АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г

Дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука безопасности»
Социально-гуманитарной направленности
Уровень освоения: стартовый
программа рассчитана для детей в возрасте 7-11 лет,
срок реализации программы 1 год

Педагог дополнительного образования:
Мирошниченко Антон Владимирович

г. Долинск
2024

2

Содержание программы

1. Комплекс основных характеристик ДООП: Пояснительная записка…………… 3
2.Комплекс организационно-педагогических условий………..…………………. 16
3. Список литературы……………………..………………………………………… 19
4. Приложения ………………………………………………………………………...22

3

1. Пояснительная записка
1.1.
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука безопасности»
является одноуровневой имеет социально-гуманитарную направленность и
стартовый уровень сложности. Это модифицированная программа. За основу взята
ДООП педагога дополнительного образования Чуркиной Е.В. «Азбука
безопасности».
1.2. Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать
современные задачи в целях своей безопасности.
В воспитании подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию
себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая
исходит извне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранения,
развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности.
Занятия по программе «Азбука безопасности» являются эффективным
средством приобщения детей к методам личной безопасности. Они направлены на
формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений
распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них и
оказывать само- и взаимопомощь.
Педагогическая целесообразность программы состоит в идее сочетания
оздоровительных и воспитательных методик, что позволяет обучить детей приемам
саморегуляции в различных жизненных ситуациях. Она направлена на решение
задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но самое главное
профилактике асоциального поведения. Значительное внимание уделяется
профилактике вредных привычек.
В процессе реализации программы «Азбука безопасности» обучающиеся
получат дополнительные знания в области личной, социальной безопасности.
Знания правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа
жизни, действия в чрезвычайных ситуациях.
Практическая значимость
Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся
под руководством педагога освоят знания об основах безопасного поведения при
возникновении чрезвычайных ситуациях.
В результате освоения программы, обучающиеся научаться использовать
приобретенный в объединении опыт деятельности в реальной и повседневной жизни
для: ведения здорового образа жизни; действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях; пользования бытовыми приборами; пользования Интернетом;
использования по назначению лекарственных препаратов; пользования бытовыми
приборами; соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе; соблюдения мер
безопасного поведения на водоёмах в любое время года; оказание первой
медицинской помощи в неотложных состояниях; вызова (обращения) за помощью в
случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

4

Отличительные особенности
Программа предусматривает работу в трех направлениях:
Обучение теоретическим знаниям (беседы, тренинги, викторины, опросы,
обсуждения, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа
(рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач).
Развитие практических навыков и применение их в реальной жизни
(сюжетные игры, просмотр DVD фильмов, компьютерных презентаций, просмотр
мультфильмов, экскурсии, акции).
Творческая деятельность.
Программа охватывает всю структуру образовательной деятельности,
включает в себя работу с детьми от 7 до 11 лет и сотрудничество с работниками
ГИБДД, Пожарной части, МЧС и других организаций.
1.3. Адресат программы
Программа рассчитана для работы с обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет.
Состав группы разновозрастной. Группа комплектуются из обучающихся с
наличием интереса к личной безопасности.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития. Этот возраст является периодом интенсивного развития и качественного
преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать
опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования
личности. В этот период закладывается фундамент нравственного поведения,
происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться
общественная направленность личности. Большие возможности предоставляет
младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За
несколько лет младший школьник накапливает важный для своего дальнейшего
развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для
коллектива.
Воспитанию коллективизма помогают занятия по данной программе. Именно
здесь учащиеся приобретает основной опыт коллективной общественной
деятельности. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной
группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются
знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок.
Формирование учебных групп производится на добровольной основе.
1.4. Объем и срок освоения программы:
период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
занятия в ч
занятий в часов
неделю
неделю
2ч
1
2
1 год

Кол-во
в недель
36

Кол-во ч. в
год
72 часа

Объем программы – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в
академических часах- 45 минут, между занятиями установлены10 - минутные
перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в
неделю.
1.5. Формы и методы обучения. Обучение по программе ведется в очной форме с
применением дистанционных технологий

