ТО Акварель 2024-25

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Акварель»
Направленность: художественная
Уровень освоения: стартовый, базовый.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7 - 11 лет
Срок реализации программы 2 года

Автор-разработчик:
Сайгушкина Екатерина Владимировна
педагог дополнительного образования

г. Долинск
2024 год.

Содержание
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
Пояснительная записка
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Учебно-тематический план 1 года обучения (стартовый уровень)
Содержание программы 1 года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения (базовый уровень)
Содержание программы 2 года обучения
Календарно-учебный график
3.Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

2

3
3
6
8
8
11
13
16
16
16
17
18
21
22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

1.1.
1.2.

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Вид программы:

Программа является модифицированной. При разработке данной программы
использовалась типовая программа для образовательных учреждений под руководством
Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования
Российской Федерации, программа дополнительного художественного образования детей
Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованная в числе примерных
программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
1.3. Актуальность программы обусловлена социальным запросом со стороны
обучающихся и их родителей города так, как технической база для проведения данных
занятий находится в МБОУДО ДДТ г.Долинск.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Лучшие работы учащихся демонстрируются на тематических и отчетных
выставках в Долинском историко-краеведческом музее и Государственном бюджетном
учреждении культуры "Сахалинский зооботанический парк"
1.4. Новизна программы данной программы заключается в использовании
традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества,
направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и
развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также
коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов
и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств,
чтобы выразить свои фантазии. Многообразие приёмов в художественно – творческой
деятельности выполняет «терапевтическую функцию», обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка. Разная техника изображения развивает
различные части руки: предплечье, кисть, пальцы.
Программа мобильна – в зависимости от изменения интересов детей к различным
видам творчества вводятся новые разделы. В процессе освоения программы, учащиеся
получают более глубокие знания и практические умения по различным видам
изобразительного искусства: графике, живописи, дизайну, декору.
1.5. Адресат программы. Программа рассчитана на 2 года обучения для
обучающихся младшего и среднего возраста от 7 – 11 лет.
1.6. Условия набора. Набор в творческое объединение осуществляется по
принципу добровольности. Наполняемость учебных групп: первый год обучения - 10-12
человек, второй год обучения 10-12 человек.
1.7. Объем и сроки реализации программы: Объем программы составляет:
288 часов. Срок реализации 2 года.
3

Уровень

Кол-во часов

1 год
2 год

144 часа
144 часа

Кол-во занятий Кол-во занятий Время занятий
в неделю
2
2
45 минут
2
2
45 минут

1.8. Форма обучения: программа предусматривает очную форму обучения с
возможностью применения электронного обучения и дистанционных образовательных
технологии
1.9. Язык преподавания программы: русский.
1.10. Уровень
сложности:
обучение
по
программе
построено
дифференцированным подходом к каждому обучающемуся, поэтому практическая работа
разделяется на 2 уровня: стартовый и базовый.
Стартовый - проектная работа обучающегося выполняется совместно с педагогом по
шаблонам.
Базовый – проектная работа обучающегося выполняется самостоятельно.
1.11. Цель и задачи программы:
Цель программы - Формирование интереса к живописи красками посредством
занятий.
Задачи программы:
Предметные

Обучить правильному планированию своей работы;

Обучить значениям названиям основных и составных цветов;

Обучить изобразительным основам декоративных элементов;

Научить создавать и презентовать творческие проекты;
Метапредметные

Развить мышление при создании ярких, выразительных образов;

Развить воображение, творческую активность, фантазию, метафоричность.

Развить свободное владение понятийным аппаратом (симметрия,
гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);

Развить умение анализировать, давать оценку;

Развить самостоятельность в создании новых оригинальных образов;
Личностные

Воспитать чувство товарищества;

Воспитать у обучающегося ответственность, внимательность;

Воспитать аккуратность при выполнении работы;

Воспитать творческую деятельность обучающегося;
1.12. Формы организации деятельности на занятиях:

Индивидуальная

Групповая
Форма проведения занятий:

Занятия в аудитории: работа с красками, беседа, объяснение, диалог.

