МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница»
Разноуровневая программа художественной направленности
Уровень освоения: стартовый и базовый
Адресат программы: дети в возрасте 7-14 лет,
срок реализации программы 3 года
Педагог дополнительного образования
Пак Ген Сук
г. Долинск
2024 год
1
Содержание программы
1. Комплекс основных характеристик ДООП: Пояснительная записка…………… 3
2. Комплекс организационно-педагогических условий………..…………………. 14
3. Список литературы……………………..………………………………………… 17
4. Приложения ………………………………………………………………………...19
2
1.Пояснительная записка
1.1.Дополнительная общеразвивающей
программы «Рукодельница» –
относится к художественной направленности, является модифицированной и
разноуровневой (стартовый и базовый уровни).
Программа направлена на формирование и развитие познавательного
интереса обучающихся к различным материалам и инструментам, приобретение
детьми актуальных практических навыков и знаний.
ДОП «Рукодельница» предусматривает развитие творческих способностей
детей. Творческая деятельность на занятиях в объединении позволяет ребенку
приобрести чувство уверенности и успешности, социально-психологическое
благополучие.
Главной воспитательной задачей, решаемой в программе, является
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости в работе.
1.2.Актуальность образовательной программы.
Программа является модифицированной, разработана на основе
дополнительной образовательной программы «Творчество мастеров» Авторы:
Козлова Оксана Валерьевна, педагог дополнительного образования и Орман
Людмила Алексеевна, педагог дополнительного образования.
Актуальность. На фоне стремительного развития цифровых технологий,
насыщения рынка всевозможными товарами, современный человек имеет
необходимость реализоваться творчески, создавая своими руками изделия. Течение
«Hand-made» сегодня процветает во всем мире. Поэтому интерес детей и
подростков к рукоделию получил второе дыхание. В наши дни это популярное
востребованное занятие. Программа актуальна, так как удовлетворяет потребности
современного ребенка в творческой реализации.
Новизна: программа разработана на основе разноуровневого подхода и
предусматривает два уровня сложности: стартовый и базовый. Содержание
каждого из последующих уровней усложняется. Программа включает
теоретические и комплекс практических заданий с разной степенью сложности.
1.3.Адресат программы.
Программа предусматривает обучение детей в возрасте 7-14 лет. Состав
группы разновозрастной. Группа комплектуются на основании собеседования.
Основными принципами являются: добровольность, собранность, осмысленность
своих действий. Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личных
качеств, свободное развитие творческих способностей. Наполняемость учебных
групп 1-го, 2-го года обучения по 8-10 человек. Принимаются все желающие.
1.4. Объем и сроки реализации программы.
период
Продолжите Кол-во
Кол-во часов Кол-во Кол-во
льность
занятий
в в неделю
недель ч. В год
занятия в ч
неделю
2ч
2
4
36
1 год
144 час
2ч
3
6
36
2 год
216 час
2ч
3
6
36
3 год
216 час
итого
576 час
3
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах (45 минут -1 уч.
час), между занятиями установлены 10 - минутные перемены.
Стартовый 1 год обучения-144 ч;
Базовый 1 год обучения- 216 ч;
Базовый 2 год обучения-216 ч;
Стартовый уровень (1 год обучения) рассчитан на ознакомление с
различными видами ткани, меха, фетра и других материалов для шитья. Знакомство
с инструментарием и работой с доступными материалами. Стартовый уровень
предполагает приобретение учащимися знания и умений, позволяющих выполнять
работу по заданию, четко соблюдая последовательность. Обучающий получает
базовые теоретические знаний и практические умения работы с иглой, ножницами.
Знакомится с основными рабочими швами и их практическим применением на
практике под руководством педагога.
Базовый уровень 1 года обучения предполагает более углубленное
изучение обучающимся учебного материала и умение самостоятельно применять
полученные знания и навыки при выполнении заданий разной степени сложности и
выполнение творческих проектов выполняют творческие задания по своему
желанию, развивая фантазию и воображение.
Базовый уровень 2 года обучения предполагает повышение уровня
сложности выполняемых работ. Обучающиеся выполняют работу по
определенному алгоритму (выбор материала, выкраивание деталей, шитьё деталей,
наполнение деталей, сборка изделия, оформление изделия). По необходимости
обращаются к педагогу. Так же выполняют изделие по самостоятельному проекту.
К концу учебного года выполняют творческий проект и защищают его.
1.5. Форма и методы обучения: программа предусматривает очную форму
обучения.
Формы организации деятельности на занятиях: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Формы проведения занятий.
по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная
(фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими
задачами), групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
— лекция, семинар, практикум, экскурсия, конференция, мастерская.
по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие,
теоретическое, самостоятельная работа обучающихся, творческое занятие.
Сочетание различных форм занятия.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные – беседа, объяснение, рассказ.
Наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение.
Практические- практическая работа, коллективная, самостоятельная.
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности
учащихся:
Объяснительно-иллюстративные методы.
4
Исследовательские методы - проектная работа, самостоятельная
творческая работа.
1.5. Цель: Формирование у обучающихся практических умений и навыков в
различных техниках изготовления мягких игрушек и сувениров.
Задачи программы:
Предметные
Сформировать устойчивый интерес к современному декоративноприкладному творчеству.
Обучить правильному планированию своей работы.
Обучить технике безопасности при работе с инструментами.
Обучить основным рабочим швам для изготовления игрушек.
Обучить новым технологиям изготовления мягких игрушек.
Научить презентовать творческие проекты.
Метапредметные.
Развивать
художественно-эстетический
вкус,
фантазию,
пространственное воображение и внимание.
Развивать мотивацию к творческому поиску.
Развивать мелкую моторику рук и точность глазомера при
выполнении стежков.
Развивать стремление к качественному выполнению своих работ.
Развивать образное мышление ребенка посредством освоения
различных технологий изготовления игрушек.
Развить аккуратность и эстетический вкус при оформлении изделия.
Личностные
Воспитать правильную организацию своего рабочего времени.
Воспитать трудолюбие и терпение.
Воспитать умение бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству,
стремление своим посильным трудом доставить окружающим радость и получить
от этого моральное удовлетворение.
Знакомятся с народными праздниками и традициями их проведения.
1.7. Содержание программы
общеразвивающая - ориентирует на формирование общей культуры
поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных
интересов ребёнка, расширение его кругозора;
познавательная - знакомит, расширяет, углубляет знания, развивает
интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной
деятельности детей;
научно-исследовательская – развивает навыки научно-исследовательской
работы, навыки работы с различными схемами, технологическими картами; навыки
поиска дополнительного материала по предложенным темам.
2. Содержательный раздел.
5
Стартовый уровень 1 год обучения.
Цель: Обучить основным рабочим швам и выполнению простых изделий по
определенной последовательности.
Задачи стартового уровня:
Научить пользоваться инструментами и материалами.
Научить правильно планировать свою работу.
Выполнять различные виды рабочих швов.
Выполнять простые изделия, используя основные рабочие швы.
Развить мелкую моторику рук и точность глазомера при выполнении
стежков.
Учебно-тематический план стартового уровня 1 года обучения.
Тема
1
2
3
Введение.
Правила поведения в кабинете. Техника
безопасности при работе с ножницами и
иглой. Перенос выкройки, ее уменьшение
и увеличение.
Основные рабочие швы.
Швейные аксессуары, инструменты и
материалы для шитья.
Выполнение шва «вперед иголка» и «назад
иголка», по прямой и волнистой линии.
Виды закрепления нити по окончании
строчки.
Выполнение шва «петельный» для
соединения деталей и декорирования
изделия.
Выполнение шва «потайной», для
соединения деталей.
Выполнение простых игрушек с
отработкой основных рабочих швов.
Количест
Формы аттестации
во часов
и контроля
Тео Пра Вс
рия ктик его
а
2 Теоретический тест,
контрольные вопросы
1
1
2
8
1
3
1
3
2
10
Беседа, практические
4 задания по
выполнению рабочих
швов.
4
2
32
4
28
Гусеница. Шов «вперед иголка».
Сшивание клубков. Шов «потайной».
1
3
Котенок. Шов «вперед иголка»,
«потайной».
1
5
Выполнение
4 выбранного изделия
по схеме. Диагностика
6 по критериям.
Шов «назад иголка», «потайной».
Ослик.
1
5
6
1
5
6
4
6
4
6 Оценка выполненной
Шов «петельный».
Кот.
Сова «петельный», «потайной».
Свободное творчество по данной теме
6
работы по критериям,
выставка.
3
4
5
6
Мир аппликации.
Аппликация из фетра.
Материалы и инструменты. Виды
аппликаций. Техника выполнения.
Ромашка.
Аппликация из волокнистых материалов.
Способы выкладывания узора.
Мишка. Лисенок.
7
Аппликация из разных материалов.
Символ года.
Изделие на тему «Новый год».
Аппликация из волокнистых материалов
на объемных жестких формах.
Стакан для карандашей.
Такие разные пуговицы.
Способы пришивания пуговиц.
Панно «Горшочек с цветами».
1
Картина «Кот-толстяк»
Творческая работа по данной теме.
Подарки к праздникам
Самолет, танк. Рубашка из ткани (по
выбору)
Собачка.
Корзинка с цветами.
Игрушки из меха.
Виды меха и особенности работы с ним.
2 Ежик.
3 Овечка.
4 Свободное творчество
Куклы.
Тряпичные куклы.
История и виды тряпичных кукол.