5

Ведущая идея данной программы состоит в сочетании оздоровительных и
воспитательных методик, призванных способствовать формированию у учащихся
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной
безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и
индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического
поведения, но самое главное профилактике ассоциального поведения. Значительное
внимание уделяется профилактике вредных привычек. Программа дает
возможности развить мыслительные способности обучающихся пройти социальную
адаптацию. Программа разработана с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и
групповые формы деятельности, разновозрастное сотрудничество, рефлексивная
деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации.
У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их
потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с
другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению этого материала. Каждое занятие разбивается на 3 части, которые
составляют в комплексное целостное занятие.
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, беседы, тренинги, викторины, опросы, обсуждения,
просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание
иллюстраций, решение ситуативных задач), планирование и распределение работы
для каждого учащегося на данное занятие
2 часть – практическая работа учащихся. Здесь проходит закрепление
теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы, сюжетные игры,
просмотр DVD фильмов, компьютерных презентаций, просмотр мультфильмов,
экскурсии, акции, творческая деятельность
3 часть посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это
коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого
обучающегося, педагога и всех вместе
Методы обучения:
Словесный - рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, объяснение
последовательности действий и содержания, объяснение, инструктаж, работа с
книгой, познавательные игры и т.д.;
Наглядный - экскурсии, демонстрация видеосюжетов, видеофильмов,
кинофильмов.
Практический - практические работы, упражнения, дидактические игры,
тренинг, репетиция, тестирование.
Объяснительно – иллюстративный - объяснение материала сопровождается
различными визуальными средствами;
Частично – поисковый организует участие обучающихся в выполнении
отдельных шагов поиска, решении определенной задачи или достижении
определенной цели.;
Исследовательский - организация поисковой, познавательной деятельности
обучающихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих
самостоятельного решения.

6

1.6.
Цель программы: Формирование у обучающихся умения оценивать
ситуации с точки зрения «опасно - неопасно», принимать решение и
соответственно реагировать.
Задачи программы
Предметные:

Дать понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях, основах
безопасного поведения при их возникновении, основах здорового образа жизни,
культуры общения и поведения в социуме.

Сформировать способность обучающихся правильно действовать в
опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного
характера.

Научить правилам поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на
проезжей части, в лесу, на водоёмах; правила поведения в Интернете, социальных
сетях.
Метапредметные:

Развивать качества личности, необходимых для обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Сформировать следующие умения: оценивать жизненные ситуации
(поступки, явления, события), объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностях; в предложенных ситуациях, опираясь
на знания, делать выбор, как поступить; осознавать ответственное отношение к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки.

Развивать интерес к проектной деятельности, мотивировать к
творческому труду, работе на результат.

Способствовать развитию коллективного сотрудничества для
достижения цели.
личностные:

Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

Воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных
неожиданных ситуациях.

Воспитывать умение работать в команде, уважительное отношение к
товарищам,
эмоционально-нравственную
отзывчивость,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей.
1.7. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1

Наименование раздела.
темы
Вводное занятие «Что такое
безопасность?»
Беседа по ТБ

Количество часов
всего теори прак
я
тика
1
1
0

Формы аттестации
(контроля)
Опрос. Анкетирование

7

2

Раздел 2. Для чего нужны
правила
дорожного
движения.
Как
устроена
дорога.
Участники
дорожного
движения
Движение пешеходов по
улице и дороге. Правила
перехода
дороги
1нерегулируемые переходы; 2регуруемые переходы;
Мы пешеходы. Движение
пешеходов в непогоду и
темноте.
Берегись автомобиля.
Виды транспорта.

13

3,5

9,5

3

1

2

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

1
1

0
0,5

1
0,5

14

4,5

9,5

2

1

1

Как обращаться с
электроприборами. Техника
безопасности при
использовании
электроприборов
Поплотнее кран закрой –
осторожен будь с водой.
Запомните детки-таблетки не
конфетки.
Один дома. Правила
поведения с незнакомцами.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Практическое занятие:
Сюжетно ролевая игра
«Телефон спасения»
проигрывание ситуации:
«Вызов пожарной службы,
скорой помощи, полиции».
Зарисовка номеров «01»,
«02», «03
Загадки

2

0,5

1,5

Викторина

2

0,5

1,5

3.6

С другом мы идем гулять

2

0,5

1,5

3.7

Правила поведения в толпе.

2

0,5

1,5

Игра-ситуация «Звонят в
дверь». Рисунок на тему
«Фото
робот
опасного
человека»
Коллаж «Каждый должен
знать, как на улице гулять»
(коллективная работа)
Обсуждение видеоролика
«Правила
поведения
в
толпе»

10
1

2,5
0,5

7,5
0,5

1

0,5

0,5

2.1

2.2

2.3

2.4

Мы пассажиры.
Безопасность на железной
дороге
3 Раздел 3. Безопасность в
быту. Если вы остались
дома одни.
3.1
Огонь друг или враг. Если
пожар случился дома.
2.5
2.6

3.2

3.3
3.4
3.5

4 Раздел 4. Твоё здоровье
4.1 Почему
мы
болеем.
Прививки от болезней
4.2 Не грызи ногти, не ковыряй в
носу.
Инструктаж
«Как
пользоваться ножницами»

Творческая работа «Улицы
моего города». Блиц –
опрос, загадки
Конкурс
рисунков
«Безопасный пешеход!»
Викторина
«Красный,
жёлтый, зелёный»
анализ ситуаций,
игра «Узнай дорожный
знак»,
Практическое занятие по
изготовлению светофора.
Тест «Дорожная азбука»
Игра «Какой ты пассажир?»
Видео вопросы «ты мне – я
тебе»

Викторина «Что я знаю о
себе»
Игра «Хорошо или плохо».