Занятия обобщения и проверки знаний по темам

Мастер-классы

Экскурсии в музей

Участие в выставках, конкурсах, фестивалях.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия;

Словесные - беседа, объяснение, рассказ.

Наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение.

Практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
4

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях:

фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;

групповой - организация работы в группах;

индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических принципов:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям)

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей).

Научности (обоснованность, наличие методической базы и теоритической
основы).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
1.13. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе, обучающиеся:

Уметь правильно планировать свою работу;

Знать названия основных и составных цветов;

Знать изобразительные основы декоративных элементов;

Уметь создавать и презентовать творческие проекты;

Развито мышление при создании ярких, выразительных образов;

Развито воображение, творческая активность, фантазия, метафоричность.

Развито свободное владение понятийным аппаратом (симметрия,
гармония, колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация);

Развито умение анализировать, давать оценку;

Развита самостоятельность в создании новых оригинальных образов;

Воспитано чувство товарищества;

Воспитано ответственность, внимательность;

Воспитана аккуратность при выполнении работы;

Воспитана творческую деятельность обучающегося;
1.13. Формы контроля и аттестации.
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в несколько
этапов.
Первичный контроль – опрос, беседа, наблюдение. Данный контроль проходит в
начале учебного года для выявления имеющихся знаний, умений и навыков и уровня
развития ребенка.
Промежуточный контроль – самостоятельная работа, задания для развития
глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа, мини-выставка.
5

Промежуточный контроль проводится при переходе с ознакомительного в базовый
уровень сложности программы.
Аттестация по итогам реализации программы - проводится по окончанию
изучения данной программы. Результаты определяются
по сумме показателей
результативности обучения (приложение 2), а также самостоятельное выполнение
творческого проекта по культуре и истории коренных народов Сахалинской области,
участие в мастер-классах, выставках разного уровня.
Формы и методы проведения контроля знаний, учащихся на занятиях:
 Опрос
 Беседа
 Наблюдение
 Задание для развития глазомера
 Работа по карточкам.
 Работа по схемам.
 Тестирование
 Мини-выставка
 Самостоятельная работа
 Контрольная работа
 Творческий проект
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(стартовый)
№

Название темы

Раздел 1: «Введение»
1.1
Знакомство с материалами
1.2
Виды акварельной бумаги
1.3
Кисти
1.4
Дополнительные материалы
Всего
Раздел 2: «Основная палитра»
2.1
Основная палитра, цветовой круг
2.2
Яркие вторичные цвета, цветовой
круг
2.3
Приглушенные вторичные цвета,
цветовой круг
Всего
Раздел 3: «Смешивание цветов»
3.1
Смешанные зеленные
3.2
Смешанные желтые
3.3
Смешанные красные
3.4
Смешанные коричневые
Всего
Раздел 4: «Эффекты наложения красок»

Количество часов
Всего теория Практика
4
4
4
4

2
1
1
1

2
3
3
3

16

5

11

4
4

1
1

3
3

4

1

3

12

3

9

4
4
4
4
16

1
1
1
1
4

3
3
3
3
12

6

Формы контроля

Собеседование
Диагностика.
Тестирование
выполнению
изобразительных
элементов

по

Диагностирование
качества выполненых
работ

Диагностика освоения
художественных
приемов и методов

Эффекты наложения красок
Прозрачные и непрозрачные краски
Эффекты зернистости
Тонкие слои краски
Использование губки
Всего
Раздел 5: «Размывки»
5.1
Размывки на сухой бумаге
5.2
Размывки на влажной бумаге
5.3
Перевернутый
лист
бумаги,
разноцветные слои краски
5.4 Капли цвета, использование белил.
5.5
Сильные и приглушенные контрасты
Всего
Раздел 6: «Мазки кистью»
6.1
Свободные мазки кистью
6.2
Тонкие линии кистью
6.3
Тонкие и легкие мазки кистью
6.4
Смешивание
красок,
смягчение
контуров
Всего
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4
4
4
4
4
20