Кукла «Марфуша».
1
3
4
1
7
8
1
3
1
3
1
3
4
5
15
4
6
18
1
5
6
1
1
4
1
1
1
1
3
5
5
16
1
5
5
5
13
6
6
20
2
6
6
6
16
1
3
1
2
7
Теоретический тест,
контрольные вопросы
Контроль
4 выполненной работы
по критериям,
выставка.
6
1
Защита рефератов.
Итоговое занятие
Всего
3
40
5
1
Кукла «Травница».
Кукла «Крупеничка»
Текстильные куклы Маша и Саша.
7
8
1
33
Групповая оценка
4 работ.
Демонстрационные
выставки.
4
Тестовые задания,
контрольные вопросы.
4
2 Контроль
2 выполненной работы
по критериям.
8
2
2
4 Защита рефератов.
2
2 Выставка
24 120 144
Содержание программы стартового уровня 1 года обучения.
1.Введение.
7
Знакомство с обучающимися. Цель и задачи работы творческого объединения.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами и иглой. Расписание
занятий и правила поведения в учреждении.
Практика. Работа с выкройки, ее уменьшение и увеличение.
2.Основные рабочие швы.
Теория. Беседа - швейные материалы и аксессуары. Виды закрепления нити по
окончании строчки. Виды и назначение каждого шва.
Практика. Выполнение основных рабочих швов - вперед иголка, назад иголка,
петельный шов, потайной шов. Закрепление нити по окончанию работы.
3. Выполнение простых игрушек с отработкой основных рабочих швов.
Теория. Простые игрушки из колобков, их разнообразие. Экономное расположение
лекал на ткани. Выкраивание парных деталей в зеркальном отображении.
Практика. Выполнение простых игрушек с отработкой основных рабочих швов.
Изготовление изделий из шара. Оформление изделия.
4. Мир аппликации.
Теория. Рассказ на тему «древнейший вид рукоделия - аппликация». Беседа - виды
аппликаций, техника исполнения. Материалы и инструменты для выполнения
аппликаций. Презентация - «Такие разные пуговицы, история их создания».
Практика. Создание рисунка или узора. Изготовление выкроек из бумаги и
перенос их на материал в зеркальном отображении. Приклеивание или пришивание
декоративным швом - петельный. Выполнение аппликаций на новогоднюю
тематику их красочное оформление. Способы пришивания пуговиц. Выполнение
работ, с использованием пуговиц.
Творческая работа по данной теме.
5.Подарки родным к праздникам.
Теория. Беседа - «Кое-что о подарках» (правила этикета). Тематические беседы о
праздниках. (23 февраля и 8 марта).
Практика. Выкраивание деталей. Шитье деталей изделия, наполнение, сборка
изделия. Оформление работ.
6.Игрушки из меха.
Теория. Виды меха и особенности работы с ним.
Практика. Правила вырезания выкроек из меха (учитывать направление ворса).
Шитье деталей, выполнение и оформление изделия.
7. Куклы.
Теория. Тряпичная кукла. История возникновения тряпичных кукол. Особенности
выполнения и их значение. Текстильные куклы. Современные текстильные куклы.
Беседа и показ иллюстраций.
Практика. Выбор материала и нарезание лоскутов для тряпичных кукол.
Выкраивание парных деталей в зеркальном отображении для текстильных кукол.
Шитье тела куклы и одежды для нее. Выполнение волос, оформление лица.
8.Защита рефератов
Теория. Исследовательская работа на выбранную тему.
Практика. Защита рефератов (выступление).
9.Итоговое занятие.
Подведение итогов выставки, награждение обучающихся. Планирование работы на
следующий учебный год.
8
Базовый уровень 1 года обучения.
Цель: Закрепить умение работать по алгоритму, познакомить с видами
аппликаций, развивать самостоятельность при выполнении работ.
Задачи:
Научить работать с мехом и в технике «лоскутная мозаика».
Научить выполнять плоские и объемные аппликации из различных
материалов.
Научиться последовательности изготовления мягких игрушек с большим
количеством деталей.
Выполнять изделия самостоятельно.
Учебно-тематический план
базового уровня 1 года обучения.
№
1
2
3
4
5
Тема
1. Введение.
Инструменты и материалы для шитья.
Тех. безопасности. Выкраивание.
Перенос выкройки на ткань, ее
увеличение или уменьшение.
Основные рабочие швы.
Котик.
Игрушки из цветного фетра.
Игрушки из меха.
Белочка или собачка.
Количество часов
Тео Прак Всего
рия тика
1
1
Теоретический тест,
контрольные вопросы
2
8
1
1
2
1
1
4
1
1
1
7
7
16
9
7
36
9
7
13
1
7
8
Новогодняя ярмарка.
Елочка-сувенир.
Елочные шары и шишки из лоскутов.