8

4.3 Как уберечься от порезов,
ушибов, переломов

2

1

1

4.4 Уход за руками и ногами.
Забота о коже. Уход за
зубами

2

0

2

4.5 Как следует питаться

2

0,5

1,5

4.6 Спорт в жизни людей.
Физические упражнения, их
влияние
на
физическое
развитие
и
физические
качества.
5 Раздел 5. Безопасность в
природе
5.1 Правила
поведения
на
водоёмах. Правила поведения
в лесу.
5.2 Опасные растения. Опасные
грибы

2

0

2

10

4,5

6,5

4

1

3

3

1.5

1.5

5.3 Опасные насекомые

1

0,5

0,5

5.4 Опасный лёд. Опасность
схода снега с крыш

1

0,5

0,5

5.6 Экологическая безопасность.

2

0,5

1,5

Раздел 6.Безопасность в
Интернете
Правила
безопасного
поведения
в
интернете.
Мошенничество
в
сети
интернет
Какие
опасности
ждут
школьника в сети Интернет.
Опасности в Интернете компьютерные вирусы
Компьютер и компьютерные
игры
Компьютер и здоровье

8

2

6

2

0,5

1,5

Игра «Безопасность в
интернете»

2

0,5

1,5

Анкета «Осторожно,
вирус!»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Тест на знания правил
поведения в интернете
Выпуск буклетов «Правила
поведения в сети Интернет»

6
6.1

6.2

6.3
6.4

Практические
занятия:
оказание
первой
медицинской помощи
Обсуждение
содержания
мультфильма
«Кругосветное путешествие
за
ослепительными
улыбками».
Практическое упражнение в
правильной технике чистки
зубов.
Викторина
«Четвертый
лишний».
Спортивные эстафеты

Игра «Аукцион знаний»
Выпуск буклетов
Викторина «Мои зелёные
друзья?» Групповые
соревнования «Собери
пазл»
Проигрывание проблемной
ситуации «Осторожно, я
кусаюсь»
Анкетирование
«Безопасность
на водоёме» Обсуждение
опасных ситуаций
Ребусы по экологической
безопасности

9

Раздел
7.
Социальная
безопасность
О вреде наркотиков. Шаг в
пропасть (наркотики
Что такое психоактивное
вещество
Профилактика
употребления СПАЙСА
Ты и алкоголь. Пивной
алкоголизм
Жизнь без наркотиков и
алкоголя

12

4,5

7,5

2

1

1

1

0,5

0,5

2

1

1

1

0

1

7.5 Профилактика
табакокурения
7.6 Мы за здоровый образ жизни

3

1

2

3

1

2

Раздел 8. Терроризм
Терроризм

2
2

1
1

1
1

Итоговое занятие

2

Итого:

72

7
7.1
7.2

7.3
7.4

8.

9.

2
24

Выпуск листовок «Нет
наркотикам»
Опрос
Конкурс рисунков «Скажем
наркотикам нет.»
Выпуск плаката «Жизнь без
алкоголя»
«Я умею выбирать –
тренинг безопасного
поведения».
Акция «Меняю сигарету на
конфету»
Буклеты «Мы за здоровый
образ жизни»
Анкета «Что я знаю о
терроризме»
Квест-игра «Азбука
безопасности»

48

Содержание учебного плана
Раздел 1. «Что такое безопасность»
Тема 1. Вводное занятие «Что такое безопасность?» Беседа по ТБ. (1час)
Теория (1час). Ознакомить с понятиями «опасность», «безопасность»; учить
предвидеть опасность, находить опасные предметы, учить правила безопасного
поведения.
Оборудование: компьютер, презентация к теме, анкеты
Раздел 2. «Для чего нужны правила дорожного движения.»
Тема 1. Как устроена дорога. Участники дорожного движения (3часа)
Теория: Зачем нужно знать правила дорожного движения пешеходу и
водителю. Участники дорожного движения
Оборудование: Компьютер, видеофайл с мультфильмом, видеопроектор,
листы для рисования, цветные карандаши.
Практика :Экскурсия «Дорога в ДДТ. Участники движения»
Творческая работа «Улицы моего города»
Тема 2. Движение пешеходов по улице и дороге. Правила перехода дороги
1-нерегулируемые переходы; 2-регуруемые переходы (4часа)
Теория: правила дорожного движения; представления школьников о
безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам
Оборудование: иллюстрации по теме, компьютер, бумага, канцелярские
принадлежности