1
1
1
1
1
5

3
3
3
3
3
15

Диагностика участия
в выставках

4
4
4

1
1
1

3
3
3

Тест на владение
формой,
цветом,
передача
пространства

4
4
20

1
1
5

3
3
15

4
4
4
4

1
1
1
1

3
3
3
3

16

4

12

1
1

3
3

1

3

1
1
1
1

3
3
3
3

1

3

1
10

3
30

1
-

4
4

1

8

Раздел 7: «Моделирование»
7.1
Моделирование формы
4
7.2
Незакрашенные участки, блики,
4
блики
неправильной
формы,
размытые и процарапанные блики
7.3
Способы удаление краски,
4
Исправление и удаление акварельной
краски
7.4
Сырым по сухому
4
7.5
Сырым по сырому
4
7.7
Четкие и размытые края
4
7.8
Потеки
акварельной
краски,
4
использование потеков
7.9
Рисунок кистью, передача текстуры
4
и создание фона
7.10 Лессировка и корпусная краска
4
40
Всего
Раздел 8: «Итоговая работа»
8.1
Итоговая работа
4
8.2
Оформление
экспозиции
и
4
обсуждение творческих работ
8
Всего
Итого
144

36

Тест на владение
техниками
изображения

Диагностика
освоения
художественных
приемов и методов

Анализ
продуктов
творческой
деятельности
учащихся

Диагностика участия
в выставках

108

Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут
вноситься изменения, отражающие новые достижения в области живописи акварелью.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1: «Введение»
1.1 Тема «Знакомство с материалами» (4ч).
Теория: Общий обзор тем, видов деятельности. Инструменты, необходимые для работы.
Практика: Рисование на свободную тему.
1.2. Тема «Виды акварельной бумаги» (4ч).
Теория: Ознакомление с акварельной бумагой: бумага ручного изготовления,
художественный картон с неровной текстурой, бумага холодной прессовки, грубая
бумага, бумага горячей прессовки.
Практика: Рисование на свободную тему.
1.3. Тема «Кисти» (4ч).
Теория: Ознакомление с кистями, размеры, проверка кисти, уход за кистями.
Практика: Рисование на свободную тему.
1.4. Тема «Дополнительные материалы» (4ч).
Теория: Ознакомление с дополнительными материалами: палитра, малярная лента, ватное
полотенце, губки, соль и т.д.
Практика: Рисование на свободную тему.
Раздел 2: «Основная палитра»
2.1. Тема «Основная палитра, цветовой круг» (4ч).
Теория: Смешивание основных цветов: красная, синие, охра желтая.
Практика: Рисование круг Иттена.
2.2. Тема «Яркие вторичные цвета, цветовой круг» (4ч).
Теория: Смешивание ярких вторичных цветов: красная, синие, охра желтая.
Практик: Рисование круг Иттена.
2.3. Тема «Приглушенные вторичные цвета, цветовой круг» (4ч).
Теория: Смешивание вторичных цветов: красная, синие, охра желтая.
Практика: Рисование круг Иттена.
Раздел 3: «Смешивание цветов»
3.1. Тема «Смешанные зеленные» (4ч).
Теория: Смешивание ярких основных цветов: бирюзовая, изумрудно-зеленая, зеленая
светлая, зеленая оригинальная, желто-зеленная, травянная зеленная, оливковая, окись
хрома, зеленая, земля зеленная.
Практика: Пишем натюрморт с натуры.
Стартовый: Пишем натюрморт с 1 яблоком.
Базовый: Пишем натюрморт с 3 яблоками
3.2. Тема «Смешанные желтые» (4ч).
Теория: Смешивание ярких основных цветов: генза желтая, лимонная, кадмий лимонный,
кадмий желтый средний, индийская желтая, охра желтая, неаполитанская желтая.
Практика: Пишем натюрморт с натуры.
Стартовый: Пишем натюрморт с 1 лимоном.
Базовый: Пишем натюрморт с 3 лимонами.
3.3. Тема «Смешанные красные» (4ч).
Теория: Смешивание ярких основных цветов: золотистая, золотистая темная, индийская
золотистая, кадмий оранжевый, лак оранжевый, тициановая, охра красная, шанхайская
красная, железоокисная светло-красная, венецианская красная, киноварь, кадмий красный
светлый, алая, рубиновая, карминовая, красный хинакридон, краплак светлый, бордо,
розовая, розовый хинакридон.
Практика: Пишем натюрморт с натуры.
8