Новогодняя игрушка по выбору
ученика.
Мир аппликации.
Материалы и инструменты
Виды и техника выполнения.
3
1
1
21
7
7
24
8
8
1
7
8
7
2
33
40
Аппликация из ткани.
Аппликация на твердой основе из
волокнистых материалов. Ваза.
Аппликация-картина.
Пейзаж.
1
1
2
7
7
1
7
Свободное творчество.
Волшебные лоскутки.
Черепаха.
Забавные уголки. (лоскутная мозаика).
Живой уголок из лоскутов
Шелковые цветы.
9
Формы аттестации и
контроля
8
18
10
8
40
10
8
14
Контроль выполнения
изделия по критериям.
Теоретический тест,
контрольные вопросы
Теоретический тест,
контрольные вопросы.
Групповая оценка работ
по критериям
Беседа, практические
задания.
4
Контрольные вопросы и
кроссворды.
8
Групповая оценка работ.
8
8
Сюжетная.
6
7
8
Творческая работа по теме.
Игрушки с бисером.
Кот.
Бабочка.
Черепашка.
Пасхальные игрушки
Пасхальное яйцо.
Пасхальный зайчик
Пасхальная курочка с цыплятами
Животные Африки.
Жираф.
1
1
2
1
1
3
1
1
1
4
2
1
1
5
5
14
3
5
6
13
1
3
9
20
10
9
11
6
6
16
4
6
6
16
2
4
10
24
12
10
12
2
6
8
9
Зебра или лошадь.
Лев, слон (по выбору).
Творческий проект.
10
Итоговое занятие.
2
Всего.
33
Выставка
Контроль за выполнением
работ по критериям.
Контроль за выполнением
работ по критериям.
Контроль за выполнением
работ по критериям.
Защита проекта.
2
183
216
Содержание программы второго года обучения.
1.Введение.
Теория. Техника безопасности. Инструменты и материалы, необходимые для
рукоделия.
Практика. Выкраивание, шитье, набивка, шитье изделий из фетра. Повторение и
отработка основных рабочих швов.
2.Игрушки из меха.
Теория. Виды меха и особенности работы с ним.
Практика. Выполнение изделия из меха. Выкраивание деталей. Вырезание по
основе меха. Выполнение деталей изделия.
3. Волшебные лоскутки.
Теория. Виды тканей и их особенности. Правила цвета и сочетание цветов.
Особенность и виды лоскутной техники. Способы складывания лоскутиков в
форме уголка, выполнение изделий из них.
Практика. Выкраивание одинаковых деталей по шаблону. Алгоритм выполнения
уголков и их пришивание. Вырезание и складывание уголков. Выполнение
изделия из лоскутков.
Работа с шелком, шитье и скручивание цветов.
4. Новогодняя ярмарка.
Теория. Беседа «Красота и разнообразие новогодних игрушек». Способы
выполнения елочных шаров и шишек из лоскутов.
Практика. Выбор материала, вырезание и заготовка деталей. Шитье и оформление
новогоднего изделия.
5.Мир аппликации.
10
Теория. Материалы и инструменты для выполнения аппликаций. Виды и техника
исполнения.
Практика. Оформление жесткой формы (коробка, пластиковые флаконы)
декоративной бумагой или тканью. Применение различных способов
выкладывания рисунка веревкой. Перенос выкроек на ткань. Четкое вырезание по
линии. Наклеивание или пришивание разными способами. Оформление работы в
рамку. Самостоятельная творческая работа.
6.Игрушки с бисером.
Теория. Презентация «Радуга бисера».
Практика. Выкраивание и шитье мелких деталей «петельным» швом.
Выполнение деталей из бисера. Сборка изделия, оформление.
7. Пасхальные игрушки.
Теория. Возникновение праздника «пасха». Символы и атрибуты пасхи.
Практика. Выкраивание деталей изделия. Шитье, наполнение и сборка изделия.
8. Животные Африки.
Теория. Беседа- Животные Африки. Сложность выкроек и последовательность
работы при шитье.
Практика. Выкраивание деталей. Шитье изделия, набивка, оформление.
9.Творческий проект.
Теория. Выбор темы проекта. Поиск информации и этапы выполнения работы.
Практика. Выполнение практической части проекта. Подготовка к тестированию.
10.Итоговое занятие.
Теория. Тестирование по итогам года.
Практика. Защита проекта.
Базовый уровень 2 года обучения.
Цель: самостоятельное выполнение изделия по своему проекту.
Задачи:
Познакомить
с
историей
тряпичной,
текстильной
куклы.
Формирование индивидуального стиля и творческого подхода при изготовлении
куклы.
Выполнение изделия по самостоятельному проекту.
Научить презентовать творческие проекты.
Учебно-тематический план
базового уровня 2 года обучения.
№
1
2
Тема
1.Введение.
