программа Бумажные фантазии 2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажные фантазии»

Программа художественной направленности
Уровень освоения: последовательная
для обучающихся в возрасте от 7 - 10 лет,
срок реализации программы 2 года

Минханова Александра Егонивна
Педагог дополнительного образования

г. Долинск
2023 год

Комплекс основных характеристик
1. Целевой раздел:
Пояснительная записка

3

2. Содержательный раздел:

4

Учебно-тематический план стартового уровня1 года обучения

8

Содержание программы 1 года обучения

10

Учебно-тематический план базового уровня 2 года обучения

14

Содержание программы 2 года обучения

16

Календарно-учебный график

19

3. Комплекс организационно-педагогических условий

19

Материально-техническое обеспечение

19

Список литературы

21

Приложения

23

2

Пояснительная записка
Программа «Бумажные фантазии» относится к художественной
направленности и является модифицированной. ДПИ. Данная программа была
разработана на основе программ:

дополнительной образовательной программы «Декор». Автор –
Замостьянова Елена Владимировна;

программа «Бумажные фантазии» (в сокращенном виде) для кружка
конструирования из бумаги на 2 года обучения. Автор – Шабунина Ирина
Александровна.
Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 10 лет, относится к
художественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что на занятиях дети работают
руками, приучаясь к точечным движениям пальцев под контролем сознания,
развиваются творческие способности детей.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет максимально
интегрировать самые разные виды и техники декоративно-прикладного творчества.

Объем и срок реализации программы
Период

Продолжительность
занятия, ч

Кол-во
часов в
неделю, ч
4

Кол-во
недель

2

Кол-во
занятий в
неделю
2

36

Кол-во
часов в
год, ч
144

1 год
обучения
2 год
обучения
Итого

3

2

6

36

216

72

360

Объем программы составляет 360 часов.
Программа «Бумажные фантазии» предусматривает два уровня сложности:
стартовый (ознакомительный) и базовый.
Технология обучения предполагает создание педагогических условий для
включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его
ближайшего развития. Поэтому новый вариант программы предусматривает два
уровня освоения материала: стартовый и базовый, содержание каждого из
последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня. Включает
комплект практических заданий с разной степенью сложности.
Стартовый уровень (первый год обучения) рассчитан на ознакомление с
различными видами бумаги и получения базовых знаний, ознакомление с
инструментарием и работой с доступными материалами. Первый уровень
предполагает приобретение учащимися знания технических приемов, позволяющих
выполнять работу по заданию, четко соблюдая последовательность.
3

Базовый уровень (второй год обучения) предполагает более углубленное
изучение ребенком учебного материала и различный техник, умение самостоятельно
применять полученные знания и навыки при выполнении творческих заданий.
Цель программы: научить обучающихся владеть различными техниками
работы с бумагой: торцевание, оригами, квиллинг.
Задачи программы:
Предметные



обучить
техникам
художественного декоративно-прикладного
творчества – торцевание, квиллинг, оригами.
обучить навыкам изготовления композиций и поделок.

Метапредметные
 развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
 развить творческие способности, нестандартное мышление
изобретательность при решении поставленной задачи.

и

Личностные
 воспитать потребность в эстетическом и художественном наслаждении
от выполненной работы.
 воспитать аккуратность, точность, усидчивость во время работы.
 воспитать потребность в коллективных формах труда и умение
ориентироваться в проблемных ситуациях.
Программа предусматривает очную форму обучения с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы и методы обучения
 по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (фронтальная
работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами),
групповая, индивидуальная;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —
лекция, семинар, практикум, экскурсия, конференция, мастерская.
 по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний.
 Практические - практическая работа.
 Индивидуальная.
 Групповая.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
части. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для
работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна
быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме
и предмете знания.
4

Методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по
образцу);
 практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Основная форма