Стартовый: Пишем натюрморт с 1 помидором.
Базовый: Пишем натюрморт с 3 помидорами.
3.4. Тема «Смешанные коричневые» (4ч).
Теория: Смешивание ярких основных цветов: сиена натуральная, сиена жженная, умбра
жженая, марс коричневый, сепия, воронежская черная, серая пейна, нейтральная черная,
кость жженная, сажа газовая.
Практика: Пишем натюрморт с натуры.
Стартовый: Пишем натюрморт с 1 луком.
Базовый: Пишем натюрморт с 3 луком.
Раздел 4: «Эффекты наложения красок»
4.1. Тема «Эффекты наложения красок» (4ч).
Теория: Смешивание цветов.
Практика: Рисование раскадровка.
4.2. Тема «Прозрачные и непрозрачные краски» (4ч).
Теория: Смешивание цветов.
Практика: Рисование раскадровка.
4.3. Тема «Эффекты зернистости» (4ч).
Теория: Смешивание цветов.
Практика: Рисование раскадровка.
4.4. Тема «Тонкие слои краски» (4ч).
Теория: Нанесение краски на влажную бумагу.
Практика: Пишем пейзаж.
Стартовый: Пишем пейзаж используя 6 основных цветов.
Базовый: Пишем пейзаж используя 3 основных цвета.
4.5. Тема «Использование губки» (4ч).
Теория: Как правильно использовать губку, для чего она нужна.
Стартовый: Пишем пейзаж используя 6 основных цветов.
Базовый: Пишем пейзаж используя 3 основных цвета.
Раздел 5: «Размывки»
5.1. Тема «Размывки на сухой бумаге» (4ч).
Теория: Обучение приему перетекания краски по сухой бумаге
Практика: Пишем морской пейзаж.
5.2. Тема «Размывки на влажной бумаге» (4ч).
Теория: Обучение приему перетекания краски на влажной бумаге.
Практика: Пишем морской пейзаж.
5.3. Тема «Перевернутый лист бумаги, разноцветные слои краски» (4ч).
Теория: Обучение приему перетекания одной краски в другую.
Практика: Пишем морской пейзаж.
5.4. Тема «Капли цвета, использование белил» (4ч).
Теория: Обучение приему вливания белил.
Практика: Пишем белые облака.
5.5. Тема «Сильные и приглушенные контрасты» (4ч).
Теория: Обучение приему использования контраста в акварели.
Практика: Пишем пейзаж с облаками.
Раздел 6: «Мазки кистью»
6.1. Тема «Свободные мазки кистью» (4ч).
Теория: Обучение приему создания картины при помощи ровных слоев краски.
Практика: Пишем пейзаж с травой на переднем плане.
9

