н., Мирошниченко И.В. -методисты, педагоги дополнительного образования |
|
4. |
Художественно-эстетическое воспитание
|
Участие в выставках и конкурсах разного уровня |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|
Выставка «Здравствуй, осень золотая!» |
Октябрь |
Педагоги дополнительного образования |
||
|
Новогодняя выставка декоративно – прикладного и изобразительного творчества |
Декабрь |
педагоги дополнительного образования |
||
|
Новогоднее представление |
Декабрь |
Кузнецова И.Н., методист |
||
|
Конкурс «Золотой граммофон» |
Март |
Груздева Ю.В. , педагог дополнительного образования |
|
Мастер-классы, посвящённые Международному Дню защиты детей. |
Июнь |
Мирошниченко И.В. методист, педагоги дополнительного образования |
|||
|
5. |
Творческие объединения
|
Мастер- классы для детей и родителей |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|
|
Неделя открытых дверей в МБОУДО ДДТ г.Долинск |
Сентябрь |
Кузнецова И.Н. Мирошниченко И.В. - методисты |
|||
|
Родительские собрания |
1 раз в четверть |
Педагоги дополнительного образования |
|||
|
6. |
Мир вокруг нас: живая природа, культурное наследие, народные традиции |
Игры на свежем воздухе, посещение досуговых мероприятий, экскурсии, участие в акциях и конкурсах |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|
|
Участие в экологических акциях «Чистый берег», «Всероссийский субботник». |
Май |
Мирошниченко И.В., Кузнецова И.Н. - методисты |
|||
|
Экскурсии по культурно- историческим местам города, посещение историко-краеведческого музея, выставок, городской библиотеки им. Лебкова. |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|||
|
Концерт «Мы разные, но мы-едины!» |
Март |
Кузнецова И.Н., Мирошниченко И.В., методисты |
|||
|
7. |
Профориентационная работа |
Экскурсии на предприятия города, района, области |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|
|
Реализация грантового проекта «Начни помогать!» |
Сентябрь - декабрь |
Кузнецова И.Н. - методист |
|||
|
Участие в конкурсах разного уровня |
В течение года |
Педагоги дополнительного образования |
|||
|
8. |
Деятельность первичного отделения Движение Первых |
Участие в мероприятиях и конкурсах Движение Первых |
В течение года |
Газизуллина М.А. – председатель первичного отделения |
|
|
Участие в конкурсе грантовых проектов |
В течение года |
Газизуллина М.А. – председатель первичного отделения |
|||