10

Практика: Игровая программа «красный, желтый, зеленый», дидактическая
игра «Подумай, отгадай»
Тема 3. Мы пешеходы. Движение пешеходов в непогоду и темноте.
(2часа)
Теория): правила движения пешеходов по дороге и новые для детей правила
перехода улицы.
Оборудование: плакаты и иллюстрации к теме, атрибуты к игре «Собери
дорожный знак»
Практика: дидактическая игра «Это я, это все мои друзья», творческая работа
«Дорожные знаки»
Тема 4. Берегись автомобиля. Виды транспорта. (2часа)
Теория: Беседа о транспорте, что бывает наземный, водный, воздушный,
общественный, легковой, грузовой, специальный. Беседа о видах и их назначении.
Рассказ о правилах безопасности при перевозке людей разными видами транспорта
Оборудование: компьютер, видеопроектор, файл с мультфильмом
Практика: практическое занятие – рисуем транспорт нашего города, игра
«Берегись автомобиля». Изготовление светофора.
Тема 5. Мы пассажиры (1час)
Практика: правила поведения на различных видах транспорта. Игра «Какой
ты пассажир?»
Оборудование: карточки для игры
Тема 6. Безопасность на железной дороге(1час)
Теория: жизненная необходимость соблюдения правил безопасного
поведения на железной дороге.
Оборудование: компьютер, презентация к теме, видеопроектор, бумага
карандаши цветные, цветная бумага, клей
Практика: Изготовление книжки-самоделки «Правила поведения на
железной дороге»
Раздел 3. «Безопасность в быту. Если вы остались дома одни» (14 час)
Тема 1. Огонь друг или враг. Если пожар случился дома (2часа)
Теория: пользой или вред, который может принести человеку огонь;
обращение с огнём; соблюдения правил пожарной безопасности.
Оборудование: компьютер, презентация к теме, медиапроектор, буклеты
плакаты к теме
Практика (2часа): Практическое занятие Сюжетно ролевая игра «Телефон
спасения», проигрование ситуации «Вызов пожарных по телефону» Конкурс
знатоков правил пожарной безопасности.
Тема 2. Как обращаться с электроприборами. Техника безопасности при
использовании электроприборами (2часа)
Теория: правила безопасного поведения в квартире, правила пользования
электрическими приборами.

11

Оборудование: компьютер, видеофильм, инструкция, буклет к теме
оборудование к сюжетно-ролевой игре
Практика: экскурсия в Пожарный отряд города
Тема 3. Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой. (2час)
Теория: бережное отношение к воде и её экономия. Соблюдение правил
осторожного пользования водой в доме.
Оборудование: плакаты к теме, буклеты, кроссворд
Практика: отгадывание загадок
Тема 4. Запомните детки-таблетки не конфетки. (2час)
Теория: Формирование у детей привычку не пользоваться лекарствами и
витаминами
без
разрешения
взрослых,
формирование
сознательного,
ответственного и бережного отношения к своей безопасности; рассказ о
лекарственных средствах, опасность, которая может от них исходить.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, видеофильм, карточки с
вопросами викторины, медицинский чемоданчик с набором лекарств и витаминов
Практика (0,5часа): Игра «собери пословицу»
Тема 5. Один дома. Правила поведения с незнакомцами. (2часа)
Теория: опасность пребывания дома без родителей. Предупреждение
возможных негативных ситуаций для ребенка, если он находится один в доме или
на улице, правильное поведение при встрече с незнакомыми людьми.
Оборудование: компьютер, презентация
Практика: Игра–ситуация «Звонят в дверь». Рисование фоторобота опасного
человека
Тема 6. С другом мы идем гулять(2часа)
Теория: безопасность дорожного движения при передвижении по улицам и
дорогам.
Оборудование: карандаши, бумага, карта города
Практика: экскурсия «Безопасный маршрут в школу», коллективный коллаж
«Каждый должен знать, как на улице гулять»
Тема 7. Правила поведения в толпе. (2час)
Теория: информационные материалы, объясняющими влияние толпы на
человека;
разновидности толпы, культура общения; негативное отношение к толпе и
всему, что отсюда вытекает; правила поведения в толпе.
Оборудование: компьютер, видеоролик, карточки с вопросами к игре
Практика: Игра «Хорошо –плохо»
Раздел 4 «Твоё здоровье»
Тема 1. Почему мы болеем Прививки от болезней. (1час)
Теория: правила сохранения здоровья на основе их информирования о
проявлениях (симптомах) разных болезней, правила поведения во время болезни,
приемы и способы предупреждения и лечения некоторых заболеваний,