Образовательная
задача, Методы
решаемая на занятиях
1
2
3
1. Познавательное Передача информации.
Беседа, рассказ, доклад,
занятие
прослушивание,
защита
проектов
2.Практическое
Обучение.
Вырабатывать Упражнения
занятие
по умение
обращаться
с (самостоятельная
работа
отработке
предметами, инструментом, учащихся)
определенного
материалами.
Научить
умения.
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
3.
Поиск решения проблемы Исследовательская работа
Самостоятельная
самостоятельно
учащихся.
Создание
деятельность
проекта
детей
4.Творческие
Применение знаний в новых Создание проекта и его
упражнения
условиях. Обмен идеями, защита, временная работа в
опытом
группах
5. Игровая форма Создание
ситуации Короткая
игра,
игразанимательности
оболочка
6. Конкурсы
Контроль знаний, развитие Игра
коммуникативных отношений.
Корректировка
знаний,
умений,
развитие
ответственности,
самостоятельности
7. Выставки
Массовая
информация
и Экспозиция
наглядная
информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
5

8.
Занятие
–
соревнования
9.
Занятие
–
деловая (ролевая)
игра

Закрепление умений, знаний,
навыков
Усиление мотивации учения,
формирование познавательной
деятельности, углубление и
расширение знаний, перенос
теоретического
учебного
материала в практическую
деятельность
10. Занятие
– Формирование
мотивации,
лекция
установка
на
активное
восприятие
11. Занятие - зачет Подведение итогов, выявление
осознанности
знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда
12.
Развитие интереса учащихся к
Интегрированное предмету
занятие

Игра
Урок-путешествие,
урокэкскурсия, урок-интервью,
урок-презентация и т.д.

Индивидуальное
групповое
собеседование.

или
занятие,

Собеседование,
семинар,
конференция, ролевая игра,
обобщение материала в виде
таблиц,
бюллетеней,
стенгазет
13.
Модульное Способствует
Самостоятельная
занятие
пооперационному усвоению деятельность
материала, контроль знаний,
умений,
навыков,
их
коррекция
Формы и методы проведения контроля знаний учащихся
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в
несколько этапов.
1.
Начальный (входящий) контроль знаний.
Предназначен для установления индивидуального уровня обученности
учащихся.
Предварительный (стартовый) контроль знаний проводится в начале года и
носит диагностическую функцию, позволяя выбрать эффективную методику
обучения изучаемого курса.
2. Текущий (констатирующий) контроль.
-тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого курса.
-фронтальная и индивидуальная беседа.
-выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
-игровые формы контроля
6

-участие в конкурсах и мини-выставках работ после прохождения разделов.
3. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения
в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой
работы по собственным эскизам использованием различных материалов (защита
проектов, личные выставки, рефераты)
Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в
выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Планируемые результаты программы
В результате обучения по данной программе учащиеся демонстрируют
следующие результаты:
Предметные
 знают свойства различных видов бумаги;


владеют технологией изготовления изделий в технике торцевания,
аппликации, оригами, объемного конструирования, квиллинга.

Метапредметные


выполняют различные формы для выполнения изделий в вышеуказанных
техниках;



выполняют технологически верно работы в этих техниках;



изготавливают шаблоны моделей по чертежам;

Личностные
 умеют работать в коллективе;
 обладают трудовыми навыками, аккуратностью, дисциплинированностью.
А также у детей должны быть воспитаны: любовь к труду, аккуратность при
выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской
деятельности, декоративно - прикладному и изобразительному искусству.

2. Содержательный раздел

7

Учебно-тематический план стартового уровня 1года обучения
Задачи стартового уровня: формирование основ и представлений о видах и
техниках работы с бумагой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СТАРТОВОГО УРОВНЯ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Количество часов

Название темы
Всего

теория

практика

I. Торцевание
Вводное занятие

1.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности

1.2

Торцевание на пластилине:

1.3

1

1

2

1

1

16

2

14

10

1

9

8

1

7

6

1

5

2


объемное;

плоскостное
Плоскостное торцевание на картоне,
фанере и др. материалах

1.4

Творческая работа – изготовление
открыток, картин, рамок и т.д.

1.5

Объемное торцевание на готовых
формах

Формы
аттестации и
контроля

1.6

Свободное творчество

2

1.7

Творческая работа – изготовление
сувениров, поделок, игрушек и т.д.