6.2. Тема «Тонкие линии» (4ч).
Теория: Обучение приему создания картины при помощи тонких слоев краски.
Практика: Пишем пейзаж с деревьями.
6.3. Тема «Тонкие и легкие мазки» (4ч).
Теория: Обучение приему создания картины при помощи нажатия кисти.
Практика: Пишем пейзаж.
6.4. Тема «Смешивание красок, смягчение контуров» (4ч).
Теория: Обучение приему смешивания красок смягчающих контур фигур. Практика:
Пишем пейзаж с облаками.
Раздел 7: «Моделирование»
7.1. Тема «Моделирование формы» (4ч).
Теория: Обучение приему создания эффекта смешивания тонов.
Практика: Пишем красное яблоко.
7.2. Тема «Не закрашенные участки, блики, блики неправильной формы, размытые
и процарапанные блики» (4ч).
Теория: Обучение приему написания бликов.
Практика: Пишем с натуры горшок с цветком.
7.3. Тема «Способы удаление краски, Исправление и удаление акварельной краски»
(4ч).
Теория: Обучение приему удаления краски с картины.
Практика: Пишем пейзаж.
7.4. Тема «Сырым по сухому» (4ч).
Теория: Обучение приему нанесения новой сырой краски на высохшую краску.
Практика: Пишем портрет.
7.5. Тема «Сырым по сырому» (4ч).
Теория: Обучение приему нанесения новой сырой краски на влажную основу так, что
краски сливаются.
Практика: Пишем букет с цветами.
7.6. Тема «Четкие и размытые края» (4ч).
Теория: Обучение приему нанесения нового слоя на сухую поверхность образуя в
некоторых местах контраст.
Практика: Пишем пейзаж с коровами.
7.7. Тема «Потеки акварельной краски, использование потеков» (4ч).
Теория: Обучение приему растекания краски.
Практика: Пишем пейзаж с закатом.
7.8. Тема «Рисунок кистью, передача текстуры и создание фона» (4ч).
Теория: Обучение приему передачи текстуры кистью и создания фона.
Практика: Пишем Сову.
7.9. Тема «Лессировка и корпусная краска» (4ч).
Теория: Обучение приему нанесения прозрачного слоя.
Практика: Пишем натюрморт.
Раздел 8: «Итоговая работа»
8.1. Тема «Итоговая работа» (4ч).
Теория: Тестирование по полученным знаниям за год обучения.
Практика: Защита творческой работы.
8.2. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. (4 ч).
Теория: Оформление творческих работ, выставка.
10

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
 основные виды акварельной бумаги;
 основные виды кисточек;
 дополнительные материалы, используемые в живописи акварелью;
 названия основных и составных цветов акварели;
 основные эффекты в написании картины акварелью
Учащиеся должны уметь:
 правильно подобрать бумагу;
 наносить ровный слой при помощи кисти;
 смешивать основные и вторичные цвета;
 пользоваться дополнительные материалы для создания эффектов.
 передать блик на изображаемом предмете;
 удалить акварельную краску с картины;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(базовый)
№

Название темы

Количество часов
Всего Теория Прак
тика

Раздел 1: «Введение»
1.1. Знакомство с материалами
1.2. Выбор красок
Всего
Раздел 2: «Пишем портрет»
2.1
Смешанные телесные тона, светлая
комбинация
2.2
Смешанные телесные тона, желтоватая
комбинация
2.3. Смешанные телесные тона, оливковая
комбинация
2.4
Смешанные
телесные
тона,
коричневая комбинация
Всего
Раздел 3: «Стили написания картин»
3.1
Стили написания картин. Рисунок
кистью, сухая кисть
3.2
Стили написания картин.
Разбрызгивание акварельной краски
3.3
Стили написания картин. Соль
3.4
Стили написания картин. Живопись
точками
3.5
Стили написания картин.
Соскабливание краски
3.6
Стили написания картин. Печать и
вдавливание краски
3.7
Стили написания картин Восковой
защитный слой
3.8
Стили написания картин Линия и
тонкий слой краски
11