12

Оборудование: карточки к теме, буклет, оборудование и карточки для игры
аптечка
Практика: викторина «Что я знаю о себе?»
Тема 2. Не грызи ногти, не ковыряй в носу (1час)
Теория: Правильное отношение к себе и своему здоровью; здоровый образ
жизни. Инструкции по пользованию ножниц
Оборудование: художественное произведение «МойДодыр», иллюстрации к
теме, оборудование к занятию (компьютер и др.)
Практика: Конкурс рисунков «Правила личной гигиены»
Тема 3. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов(2часа)
Теория: различные виды травматизма и меры их предупреждения, приемы
оказания первой медицинской помощи при травмах; личная безопасность и
безопасность окружающих.
Оборудование: компьютер, презентация, аптечка
Практика: практическое занятие оказание первой медицинской помощи
Тема 4. Уход за руками и ногами. Забота о коже. Уход за зубами (2часа)
Теория: сохранение и укрепление своего здоровья. Различные формы
гигиенических процедур. Понятие «личная гигиена»
Оборудование: компьютер, иллюстрации к теме, средства гигиены
Практика: практическое занятие (уход за руками), Практическое задание
«Вредные советы»
Тема 5. Как следует питаться(2часа)
Теория: правильное питание. Потребность в здоровом образе жизни. Вред
для здоровья, наносимом фаст-фудом.
Оборудование: иллюстрации к теме, карточки «полезные и вредные
продукты» к игре, таблицы
Практика: викторина «Четвертый лишний», выпуск буклета для родителей
«Правильное питание школьника»
Тема 6. Спорт в жизни людей. Физические упражнения, их влияние на
физическое развитие и физические качества(2часа)
Практика: командные спортивные соревнования, эстафеты «Веселые
эстафеты»
Оборудование: спортивное оборудование для эстафет (мячи, обручи и тд.)
Раздел 5. «Безопасность в природе» (10ЧАС)
Тема 1. Правила поведения на водоёмах. Правила поведения в лесу
(4часа)
Теория: правила безопасного поведения на воде в теплое время года.
Причины несчастных случаев на воде, действия в случае опасности. Правила
безопасного поведения в лесу; любовь к природе и бережное отношение к
окружающему миру.

13

Оборудование: иллюстрации к теме, бумага, фломастеры, фотоаппарат,
карточки, художественные произведения, карточки для игры, загадки, таблицы для
игры.
Практика: игра «Аукцион знаний», практические занятия «Собираемся в
поход», викторина «Лесной светофор», выпуск буклетов
Тема 2. Опасные растения. Опасные грибы (2часа)
Теория: растения, как лекарственные, так и ядовитые, их значении в жизни
человека и животных. Примеры ядовитых растений, грибов, ягод, их токсическое
действие на организм человека. Первая доврачебная помощь.
Оборудование: компьютер, презентация к теме, медиапроектор, карточки для
работы по группам, аксессуары к практическому занятию
Практика: коллективная работа «альбом» «Лекарственные и опасные
растения», викторина «Мои зеленые друзья»
Тема 3. Опасные насекомые.
(1час)
Теория: Виды опасных насекомых. Правила поведения. Первая помощь при
укусах.
Оборудование: картинки и плакаты к теме, загадки, кроссворд
Практика: проигрывание ситуации «Осторожно, я кусаюсь.
Тема 4. Опасный лёд. Опасность схода снега с крыш. (1час)
Теория: несчастные случаи безопасного поведения детей на водных объектах
в зимний период. правила, безопасного поведения детей на водных объектах в
зимний период. правила безопасного поведения при гололеде, опасность от сосулек
для человека; правила безопасности.
Оборудование: компьютер, презентация, ватман, карандаши, фломастеры
Практика: коллективная работа стенгазета «Правила поведения на водоемах
зимой»
Тема 5. Экологическая безопасность. (2часа)
Теория: экологическая культура человека
Оборудование: презентация, плакаты к теме, бумага, фломастеры, карандаши,
фотоаппарат
Практика: экологический квест «Эко –ассорти», ребусы
Раздел 6. «Безопасность в Интернете» (8 час)
Тема 1. Правила безопасного поведения в интернете. Мошенничество в
сети интернет. (2часа)
Теория: интернет- зависимость. Правила
ответственного и безопасного
поведения в современной информационной среде.
Оборудование: компьютер, видеоролик, бумага, иллюстрации, канцелярские
принадлежности
Практика: Квест «Безопасный интернет»
Оборудование: компьютер, медиапроектор, видеоролик к теме, аксессуары.