10

1

9

Теоретически
й тест по
понятиям.
Диагностика
выполнения
изделий
(наблюдение)

2

II. Квиллинг

2.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности.

2

1

1

2.2

Свойства
бумаги.
История
возникновения
технологии
бумагокручения - квиллинга.

2

1

1

2.3

Нарезка полосок для квиллинга.
Основные правила работы.

6

1

5

2.4

Основные
формы
«капля»,
«треугольник», «долька», «квадрат»,

8

1

7

Теоретически
й тест по
понятиям.
Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение)

8

«прямоугольник». Конструирование
из основных форм квиллинга.
Основные
формы.
«Завитки».
Конструирование из основных форм
квиллинга.

4

1

3

Основные формы. «Спирали в виде
стружки».
Конструирование
из
основных форм квиллинга.

10

1

9

2.7

Коллективная работа. Композиция из
основных форм.

8

1

7

2.8

Изготовление простых, несложных
цветов.

8

1

7

2.9

Композиция из цветов.

8

1

7

2.1

Изготовление сувениров. Объёмные
композиции.

10

1

9

2

1

1

2

1

1

2.5

2.6

0

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного
уровня

III. Оригами

3.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности.

3.2

Знакомство с техникой «Оригами»

3.3

Изготовление кошки

2

1

1

3.4

Изготовление собаки

2

1

1

3.5

Изготовление лягушки

2

1

1

3.6

Изготовление коробочки

2

1

1

3.7

Изготовление кролика

4

1

3

3.8

Изготовление квадрата

2

1

1

3.9

Изготовление дома, гриба

2

1

1

3.1

Выставка работ

2

1

1

144

28

116

0
всего

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного
уровня

В таблице приведен тематический план 1 года обучения, который может
корректироваться.
Содержание программы стартового уровня 1 года обучения.
I раздел. Торцевание
9

Тема 1. «Вводное занятие» (2ч).
Теория: знакомство с программой ТО, её целями, задачами, правилами работы
на занятиях. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях
кружка. Понятие о принципах работы с креповой (гофрированной) бумагой и
инструментами.
Тема 2. «История возникновения техники торцевания. Виды торцевания»
(2ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей
возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги,
инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомиться со способами формирования торцовок. Способы
крепления торцовок к поверхностям.
Тема 3. «Торцевание на пластилине» (16 ч).
 объемное;
Теория: зарисовать эскиз. Основные приемы лепки из пластилина (шарик,
колбаска, замкнутое кольцо). Подготовка поверхности. Крепление на пластилине.
Крепление декоративных элементов.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для
работы. Закрепление бумаги на пластилине. Изготовление цветов из бумаги.
Декоративное оформление изделия.
 Плоскостное:
Теория: зарисовать эскиз. Выбор рисунка, примеры форм изделия.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для
работы. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия.
Тема 4. «Плоскостное торцевание» (10ч).
 Картина
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание
готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при
помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и
уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование
различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными
материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и
подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность.
Выполнение картины.
 Открытка.
Теория: выбор сюжета.
Практика: зарисовка контура. Подготовка торцовок.
Нанесение клея. Приклеивание торцовок. Декоративное оформление изделия.
Тема 5. «Творческая работа – изготовление открыток, картин, рамок» (8ч).
Теория: работа по замыслу. Планирование работы. Самостоятельный подбор
инструментов и материалов для работы. Закрепление полученных знаний и умений
по пройденному материалу. Умение подбирать и комбинировать узоры,
декоративные элементы и т.п.
Практика: подготовка поверхности к торцеванию. Выполнение изделия.
Тема 6. «Объемное торцевание на готовых формах» (6ч).
 Цыпленок
10