Мир игрушек. История кукол
Материалы и инструменты. Т/Б на
рабочем месте и при работе с
инструментами.
Текстильные игрушки.
Теория
Практика
Всего
2
2
2
2
2
22
11
24
Формы
аттестации и
контроля
Контрольные
вопросы, беседа.
Виды тканей их свойства. Способы
окрашивания тканей. Текстильная
кукла-клоун, баба-яга. Домовой -на
выбор.
Раскрой. Бережное использование и
экономное расходование
материалов. Обводка лекал на ткани.
Определение припусков на швы.
Вырезание лекал.
Шитье куклы. Набивка.
Последовательная сборка.
Рисование лица. Шитье одежды.
3
4
5
6
7
Свободное творчество.
Звери и куклы в стиле «Тильда»
Изготовление зверей в стиле Тильда
(Собачка, заяц, слон и т.д. – на
выбор)
Кукла в стиле «Тильда».
Кукла «Тильда». Знакомство с
автором бренда.
Работа с чертежами и выкройками.
Особенности раскроя тильд.
Теоретический
тест, кроссворд.
2
Практические
задания, беседа.
2
Контроль
выполнения
изделия по
критериям.
6
8
5
6
31
36
2
10
12
3
21
24
1
1
2
6
6
1
7
8
1
7
8
3
13
16
1
1
2
1
5
6
1
1
1
7
17
17
8
18
Объемная аппликация.
Ткани и инструменты.
Техника выполнения объемной
аппликации. Способы придания
объема.
Пейзаж (по выбору).
Фиалки (цветы на выбор)
4
2
18
2
22
4
1
3
4
1
7
6
8
6
Подарки родным (по выбору).
Подарок защитнику Отечества.
2
1
18
7
18
8
Вырезание и сшивание деталей.
Одежда и аксессуары для куклы.
Прическа.
Творческие проектные работы.
Создание куклы по собственному
замыслу.
Техника «Айрис-фолдинг».
История появления. Материалы и
инструменты. Построение схемы.
Шаблоны.
Открытка в технике «айрисфолдинг».
Сюжетная картина (по выбору).
Новогодняя ярмарка.
Новогодние игрушки из разных
материалов
12
Практические
задания.
Контроль
выполнения
изделия по
критериям.
Выставка работ.
Групповая
оценка работ.
Теоретический
тест, вопросы.
Выставка работ.
Теоретический
тест, вопросы.
Контроль
выполнения
изделия по
критериям.
Групповая
8
9
10
11
Подарок для мамы (по выбору).
Интерьерная кукла.
Цветовое решение. Выбор ткани.
Эскиз куклы.
Раскрой деталей. Обработка,
соединение деталей.
Прическа, образ куклы.
Одежда и обувь куклы. Аксессуары.
1
5
1
9
19
1
10
24
2
2
6
8
1
1
5
7
6
12
Обереговые, народные игрушки.
Домовой.
Игрушки из волокнистых
материалов.
Куклы-неразлучники
Пасхальные игрушки.
Прянично -кофейные куклы.
Творческие проектные работы.
Итоговое занятие.
Всего
5
1
1
21
3
5
26
4
6
1
1
1
2
2
35
3
5
5
4
4
6
6
6
2
216
181
оценка работ.
Практические
задания,
вопросы.
Контрольные
вопросы, тест.
Контроль
выполнения
изделия по
критериям.
Защита проекта.
Содержание учебно-тематического плана базового уровня 2 года
обучения.
1. Введение.
Теория. Материалы и инструменты. Т/Б на рабочем месте и при работе с
инструментами. Мир игрушек. История кукол.
2.Текстильные игрушки.
Теория. Виды тканей их свойства. Способы окрашивания ткани.
Практика. Раскрой лекал. Шитье деталей. Последовательная сборка. Выкраивание
и шитье одежды.
3. Звери и куклы в стиле «Тильда».
Теория. Кукла «Тильда». Знакомство с автором бренда. Ткани, используемы для их
пошива. Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя тильд.
Практика. Выбор материала. Выкраивание деталей. Шитье деталей изделия,
наполнение и сборка. Шитье одежды для кукол, оформление лица, прическа.
Создание куклы по собственному замыслу (творческая работа).
3.Техника «айрис-фолдиг» из ткани.
Теория. Истоки возникновения данной техники. Материалы и инструменты.
Технология выполнения.
Практика. Построение схемы Заготовка полос из ткани. Выполнение работы по
технологии.
4. Новогодняя ярмарка.
Теория. Символы новогоднего праздника по восточному календарю.
Практика. Шитье елочных, новогодних игрушек из фетра и лоскутов (по выбору
учащегося).
5.Объемная аппликация.
Теория. Ткани и инструменты. Обработка тканей. Техника выполнения. Способы
придания объема.