14

Тема 2. Какие опасности ждут школьника в сети Интернет. Опасности в
Интернете- компьютерные вирусы (2часа)
Теория: виды информации, способной причинить вред здоровью и развитию
школьников, а также о негативных последствиях распространения такой
информации;
правила ответственного и безопасного пользования услугами Интернет,
профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и игровой
зависимости.
Оборудование: иллюстрации к теме, плакаты, загадки
Практика: интерактивная викторина "Что я знаю о безопасной работе в
Интернете", выпуск памяток для школьников «Безопасный интернет»
Тема 3. Компьютер и компьютерные игры (2часа)
Теория: проблема всеобщей увлеченности компьютерными играми.
Оборудование: компьютер, презентация, бумага, фотоаппарат, канцелярские
принадлежности
Практика: совместная работа над презентацией «Компьютер и
компьютерные игры», тест.
Тема 4. Компьютер и здоровье (2часа)
Теория: влияние компьютера на здоровье человека; положительные и
негативные стороны в работе с компьютером; необходимость соблюдения правил
при пользовании компьютером.
Оборудование:
компьютер,
презентация,
бумага,
канцелярские
принадлежности, фотоаппарат
Практика: выпуск буклета «Путешествие в страну Безопасный интернет»
Раздел 7. «Социальная безопасность»
Тема 1.О вреде наркотиков. Шаг в пропасть (наркотики) (2часа)
Теория: отрицательное действие, негативные последствия злоупотребления
наркотическими и психотропными веществами; отказ от употребления наркотиков
и сопротивление негативным явлениям в обществе.
Оборудование: иллюстрации, статьи, видеоролик, бумага, канцелярские
принадлежности
Практика: выпуск листовок «Нет наркотикам»,
Тема 2. Что такое психоактивное вещество. Профилактика употребления
СПАЙСА. (1час)
Теория: здоровый образ жизни, ответственность за свою жизнь и здоровье
Оборудование: компьютер, презентация, бумага, карандаши, фломастеры
Практика (0,5часа): конкурс рисунков «Мы против наркотиков»
Тема 3. Ты и алкоголь. Пивной алкоголизм (2часа)
Теория: алкоголь, последствия алкоголизма, здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, видеоролик
Практика (1час): выпуск плаката «Жизнь без алкоголя»

15

Тема 4. Жизнь без наркотиков и алкоголя (1час)
Здоровый образ жизни, встреча с наркологом.
Практика: Акция «Мы за здоровый образ жизни», выпуск стенгазеты
Тема 5. Профилактика табакокурения (3часа)
Теория: вред, который наносит здоровью никотин. Отказ от курения
здоровый образ жизни.
Оборудование: статьи, иллюстрации к теме.
Практика: Акция «Меняю сигарету на конфету», выпуск буклетов
Тема 6. Мы за здоровый образ жизни (3часа)
Теория: здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек
Оборудование: спортивный инвентарь для соревнований (скакалки, мячи и
т.д.)
Практика (2часа): спортивные эстафеты, буклеты «Мы за здоровый образ
жизни»
Раздел 8. «Терроризм»
Тема 1. Терроризм (2часа)
Теория: примеры событий в мире, что такое терроризм, каковы его
последствия, какие возможные способы защиты от него существуют; сущность
терроризма; правила поведения при теракте. Гражданская позиция подрастающего
поколения.
Оборудование: компьютер, презентация
Практика (1час): рисунки к теме «Мы против терроризма»
Раздел 9 Итоговое занятие (2 час)
Практика (1час): Квест–игра «Азбука безопасности»

1.8. Планируемые результаты
Ожидаемый результат обучения по данной программе в общем виде может
быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в
опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного
характера.
Предметные: Обучающиеся будут знать основные понятия здоровья и
факторов, влияющих на него; иметь представление о существующих опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в
современных условиях жизнедеятельности; элементарные правилабезопасного
поведения дома, в школе, на улице, транспорте, на проезжей части, в лесу, на
водоёмах; правила поведения в Интернете, социальных сетях; основные задачи
государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности
населения. Обучающиеся
будут знать основные элементарные правила
нравственного поведения в мире людей, нормы здоровьесберегающего поведения в
социальной среде, владеть теоретическими знаниями, заложенными в данной
программе.