Теория: квиллинг – определение. Демонстрация поверхности изделия.
Разъединить готовые формы. Сделать отверстие. Закрепить петельки.
Практика: соединение форм. Нарезка торцовок. Приклеивание лапок с
помощью техники квиллинга. Оформление тела цыплёнка.
Тема 7. «Свободное творчество» (2 ч).
Теория: выбор изделия, подпор материалов и инструмента.
Практика: выполнение изделия, оформление изделия.
Тема 8: «Творческая работа - изготовление сувениров, поделок, игрушек»
(10ч).
Теория: выбор и разработка идеи будущего изделия. Закрепление умений
планирования своей деятельности, подбора необходимых инструментов и
материалов для работы.
Практика: закрепление умений торцевания на различных объемных
поверхностях. Использование квилинга, декупажа и других приемов работы для
оформления изделий.
II раздел. Квиллинг
Тема 1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. (2ч).
Тема 2. «Свойства бумаги. История возникновения технологии
бумагокручения – квиллинга» (2ч).
Теория: квиллинг – основное понятие. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги,
ее виды. Ознакомление с историей возникновения техники квиллинг. Подготовка и
выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе.
Практика: ознакомится со способами бумагокручения.
Тема 3. «Нарезка полосок для квиллинга. Основные правила работы» (6ч).
Теория: работа с чертежными инструментами. Ширина и длина полосок.
Практика: разметка. Научиться нарезать полоски для квиллинга.
Тема 4. «Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга» (8ч).
Теория: показать основные формы квиллинга. Примеры различного
применения форм.
Практика: научиться делать основные формы. Сделать открытку в технике
квиллинг.
Тема 5. «Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм
квиллинга» (4ч).
Теория: техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Практика: применение формы в композициях.
Тема 6. «Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из
основных форм квиллинга» (10ч).
Теория: Конструирование из основных форм квиллинга. Технология
изготовления.
Практика: применение форм в композициях. Декоративное оформление
изделия.
Тема 7. «Коллективная работа. Композиция из основных форм» (8ч).
Теория: составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием
«композиция». Способы и правила её составления. Выбор композиции.
Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники квиллинг.
Тема 8. «Изготовление простых, несложных цветов» (8ч).
11

Теория: знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Практика: изготовление простых, несложных цветов.
Тема 9. «Композиция из цветов» (8ч).
Теория: выбор композиции. Примеры различных композиций.
Практика: составить композицию из цветов в технике квиллинг.
Тема 10. «Изготовление сувениров. Объёмные композиции». (10ч).
Теория: показать примеры сувениров в технике квиллинг, выбор изделия
подготовка материалов и инструментов к работе.
Практика: создание объёмных композиций и игрушек в технике квиллинг.
III раздел. Оригами.
Тема 1. «Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности». (2 ч).
Теория: инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Понятие о принципах работы с бумагой для оригами.
Тема 2. «Знакомство с техникой «Оригами». (2ч).
Теория: что такое оригами? Откуда произошла эта техника? Показать изделия,
сделанные в этой технике.
Практика: научиться складывать лист в базовые формы.
Тема 3. «Изготовление кошки» (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов. Рассказать и показать, как
складывать кошку в технике оригами.
Практика: выбрать цвет кошки. Сложить кошку, склеить тело и голову,
нарисовать мордочку.
Тема 4. «Изготовление собаки» (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов. Рассказать и показать, как
складывать собаку, с двумя видами ушей.
Практика: подобрать цвет собаки. Сложить собак, с разными видами ушей,
нарисовать мордочку.
Тема 5. «Изготовление лягушки». (2ч).
Теория: рассказать и показать, как складывать две разные лягушки.
Практика: выбрать нужный цвет бумаги, из сложить две лягушку, нарисовать
глаза и рот.
Тема 6. «Изготовление коробочки». (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как с двух квадратов сложить коробочку.
Практика: выбрать понравившийся цвет, сложить две половинки коробочки,
склеить ее, украсить бумажными бантиками.
Тема 7. «Изготовление кролика». (4 ч).
Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как складывать кролика. Разрезать ушки.
Практика: выбрать цвет кролика. Сложить тело и голову, склеить их друг с
другом, разрезать ушки и завернуть их, нарисовать мордочку.
Тема 8. «Изготовление квадрата». (2 ч).
Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как сложить из листа объемный квадрат.
Практика: выбрать любой понравившийся цвет. Сложить объемный квадрат.
Тема 9. «Изготовление дома, гриба». (2 ч).
12