13
Практика. Выполнение эскиза. Выбор материала, подготовка деталей.
Обтягивание твердой основы тканью, выполнение фона работы. Выполнение
деталей аппликации. Наклеивание на основу. Оформление работы.
7.Подарки родным.
Теория. История возникновения праздников.
Практика. Выполнение изделия по выбору.
8.Интерьерная кукла (тыквоголовка).
Теория. Цветовое решение. Выбор ткани. Эскиз куклы.
Практика. Раскрой деталей. Обработка, соединение деталей. Наполнение деталей.
Выполнение прически, одежды и обуви для куклы. Украшение, аксессуары.
9. Обереговые, народные игрушки.
Теория. Рассказ-беседа «Народные игрушки из разных материалов». «Создание
пряничных кукол».
Практика. Выкраивание деталей изделия. Шитье и соединение деталей.
Выполнение куклы из волокнистых материалов. Выполнение прянично- кофейных
кукол.
10. Творческие проектные работы.
Теория. Этапы выполнения работы.
Практика. Выполнение проекта и подготовка к его презентации.
11.Итоговое занятие.
Презентация проектов. Награждение.
Задачи стартового уровня:
Научить пользоваться инструментами и материалами.
Научить правильно планировать свою работу.
Выполнять различные виды рабочих швов.
Выполнять простые изделия, используя основные рабочие швы.
Развить мелкую моторику рук и точность глазомера при выполнении
стежков.
Задачи:
Познакомить
с
историей
тряпичной,
текстильной
куклы.
Формирование индивидуального стиля и творческого подхода при изготовлении
куклы.
Выполнение изделия по самостоятельному проекту.
Научить презентовать творческие проекты.
1.8.Планируемый результаты.
Предметные:
Знает технику безопасности при работе с инструментами;
Знает особенности работы с различными материалами;
Может выполнить основные рабочие швы для изготовления игрушек;
Знает новые технологии изготовления мягких игрушек.
Метапредметные:
Умеет пользоваться инструментами и материалами;
Умеет выполнять различные виды рабочих швов;
14
Знает алгоритм последовательного изготовления изделия;
Может оформить изделие, проявляя дизайнерские способности;
Умеет презентовать свои проекты.
Личностные:
Проявляет усердие, аккуратность, внимательность, терпение,
трудолюбие;
Ответственно относится к обучению и результату своего труда;
Проявляет уважение к национальному искусству;
Испытывает потребность в самообразовании, дальнейшем развитии
умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год
обучения
Дата
начала
занятий
01.09
Дата
окончания
занятий
31.05
Кол-во
учебных
недель
36
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий
72
144
01.09
31.05
36
72
216
01.09
31.05
36
72
216
2 раза в
неделю/2 ч
3 раза в
неделю/2 ч
3 раза в
неделю/2 ч
2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение.
Учебный кабинет оборудован мебелью (столами, стульями) в соответствии с
требованиями санитарных норм, шкафами, наглядными пособиями для
проведения занятий.
Инструменты: иглы швейные, ножницы, булавки швейные, мел,
наперсток.
Материалы: различные виды тканей, мех, фетр, кожа, нитки швейные
и вязальные, ирис, тесьма, кружева, бусинки разного размера. пайетки, цветной
картон, бумага.
Техническое обеспечение.
Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Методическое обеспечение программы.
ДООП «Рукодельница»;
методическая литература;
материалы для бесед;
наглядные пособия;
атласы, журналы;
шаблоны, выкройки;
технологические карты;
презентации к занятиям.
15
плакаты по технике безопасности;
выставка работ обучающихся и педагога.
2.2. Система оценки достижения планируемых результатов в освоении
программы
Формы контроля и аттестации.
Педагогический контроль за достижениями обучающихся осуществляется в
несколько этапов.
Первичный контроль.
Предназначен для установления индивидуального уровня обученности,
проводится в начале года и носит диагностическую функцию, позволяя
выбрать эффективную методику обучения изучаемого курса.
Промежуточный контроль.
-прохождение тестов и карточек с заданиями.
-выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.
-результаты участия в конкурсах и мини-выставках работ
Аттестация по итогам освоения образовательной программы.
Аттестация по итогам проводится в виде выполнения творческой работы по
собственным эскизам с использованием различных материалов (защита
проектов, персональные выставки, рефераты)
2.3 Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Рукодельница» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее педагогическое образование, соответствующее
художественной направленности, и отвечающим профессиональным стандартам.
16
Список литературы для педагога
1.Агапова И.А, Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. -М: Айрис
пресс, 2020.
2.Антоначчо Маре. Шьем игрушки для детей. Перевод с итальянского, М.С.
Мельниковой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,2021.
3.Деревянко Н. С., Трушкова А. Ю. Игрушки в подарок. - М.: Издательство
«ЭСКМО-пресс»; СПБ: Валери СПД, 2022.