4
4
8

1
1
2

3
3
6

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

16

4

12

4

1

3

4

1

3

4
4

1
1

3
3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

Формы контроля

Собеседование

Диагностика
Тестирование на
знание
комбинаций
телесных тонов

Диагностика
участия в
выставках
Тест на владение
стилями
написания картин

Стили написания картин. Сочетание
разных материалов
Всего
Раздел 4: «Правила обращения с красками»
4.1
Правила обращения с красками
4.2
Соединение контуров
Всего
Раздел 5: «Сюжет в композиции»
5.1
Сюжет в композиции, повторяющиеся
цвета
5.2
Сюжет в композиции, четкое и
размытое изображение
5.3
Сюжет в композиции, высокий
горизонт
5.4
Сюжет в композиции, создание
ощущения движения
5.5
Сюжет в композиции, воздушная
перспектива
5.6
Сюжет в композиции, темные и
светлые формы
5.7
Сюжет в композиции, передача
состояния погоды, снег
5.8
Сюжет в композиции, передача
состояния погоды, туман и дымка
5.9
Сюжет в композиции, передача
состояния погоды, зимнее солнце
5.10 Сюжет в композиции, рисунок и
атмосфера.
5.11 Сюжет в композиции, пейзаж с водою,
спокойная вода
5.12 Сюжет в композиции, пейзаж с водою,
волны
5.13 Сюжет в композиции, здания в
пейзаже
5.14 Сюжет в композиции, взаимосвязь
зданий и пейзажа
Всего
Раздел 6: «Работа на пленэре»
6.1
Работа на пленэре
6.2
Сокращенная
палитра
красок,
тональный ряд
6.3
Акварельные карандаши
Всего
Раздел 7: «Итоговая работа»
7.1
Итоговая работа
7.2
Оформление экспозиции и обсуждение
творческих работ
Всего
Итого
3.9

12

4

1

3

36

9

27

4
4
8

1
1
2

3
3
6

Собеседование

4

1

3

4

1

3

Диагностика
участия в
выставках

4

1

3

Собеседование

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

56

14

42

4
4

1
1

3
3

4
12

1
3

3
9

4
4

1
-

3
4

8
144

1
36

7
108

Диагностика
участия в
выставках

Тест на владение
сюжетом в
композиции

Анализ продуктов
творческой
деятельности
учащихся

Диагностика
участия
выставках

в

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Раздел 1: «Введение»
1.1. Тема «Знакомство с материалами» (4ч).
Теория: Обучение приему перетекания одной краски в другую.
Практика: Пишем морской пейзаж.
1.2. Тема «Выбор красок» (4ч).
Теория: Основная палитра, цветовой круг, яркие вторичные цвета, приглушенные
вторичные цвета.
Практика: Рисование круга Иттена.
Раздел 2: «Пишем портрет»
2.1. Тема «Смешанные телесные тона, светлая комбинация» (4ч).
Теория: Смешивание основных цветов: охра желтая, аллизарин малиновый.
Практика: Пишем портрет.
2.2. Тема «Смешанные телесные тона, желтоватая комбинация» (4ч).
Теория: Смешивание основных цветов, сиена натуральная розовая золотистая.
Практика: Пишем портрет.
2.3. Тема «Смешанные телесные тона, оливковая комбинация» (4ч).
Теория: Смешивание основных цветов: ализарин малиновый, сиена натуральная.
Практика: Пишем портрет.
2.4. Тема «Смешанные телесные тона, коричневая комбинация» (4ч).
Теория: Смешивание основных цветов: кобальт синий, умбра жженая.
Практика: Пишем портрет.
Раздел 3: «Стили написания картин»
3.1. Тема «Стили написания картин. Рисунок кистью, сухая кисть» (4ч).
Теория: Обучение приему передачи текстуры сухой кистью используя несколько слоев
краски.
Практика: Пишем пейзаж с дождем.
3.2. Тема «Стили написания картин. Разбрызгивание краски» (4ч).
Теория: Обучение приему разбрызгивания краски на бумаге.
Практика: Пишем пейзаж.
3.3. Тема «Стили написания картин. Соль» (4ч).
Теория: Обучение способов создания текстуры м интересной поверхности.
Практика: Пишем скалы.
3.4. Тема «Стили написания картин. Живопись точками» (4ч).
Теория: Обучение приему нанесения краски отдельными маленькими мазками концом
кисти.
Практика: Пишем городской пейзаж.
3.5. Тема «Стили написания картин. Соскабливание краски» (4ч).
Теория: Обучение приему удаления сухой краски сграффито.
Практика: Пишем натюрморт.
3.6. Тема «Стили написания картин. Печать и вдавливание краски» (4ч).
Теория: Обучение приему написания текстуры при помощи прикладывания пищевой
пленки, ткани,
Практика: Пишем пейзаж с деревом.
3.7. Тема «Стили написания картин. Восковой защитный слой» (4ч).
Теория: Обучение приему написания текстуры, отталкивающей краску.
Практика: Пишем пейзаж с людьми.
3.8. Тема «Стили написания картин. Линия и тонкий слой краски» (4ч).
13