Теория: показать, как из листа сложить дом или гриб.
Практика: сложить дом и гриб на выбор, раскрасить его.
Тема 10. «Выставка работ». (2 ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.
Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
 определение торцевание, квиллинг, оригами. Основные определения данных
видов рукоделий.
 виды инструментов и материалов для работы с бумагой
 историю изготовления изделий из бумаги.
 Технологию изготовления изделий из бумаги.
 Свойства материалов, применяемых в данных видах рукоделия.
Учащиеся должны уметь:
 пользоваться инструментами;
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
 точно вырезать заготовки по намеченным линиям;
 уметь создавать поделки из разных видов бумаги;
 воплощать свои замыслы и идеи в процессе создания поделок.

Учебно-тематический план базового уровня 2 года обучения
Цель базового уровня: формирование базовых умений и навыков в различных
техниках.
13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БАЗОВОГО УРОВНЯ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1
1

2

3

Формы
аттестации и
контроля

Количество часов
Тема занятия

2
Вводное занятие. Инструменты и
материла. Правила техники
безопасности.
Объемное торцевание на различных
поверхностях

выбор и подготовка формы;

торцевание поверхности;

декоративное оформление
изделия
Коллективная работа в технике
торцевания (картина подсолнухи)

Всего

Теория

3

4

Практи
ка
5

2

2

Теоретическ
ий тест по
понятиям.

22
4
12
6
8

1

1

21

7

20
4

Выполнение творческой работы
«Ваза и цветы»

изготовление вазы

изготовление цветов

5

Изготовление сувенира

6

Изготовление цветов в технике
квиллинг
Изготовление панно в технике
квиллинг

7

8

9

Изготовление шкатулки

Изготовление зверей из
гофрокартона

1
19

10
1
10
1
10

1

9

4

1

3

10

1

9

12

10

1

1

11

9

Теоретическ
ий тест по
понятиям.
Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение
)

Диагностика
учащихся в
конкурсах
разного
уровня

14

10

Изготовление цветов из плотной
гофрированной бумаги

6

1

5

11

Изготовление бумажных шаров

6

1

5

6

1

5

6

1
-

5

13

Заготавливаем модули для
пингвиненка
Сборка из модулей пингвиненка

14

Заготавливаем модули для зайца

14

15

Сборка зайца из модулей

10

1

9

116

Коллективная работа «Ваза».
Заготовка модулей для вазы

8

-

8

Сборка вазы

10

1

9

Заготовка модулей для тюльпанов

4

12

17
18
19

Сборка тюльпанов

6

-

14

5

-

10

20

Заготовка модулей для бычка

10

21

Сборка бычка

10

22

Заготовка модулей лебедя

10

-

10

23

Сборка лебедя

10

1

9

24

Выставка работ

2

1

1

216

22

194

Итого

Диагностика
учащихся в
конкурсах
разного
уровня

4

1

1

Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение
)

9

В таблице приведен тематический план для 2 года обучения, который может
корректироваться.