16

Метапедмтные: будут уметь использовать приобретенный опыт в реальной
и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях; пользования бытовыми приборами; пользования
Интернетом; использования по назначению лекарственных препаратов; пользования
бытовыми приборами; соблюдения общих правил безопасного дорожного
движения; соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе; соблюдения
мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года; оказание первой
медицинской помощи в неотложных состояниях; вызова (обращения) за помощью в
случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Личностные: обучающиеся будут уметь работать в коллективе, уважительно
относиться к товарищам, уметь общаться в социуме, уметь делать выбор как
поступить, осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих. Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, на основе преставлений о нравственных нормах,
социальной справедливости.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно- учебный график
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
начала
занятий
01.09

Дата
окончания
занятий
31.05

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
дней

Кол-во
часов

Режим
занятий

36

72

1 раз в
неделю/
2ч

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
1. компьютер
2. спортзал.
3. спортивный инвентарь
4. Ноутбук.
5. Сканер.
6. Принтер.
7. кабинет
8. Экран и мультимедийный проектор.
Расходные материалы:
ватман, бумага масштабно –координатная,
копировальная бумага, карандаши (простые, цветные).

миллиметровка,

калька,

Другие материалы могут использоваться для создания творческих работ:
фольга, гофрированная бумага, природные и «бросовые» материалы и т.п.

17

Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
педагогическое образование
Информационное обеспечение реализации программы:
Дидактическое обеспечение программы
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с
учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими
особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог
может использовать:
Художественные фотографии, рисунки и иллюстрации.
Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный
для каждого учащегося).
Электронные презентации по основным разделам программы.
Стенды со сменными экспозициями.
Наличие рабочей учебной программы
Интернет ресурсы:
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
http://0bj.ru /
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spasextreme.ru Россия без наркотиков
http://www.risk-net.ru "Открытый урок"
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей" Электронная версия
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание
основам безопасности жизнедеятельности).
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/Портал для малышей города
Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2
Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavl
enie_1.html
http://easyen.ru/

18

Электронные ресурсы по теме «Безопасность детей в Интернете»
Защита детей от вредной информации в сети Интернет.
http://www.internet-kontrol.ru/
Детские поисковики / Настройка системы контекстной фильтрации
"Родительский контроль" в различных версиях Windows / Статьи о детях,
компьютерах и Интернете / Новости мира Интернета / Что необходимо знать
родителям, оставляя детей наедине с мировой паутиной / Способы борьбы с вредной
информацией в разных странах и мн. др.
Справочник по детской безопасности в интернете
http://www.google.ru/goodtoknow/familysafety/resources/
http://www.ifap.ru/library/book099.pdf
«Безопасность детей в Интернете» / компания Microsoft. Информация для
родителей: памятки, советы, рекомендации и др.
Азбука безопасности / Сайт предназначен для детей, юношества, взрослых.
http://azbez.com/safety/internet
Линия помощи / Консультации по вопросам интернет-угроз / Флеш-игра
«Необычайные приключения в Интернете» / Видеоролик "Мошенничество в
социальных сетях: В Контакте" / Как защитить компьютер от вредоносного кода и
хакерских атак и др.
http://www.nachalka.com/bezopasnost
Статья «Безопасность детей в Интернете».
On-Ляндия. Безопасная WEB-страна
http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm
Интерактивный курс по интернет-безопасности, предлагаемый офисом
Microsoft / Материалы для детей, их родителей и учителей / Интерактивные
сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков
http://detionline.com/mts/about
Образовательно-выставочный проект / Комплекс образовательных
мероприятий, объединяющий в себе интерактивные выставки и серию обучающих
уроков для младших школьников / Брошюры по безопасному поведению в интернете
и мн.др.
Перечень интернет ресурсов для детей и родителей
Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского
Лаборатория Касперского подготовила брошюру для учеников младших
классов "Азбука информационной безопасности"
http://www.smeshariki.ru/parents#3
Советы от Смешариков: об осторожном поведении в интернет-игре
https://www.rubiring.ru/arkadiy-parovozov-somnitelnyie-saytyi/
Мультфильм "Аркадий Паровозов спешит на помощь – Сомнительные сайты"
https://kids.kaspersky.ru/category/entertainment/multfilmy/
Анимационный сериал о приключениях мальчика Севы и робота Каспера на
просторах интернета.
http://krasatatiana.blogspot.com/2009/10/blog-post.html
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет.
http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ruИнтерактивная
игра
«Джунгли Интернета» предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет и призвана
научить не теряться при столкновении с угрожающим поведением других
пользователей или с негативным содержанием сайтов.