Теория: Обучение приему рисования тонким слоем краски равномерных слоев.
Практика: Пишем пейзаж с кораблем.
3.9. Тема «Стили написания картин. Сочетание разных материалов» (4ч).
Теория: Обучение приему передачи текстуры фона с использованием гуаши, туши, акрила,
карандашей, фломастеров.
Практика: Пишем подсолнухи.
Раздел 4: «Правила обращения с красками»
4.1.Тема «Правила обращения с красками» (4ч).
Теория: Ознакомления с рабочими емкостями, хранение красок,
Практика: Пишем закат.
4.2. Тема «Соединение контуров» (4ч).
Теория: Обучение приему соединения контуров.
Практика: Пишем Ирисы.
Раздел 5: «Сюжет в композиции»
5.1. Тема «Сюжет в композиции, повторяющиеся цвета» (4ч).
Теория: Обучение приему использования одних и тех же цветов в 2 плоскостях.
Практика: Пишем пейзаж.
5.2. Тема «Сюжет в композиции, четкое и размытое изображение» (4ч).
Теория: Обучение приему написания отражения в воде.
Практика: Пишем отражение дерева в воде.
5.3. Тема «Сюжет в композиции, высокий горизонт» (4ч).
Теория: Обучение приему написания с использованием высокой линии горизонта.
Практика: Пишем пейзаж.
5.4. Тема «Сюжет в композиции, создание ощущения движения» (4ч).
Теория: Обучение приему написания движения в картине.
Практика: Пишем пейзаж с полем.
5.5 Тема «Сюжет в композиции, воздушная перспектива» (4ч).
Теория: Обучение приему написания передачи воздушной перспективе
Практика: Пишем пейзаж с обрывом.
5.6. Тема «Сюжет в композиции, темные и светлые формы» (4ч).
Теория: Обучение приему передачи контраста форм.
Практика: Пишем маяк.
5.7. Тема «Сюжет в композиции, передача состояния погоды, снег» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния погоды.
Практика: Пишем зимний пейзаж.
5.8. Тема «Сюжет в композиции, передача состояния погоды, туман и дымка» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния погоды с использованием капель воды.
Практика: Пишем дымку.
5.9. Тема «Сюжет в композиции, передача состояния погоды, зимнее солнце» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния погоды с использованием контраста.
Практика: Пишем зимний пейзаж.
5.10. Тема «Сюжет в композиции, рисунок и атмосфера.» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния погоды с использованием мелких деталей.
Практика: Пишем лес.
5.11. Тема «Сюжет в композиции, пейзаж с водою, Спокойная вода» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния воды.
Практика: Пишем пейзаж с людьми.
5.12. Тема «Сюжет в композиции, пейзаж с водою, волны» (4ч).
Теория: Обучение приемам передачи состояния воды.
14