Содержание программы базового уровня 2 года обучения.
15

Тема 1. «Вводное занятие. Инструменты и материла. Правила техники
безопасности» (2 ч).
Теория: организация рабочего места. Программа и часы занятий кружка.
Знакомство с видами используемой бумаги. Техника безопасности. Инструменты.
Тема 2. «Объемное торцевание на различных поверхностях». (22 ч).
Теория: выбор изделия, подготовка поверхности к торцеванию (помыть,
обезжирить и т.д.). Комбинирование видов торцевания при выборе
изготавливаемого изделия. Использование папье-маше для придания необходимой
формы.
Практика: выполнение торцевания и декоративное оформление объемных
изделий.
Тема 3. «Коллективная работа в технике торцевания». Картина «Подсолнухи»
(8 ч).
Теория: составление композиции. Способы и правила её составления. Выбор
композиции.
Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники торцевания.
Тема 4. «Выполнение творческой работы». Ваза и цветы. (20 ч).
Теория: основные этапы выполнение творческих работ:
подготовительный этап (разработка технологии изделия); технологический
этап; заключительный этап. Особенности выбора технологии оформления
выбранных объектов.
Практика: выполнение творческой работы.
Тема 5. «Изготовление сувенира». (10 ч).
Теория: выбор и разработка идеи будущего изделия. Закрепление умений
планирования своей деятельности, подбора необходимых инструментов и
материалов для работы. Закрепление умений торцевания на различных объемных
поверхностях.
Практика: изготовление и оформления сувенира.
Тема 6. «Изготовление цветов в технике квиллинг». (4 ч).
Теория: вспомнить основные формы техники квиллинг.
Практика: накрутить из основных форм цветы.
Тема 7. «Изготовление панно в технике квиллинг». (10 ч).
Теория: использование материалы. Необходимые инструменты, техника
безопасности. Демонстрация элементов, используемых в работе.
Практика: изготовление основных форм и составления рисунка.
Тема 8. «Изготовление шкатулки». (12 ч).
Теория: подготовить все необходимые инструменты и материалы. Выбрать
форму шкатулки. Определить цветовую гамму изделия.
Практика: накрутить много дисков и склеить их.
Тема 9. «Изготовление зверей из гофрокартона». (10 ч).
Теория: знакомство с гофрокартоном, выбор персонажа, подбор нужного
цвета.
Практика: подготовить все необходимые инструменты и материалы, скрутить
из полосок гофрокартона плотные диски, выдавить их, приклеить к телу руки,
ножки, глазки.
Тема 10. «Изготовление цветов из плотной гофрированной бумаги». (6 ч).
16

Теория: Знакомство с плотной гофрированной бумагой, показать способ
обработки краев, закрепление бутона на стебле.
Практика: подготовить необходимые инструменты и материалы, накрутить
бутоны из плотной гофрированной бумаги, обмотать гофрированной бумагой
стебель из проволоки и закрепить бутон на стебле.
Тема 11. «Изготовление бумажных шаров». (6 ч).
Теория: рассказать о строении цветка. Показать примеры оформления
комнаты бумажными цветами. Разметка на бумаге. Способы крепление листьев
между собой.
Практика: расчертить и нарезать бумагу для листьев, склеить ее, прикрепит ее
на основание. Изготовить цветок.
Тема 12. «Заготавливаем модулей для пингвиненка». (6 ч).
Теория: определение нужного размера модуля, выбор цветовой гаммы, способ
крепления модулей друг с другом.
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 13. «Сборка из модулей пингвиненка». (6 ч).
Теория: определить размер самого пингвиненка, способ соединения головы с
туловищем, показать, как можно задекорировать изделие.
Практика: сборка пингвиненка из модулей, приклеить глазки, сделать клювик,
бант на шею.
Тема 14. «Заготавливаем модули для зайца». (14 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 15. «Сборка зайца из модулей». (10 ч).
Теория: показать готовые образцы зайки-девочки и зайки-мальчика. Выбор
цветовой гаммы. Способ крепления тела с головой, головы и ушей.
Практика: сборка из модулей зайки-девочки или зайки-мальчика, приклеить
глазки, нос и рот.
Тема 16. «Коллективная работа «Ваза». Заготовка модулей для вазы». (8 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 17. «Сборка вазы». (10 ч).
Теория: определить размер, форму и цвет вазы.
Практика: сборка вазы из модулей.
Тема 18. «Заготовка модулей для тюльпанов». (4 ч).
Практика: заготовить модули для тюльпанов.
Тема 19. «Сборка тюльпанов». (6 ч).
Теория: показать бутон тюльпана, способ крепления бутона и стебля.
Практика: собрать бутоны из модулей, сделать стебель и соединить стебель и
бутон.
Тема 20. «Заготовка модулей для бычка». (10 ч).
Практика: изготовление модулей для бычка.
Тема 21. «Сборка бычка». (10 ч).
Теория: показать готовый образец бычка, определить размер, выбор
украшения ему на шею
Практика: сборка бычка из модулей, приклеить глазки, рот, украсит шею,
сделать рога.
17