19

http://www.spas-extreme.ru/themes/internet_bezopasnost
Интернет-безопасность на портале Спас-Экстрим
2.3. Формы подведения итогов реализации программы
Формы подведения итогов реализации программы это-защита проекта, игры,
квесты, конкурсы, викторины, круглый стол.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись,
грамоты. Дипломы, журнал посещаемости, маршрутный лист. Материалы
анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото.
Для выявления уровня усвоения содержания программы «Азбука
безопасности» и своевременного внесения коррекции образовательный процесс
проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль:
входной контроль - выявление исходного уровня обученности и развития
детей для составления программы развития детей, плана работы.
промежуточный контроль проводится с целью оценки качества освоения
учащимися программы по итогам учебного периода (раздела программы) в виде
теста, викторины, игры, конкурса рисунков, выпуск буклета.
Аттестация по итогам прохождения программы - проводится с целью оценки
качества программы и достижений учащихся по завершении всего курса
дополнительной общеразвивающей программы.
Описание средств контроля
контрольные задания, устный опрос, педагогическое наблюдение, создание
проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.). викторины.
проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, акции.

Список литературы
Список литературы для педагога дополнительного образования
1.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс:
учеб.
Для общеобразовательных учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н.
В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с.: ил.
2.
Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный
курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П.
Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
3.
Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.:
Просвещение, 1994.
4.
Обучение правилам дорожного движения: 1-4 кл.; пособие для учителя
\под ред. П.В. Ижевского. – М. Просвещение, 2007
5.
Правила и безопасность дорожного движения: учебное пособие для
детей 7-10 лет \ Н.Я.Жульнев. – М.: Дрофа 2008
6.
Правила безопасности дома и на улице.\Шинкарчук С.А. – СПб.6
Издательский дом Литера, 2008

20

7. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем; познавательные игры и
программы с дошколятами и школьниками/ авт.-сост. М.С.Коган.- Новосибирск;
Сиб.универ. изд-во, 2009
8. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. /Максиняева М.Р.- М.: ТЦ
Сфера, 2002
9. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование,
рекомендации /авт. Сост. О.В. Черемшанцева. - Волгоград: Учитель, 2008
Назарова И.Г.
10. Безопасность для каждого / Н.Б. Абросимов, И.С.Андреев, С.Ю.
Купцова – Самара: Изд – во НТЦ, 2005
11. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для
младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
12. Основы безопасности и жизнедеятельности 1 – 4 классы: Школьный
курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками/ Авт.- сост. Г.П.
Попова. Волгоград: Учитель,2006
13. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класс. М.: ВАКО, 2007. - 176с. / Мозаика детского отдыха.
14. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Волгоград: Учитель, 2007
15. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
16. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
17. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р
18. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
19. Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22
сентября
2020г.
№
3.12-902-р
«Об
утверждении
концепции
персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской
области»;
20. Письмо министерства образования Сахалинской области по
проектированию программ ДО 11.12.2023. № 3.12 ВН-5709;
21.
Муниципальные правовые акты;
22.
Устав образовательной организации;
23. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП
учреждения
Список литературы обучающихся и родителей
DVD диски с занятиями:
1.С.Зарин Мультипликационные уроки осторожности (основы безопасности
жизни для детей)

21

2.Улица полна неожиданностей ООО «Видеостудия КВАРТ»
3.А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Уроки Как не попасть в неприятную
ситуацию
4.И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга дидактические сказки о безопасности
5.И.А Лыкова, В.А. Шипунова Книга Огонь – друг, огонь –враг.
6.Т.В. Фролова Книга Профилактика детского дорожно – транспортного
травматизма
7.Литературные произведения: Сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака,
Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С.
Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина
«История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая
лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич
«Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море».

22

Приложение
Механизм оценивание образовательных процессов
Предметом оценки образовательных результатов является сформированность
основ безопасного поведения. Механизм оценивания направлен на комплексный
подход выявления знаний обучающихся.
1.Уровень теоретических знаний.
- низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал.
Изложения материала сбивочное, требующие корректировки наводящими
вопросами. Не всегда может спрогнозировать последствия своих действий в той или
иной ситуации.
- средний уровень. Обучающий знает изученный материал, но для полного
раскрытия темы требует дополнительный вопросы.
- высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать
логический выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
2. Уровень практических навыков и умений.
Оценивание результатов викторин и тестов
-Низкий уровень- менее 40% правильных ответов
-Средний уровень-40-80-% правильных ответов
- Высокий уровень- свыше 80% правильных ответов
3.Самостоятельная деятельность
-Высокий – самостоятельное выполняет заданное задание без помощи
педагога
-Средний – выполняет задание с небольшой помощью педагога
-Низкий – выполняет задание только с помощью педагога и под постоянным
контролем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».