4Джанна Валли Берти, Россана Риколфи. Лоскутное шитье. Пер. с итал. ООО
«Мир книги».-М.: Мир книги,2021.-80с. Ил.
.5. Елена Лаврентьева. Авторская чулочная кукла. Забавные коты. -СПБ.:
Питер, 2019.- 64с.: ил.
6. Кононович Т.П. Мягкая игрушка: веселый зоопарк. -М.: РИПОЛ
КЛАССИК; СПБ: Валери СПД, 2020.
7. М. Максимова. М. Кузьмина. Лоскутики.-М.: Эксмо,2020.-110с.:ил.
8.М.А. Кузьмина Новая жизнь фантиков и пуговиц.-М.: Эксмо,2022.96с.:ил.9
9. Митителло К. Чудо-аппликация. - М.: Издательство ЭКСМО. 2020.
10. Мягкие игрушки своими руками\ Сост. В. В. Онищенко, художникоформитель И. В. Осипов. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2020.
11. Ники Вилер. Мягкие игрушки. - М.: Контент, 2009.
12. Столярова А. Игрушки- подушки. - М.: Культура и традиции, 2021.
13. Фронкс Д. Аппликация из ткани: перевод с англ.: в сокращении \ Дилис
А., Фронкс Д.- М.: Мир мой, 2021.
14. Холл Кэролин Восбурк. Мягкие игрушки. - Издательство группа.
Контент, 2021.
Литература для детей.
1.
Афоничева Е. А. Куклы. Мастерим из разных материалов. - Ярославль:
ООО. Академия развития; 2013. -96 с.
2. Елена Войновская. Текстильные ангелы и феи. - Питер, 2015. - 32 с.: ил.
3. Елена Войновская. Текстильные ангелы- хранители. - Питер, 2015. - 32 с.:
4.Волшебные поделки из разных материалов \ А. А. Аксенова. - Минск:
Харвест,2013. -112 с.: ил.
5. Сказочные куклы своими руками \ Анна Зайцева. - М.: Экспо, 2013.
6. Мягкие игрушки. Пошаговый мастер- классы для начинающих\ Сара
Герман. - М.: Экспо, 2013. -48с.: ил.
Интернет ресурсы.
1.Страна мастеров. https://www.livemaster.ru/
2. Своими руками. http://svoimi-rukami-club.ru/
3. Магия рукоделия. http://магия-рукоделия.рф/
4. Pinteres. https://www.pinterest.ru/
17
Нормативные акты:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рукодельница» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020, № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Распоряжение Правительства РФ 31.01.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.06.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.09.2021 №
652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Муниципальные правовые акты;
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП
МБОУДО ДДТ г.Долинск
18
Приложение 1
Дата
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Январь
Февраль
План воспитательной работы
Мероприятие
Содержание
Родительское
Знакомство и беседа с
собрание
родителями
День пожилого
Знакомство с
человека
праздником,
воспитание уважения
и почитание к людям
старшего поколения.
Акция «Праздник в Изготовление
каждый дом»
открыток, изделий ко
дню пожилого
человека.
Экскурсия,
Экскурсия
Сахалинский
«Искусство коренных
областной
народов», знакомит с
художественный
искусством коренных
музей.
малочисленных
народов Сахалина»
День народного
Презентация-беседа,
единства
знакомство с
праздником, мини
викторина.
«Посвящение
Конкурсно -игровая
новичков»
программа.
Мастер- классы.
Знакомство с
правилами
поведения в ДДТ и с
ребятами.
Экскурсия
Выезд на водопад
«Айхор».
Презентация-беседа День героев
Отечества (9 декабря)
Акция «Праздник в Изготовление
каждый дом»
открыток на
праздничную
тематику
Новогодний
Новогоднее
водевиль
представление.
Презентация-беседа Образование
Сахалинской области
Устный журнал
Блокадный
Ленинград
Акция «Праздник в Военно19
Место проведения
Актовый зал ДДТ
г.Долинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
Сахалинский
областной
художественный
музей.
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
Г.Южно-Сахалинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.долинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
каждый дом»
Февраль
Март
Встреча с
сотрудниками
Росгвардии
Мастер-класс
Март
Экскурсия
Апрель
«День
космонавтики»
Май
Акция «Праздник в
каждый дом»
Май
Беседа на тему
«День Победы»
патриотический
месячник.
Беседа о
вооруженных силах
РФ
Открытка для мамы,
письмо на корейском
языке.
Экскурсия «Древние
культуры. Коренные
народы» в
Сахалинский
областной
краеведческий музей
Презентация на тему
«Космос и Ю.
Гагарин»
Изготовление
открыток на
праздничную
тематику
Презентация на тему
Великая
Отечественная война
20
Актовый зал ДДТ
г.Долинск
ДДТ г.Долинск
Областной
краеведческий
музей.