Тема 22. «Заготовка модулей лебедя». (10 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 23. «Сборка лебедя». (10 ч).
Теория: показать образец лебедя, определить размер изделия, выбор цвета.
Практика: сборка лебедя, приклеить глазки, закрепить его на основание
Тема 24. «Выставка работ». (2 ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки творческих работ.
Ожидаемые результаты.
По окончанию 2 года обучения учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
 определение основных видов техник работы с бумагой.
 виды инструментов и материалов для
 историю возникновения рукоделий. Основателей данных рукоделий.
Теоретические основы данных рукоделий.
 историю возникновения бумагокручения – квилинга;
 Технология изготовления изделий для каждого из видов рукоделия.
 Свойства материалов, применяемых в данных видах рукоделия.
Уметь:
 Пользоваться инструментами.
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
 уметь сочетать разные виды рукоделия при изготовлении одного изделия.
 Выполнять техники торцевание, квиллинг, оригами.
 Применять элементы дизайна при создании поделок.
 Воплощать свои замыслы и идеи в процессе создания поделок
 изготавливать изделия самостоятельно в любой технике
 Вести исследовательскую и проектную работу.
 Находить нужную информацию из разных источников и воплощать ее в
проекте.
Формы контроля обученности
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в
несколько этапов
I. Текущая аттестация

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.

Игровые формы контроля.

Участие в конкурсах и выставках работ.
II. Аттестация по итогам освоения программы
18

Аттестация по итогам прохождения программы проводится по сумме
показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также
предусматривает выполнение творческой работы. Конечным результатом
выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах
различных уровней.

Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Ко-во
учебных
недель

Ково
дней

Ко-во
часов

Режим
занятий

Стартовый
первый год

1
сентября

31 мая

36

72
дня

144

Два раза в
неделю по
два часа

Базовый
уровень
второй год

1
сентября

31 мая

36

72
дня

216

Два раза в
неделю по
три часа

3. Организационный раздел.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет ТО «Бумажные фантазии» оборудован мебелью (столами, стульями) в
соответствии с требованиями санитарных норм, шкафами, наглядными
пособиями, оборудованием для проведения занятий.
Также кабинет оснащен компьютерной техникой:

компьютер,

принтер,

выход в интернет.

Инструменты: ножницы, инструмент для квиллинга, линейки, кисточки,
клеевой пистолет.

Материалы: различные виды бумаги, клей, пластилин, лак, поролон, пенопласт,
ткани, атласные ленты, деревянные шпажки (зубочистки, стержни), бросовый
материал.

Техническое обеспечение: компьютер.
Методическое обеспечение:

программа ТО «Бумажные фантазии»;

методическая литература;

материалы для бесед;

наглядные пособия;

плакаты по технике безопасности;

технологические карты по изготовлению и оформлению изделий.
19

Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Бумажные фантазии» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее педагогическое образование, соответствующее
художественной направленности, и отвечающим профессиональным стандартам.

20

Список литературы
Для педагога
1.
Ажурный квиллинг. - М.: Ранок, 2019. - 543 c.
2. Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.:
Оникс, 2019.- 827 c.
3. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2020. - 664 c.
4. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.
4.
Букина, С. Квиллинг 3D. Магия волшебных завитков / С. Букина, М.
Букин. - М.: Феникс, 2019. - 609 c.
6. Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для
начинающих / Светлана Букина. - М.: Питер, 2020. - 128 c.
7.
Быстрый
квиллинг.
М.:
АСТ-Пресс
Книга,
2020.
- 461 c.
8. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.:
Феникс, 2020.- 853 c.
9. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2021. - 805 c.
10. Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2019. - 761 c.
11. Делаем 50 оригами. - М.: Попурри, 2020. - 799 c.
12. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия
развития, 2021. - 771 c.
13. Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2019. - 638 c.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.05.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5.
Письмо Министерства образования Сахалинской области по
проектированию программ ДО 11.12.2023 № 3.12 ВН-5709
6.
Муниципальные правовые акты;
7.
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
8.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП
МБОУДО ДДТ г.Долинск

21

Для обучающихся
1. Быстрицкая, А. [Текст]: бумажная филигрань / А. Быстрицкая - М.: Айриспресс, 2018. – 144 с.
2. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д.
Дженкинс - М.: Просвещение, 2014. – 142 с.
3. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет,
2019. – 152с.
Интернет-ресурсы:
1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки,
поделки, схемы – [Электронный ресурс]. 2020.
2. Квиллинг - искусство бумагокручения - [Электронный ресурс]. 2021г.
3. Pinteres.
Для родителей
1.
2.
3.
4.

Вырезаем из бумаги. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2019. – 32: ил.
Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2019. – 62: ил.
Кабаченко С. Бумажные человечки. – М: ЭКСМО, - 2020. – 64: ил.
Интернет
сайты
по
декоративно
–
прикладному
творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru;
http://podelkibumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnikatatyany-sorokinoj и др.

22

Приложение 1
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТО «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Краткая
характеристика
мероприятия

Число,

Название

Место

Ответственные

месяц

мероприятия

Сентябрь

Родительское
собрание

Беседа с
родителями;
общение в
мессенджерах

ДДТ

Минханова
А.Е.

Сентябрь

Посвящение
новичков

Кругосветка

ДДТ

Минханова А.Е

Октябрь

«Здравствуй
осень»

Сбор
природных
материалов

Парк

Минханова
А.Е.

Ноябрь

«День
народного
единства»

Беседа с
учащимися

ДДТ

Минханова
А.Е.

Декабрь

Акция
«Праздник в
каждый дом»

Изготовления
открыток,
поделок

ДДТ

Минханова
А.Е.

проведения

Январь

«Ура
каникулы»

Игры на
свежем воздухе

Февраль

23 февраля

Беседа, мастеркласс

ДДТ

Минханова
А.Е.

8 марта

Беседа, мастеркласс

ДДТ

Минханова
А.Е.

Беседа,
викторина

ДДТ

Минханова
А.Е.

Беседа

ДДТ

Минханова
А.Е.

Март
Апрель
Май

День
космонавтики
9 мая

Минханова
А.Е.

23

Приложение 2
Тест на знания
1. Бумагу и картон производят из
А) нефти;
Б) древесины;
В) угля.
2. К природным материалам относятся
А) пластмасс;
Б) древесина;
В) пластилин.
3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют
А) кальку;
Б) копировальную бумагу;
В) фольгу.
4. Симметричные детали, фигуры должны быть
А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;
Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;
5. При смешивании синей и жёлтой краски получим
А) красную;
Б) зелёную
В) черную.
6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в
спиральки длинных и узких полосок бумаги называется
А) оригами;
Б) квиллинг;
В) аппликация.
7. Ножницы товарищу подаем
А) ручками вперед;
Б) лезвием вперед.
8. Оригами
А) – вырезание фигурок животных из дерева;
Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;
В) – лепка фигур из глины.
24

9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?
А) пила, ножницы, линейка;
Б) ножницы, шило, отвертка;
В) линейка, ножницы, шило.
10. В какой технике выполнения работ вместо клея можно использовать
пластилин?
А) аппликация;
Б) торцевания;
В) квиллинг.
11. Номер телефона пожарной части
А) 01;
Б) 02;
В) 03
12. При неисправности инструмента
А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;
Б) продолжите им работать;
В) возьмёте другой.

25

Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА: ОФОРМЛЕНИЕ БУТЫЛКИ

№
п/п
1

Описание

Изображение

2

3

Материалы,
инструменты
4

1

Обезжирить бутылку.

Мыльный
раствор, губка.

2

Обклеить
бутылку
молярным скотчем.

Ножницы,
скотч.

3

Нарезать бумагу.

Ножницы,
бумага.

26

1

2

3

Продолжение таблицы
4

5

Начать торцевать.
5

Торцовка,
бумага.

6

Подрезать, подравнять
поверхность.

Ножницы
маникюрные.

7

Приступить
декорированию.

Клеевой
пистолет,
бусинки,
ножницы.

8

Готовое изделие.

к

Клеевой
пистолет,
бусинки,
ножницы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».