Г.Южно-Сахалинск.
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
ДДТ г.Долинск
Приложение 2
Формы аттестации обучающихся.
1.Тестовые, контрольные, задания ( больше практического характера).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований.
4. Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением правил и
логики действий при выполнении определенного задания.
5. Анкетирование.
6. Педагогическая диагностика развития ребенка.
7. Передача обучающемуся роли педагога.
8. День творчества в объединениях.
9. Самооценка.
10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
11.Индивидуальные карточки.
12. Групповая оценка работ.
13. Тематические кроссворды.
14. Собеседование.
15. Деловые игры.
16. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
17. Защита рефератов, проектов.
18. Фронтальный опрос.
21
Итоговая ведомость.
Фамилия, имя
Год
обучени
я
Дата
аттеста
ции.
Год обучения
или этап
обучения
Стартовый
уровень
1 год (первое
полугодие)
Стартовый
уровень
1год (второе
полугодие)
Базовый
уровень 1год
(первое
полугодие)
Базовый
уровень 1год
(второе
полугодие
итоговая
аттестация)
Базовый
уровень 2 год
(первое
полугодие)
Базовый
уровень 2 год
(второе
полугодие
итоговая
аттестация)
Минимальный
уровень
(кол-во/%)
Форма итоговой
аттестации
Уровень освоения
содержания программы минимальны, базовый,
повышенный,
творческий.
Протокол проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Базовый
уровень
(кол-во/%)
22
Повышенный
уровень
(кол-во/%)
Творческий
уровень
(кол-во/%)
Приложение 3
Критерии определения уровня подготовки обучающихся базового уровня
1 года обучения
Признаки
Знание
спецтерминов и
теории (список
прилагается)
Количество
изделий
изготовленных
за год
Сложность и
объем
выполненных
работ.
Качество и
аккуратность
работ.
Активность и
усидчивость
Достижения
обучающегося
Минимальный
Ниже
требований
программы.
4-5 изделий
Базовый
Знает все
термины,
предусмотренные
программой.
8-9
Простые
малый объем
Повышенный
Творческий
Стремится узнать все сверх
программы.
10
12 и выше
Простые с
усложнением.
Сложные,
выше
среднего.
Низкое
Среднее
Высокое
Более
сложные,
большой
объём.
Повышенное
Пассивен,
работает по
предложению
педагога
Работает ровно,
систематически
Сам выбирает
тему
Участие в
выставках ДДТ и
муниципальных
23
Выбирает
тему,
стремится
найти способ
решения.
Участие в областных
российских и международных
выставках.
Критерии определения уровня подготовки обучающихся стартового уровня
2-3 года обучения.
Признаки
Знание
спецтерминов
и теории
(список
прилагается)
Количество
изделий
изготовленных
за год
Сложность и
объем
выполненных
работ.
Качество и
аккуратность
работ.
Активность и
усидчивость
Творческие
способности
Достижения
Минимальный
Ниже
требований
программы.
2-3 изделия
Базовый
Знает все
термины,
предусмотренн
ые
программой.
4-5
Простые. Малый
объём
Простые с
усложнением.
Сложные
выше
среднего
Низкое
Среднее
Высокое
Работает по
предложению
педагога
Работает
стабильно,
систематическ
и
Внес в работу
свои
творческие
элементы
Выполняет
работу по
образцу
Выставки в
коллективе
Выставки и
конкурсы
различного
уровня
24
Повышенный
Творческий
Стремится к дополнительным
знаниям сверх программы.
5-6
Более 6
или меньше, но
большего
объёма.
Более сложные
Высокое
Сам
Выбирает
выбирает
работу.
тему, просит Самостоятельно
помочь
выполняет.
Сам
Сам придумал,
придумал.
сам сделал.
Выполнил
при помощи
педагога.
Выставки и конкурсы
различного уровня.
Приложение 4
Диагностический материал- теоретический.
Знание теории
Минимальный(
3)
Средний(4)
Базовый(5)
1.История создания и развития
(контрольные вопросы)
2.Инструменты и материалы
(рассказ, кроссворды)
3.Правила Т/б (беседы,
вопросы)
4.Приемы начала и окончания
работы (вопросы)
Диагностический материал - практический.
Вид деятельности
Минимальный
(3балла)
Увеличение выкройки.
Умение располагать выкройки
на материале.
Выполнение швов
«вперед иголка»
«назад иголка»
«потайной»
«петельный»
Окончание работы, узелки.
Сборка деталей изделия.
Творческое оформление
изделия.
Способы выкладывания узора
(аппликация).
Особенности работы с мехом.
Приемы начала и окончания
работы.
Творческая работа.
(самостоятельная)
25
Средний
(4балла)
Базовый
(5баллов)