Практика: Пишем пейзаж со штормом.
5.13. Тема «Сюжет в композиции, здания в пейзаже» (4ч).
Теория: Обучение приемам выбора точки в ограниченной среде.
Практика: Пишем здание.
5.14. Тема «Сюжет в композиции, взаимосвязь зданий и пейзажа» (4ч).
Теория: Обучение приемам выбора точки в ограниченной среде.
Практика: Пишем здание.
Раздел 6: «Работа на пленэре»
6.1. Тема «Работа на пленэре» (4ч).
Теория: Ознакомление с материалами необходимыми для написания картин на открытом
пространстве.
Практика: Пишем городской пейзаж
6.2. Тема «Сокращенная палитра красок, тональный ряд» (4ч).
Теория: Обучение живописи на улице с использованием сокращенной палитры цветов.
Практика: Пишем городской пейзаж.
6.3. Тема «Акварельные карандаши» (4ч).
Теория: Обучение приему использования акварельных карандашей на пленере,
Практика: Пишем городской пейзаж.
Раздел 7: «Итоговая работа»
7.1. Тема «Итоговая работа» (4ч).
Теория: Тестирование по полученным знаниям за 2 года обучения.
Практика: Защита творческой работы.
7.2. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.
Практика: Оформление творческих работ, выставка.
Знания и умения.
По окончанию 2 года обучения учащиеся должны знать:
 стили написания картин;
 правила обращения с красками;
 сюжеты в композиции;
 сокращенную палитру красок;
Уметь:
 смешивать телесные тона;
 подобрать основные и вторичные цвета для написания портрета;
 применять сокращенную палитру на плэнере;
 Находить нужную информацию из разных источников и воплощать ее в работе.
1.13. Формы и методы проведения контроля знаний обучающихся
Педагогический контроль за достижениями обучающихся осуществляется в
несколько этапов.
Первичный контроль – опрос, беседа, наблюдение. Данный контроль проходит в
начале учебного года для выявления имеющихся знаний, умений и навыков и уровня
развития ребенка.
Промежуточный контроль – самостоятельная работа, задания для развития
глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа, мини-выставка.
Промежуточный контроль проводится при переходе с 1 года (стартовый уровень) на 2 год
(базовый уровень сложности).
15

Аттестация по итогам реализации программы - проводится по окончанию
изучения данной программы. Результаты определяются
по сумме показателей
результативности обучения (приложение 2), а также предусматривает выполнение
творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов,
участие в мастер-классах, выставках разных уровней.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
окончания
занятий
31 мая

Ко-во
учебных
недель
36

Ко-во
дней

Ко-во
часов

Режим
занятий

1 год

Дата
начала
занятий
1 сентября

72

144

2 год

1 сентября

31 мая

36

72

144

2 раза в
неделю по 2
часа
2
раза в
неделю по 2
часа

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение
Кабинет ТО «Акварель» оборудован мебелью (столами, стульями) в соответствии с
требованиями санитарных норм, шкафами, наглядными пособиями, оборудованием для
проведения занятий.
Также кабинет оснащен компьютерной техникой:
-компьютер,
-выход в интернет.
Методическое обеспечение кабинета
(Дидактический материал):

технологические карты, таблицы, схемы;

образцы изделий;

иллюстративный материал,

фото - видеоматериал.
Имеются все необходимые инструменты:

карандаши

линейки
Материалы для работы учащихся :

акварельная бумага, ватман;

акварельные краски

емкость для воды
Кабинет оформлен и оборудован таким образом, чтобы пребывание в творческом
объединении было комфортным для учащихся образовательного учреждения.
Кадровое обеспечение
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий средне-профессиональное или высшее образование отвечающий
профессиональным стандартам педагога дополнительного образования детей

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. – М: ООО «Дрофа»,
2020.
Кардаччи, Д. Уроки рисования для начинающих. Пер. с англ. Л. Степановой. – Москва:
АСТ, 2021. – 128 с.
Сайты в сети Интернет:
http:www.allforchildren.ru›
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.lesyadraw.ru›
http:www.razvitieiq.ru
Литература, рекомендуемая обучающимся и родителям
Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2020
Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. — М., 2021
Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве //
Искусство в школе. — 2021. — №3 4.Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей /
Г. В. Лабунская. — М., 2020
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.

Нормативные акты:
Дополнительная общеобразовательная
нормативно-правовыми документами:

программа

составлена

с

основными

 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196»;
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года;
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 №678-р
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
 Муниципальные правовые акты;
 Устав образовательной организации;
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП МБОУДО
ДДТ г.Долинск
17

Приложение 1
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь

Февраль

Март

Апрель
Май

Содержание мероприятия
ДДТ Решение организационных
вопросов. Знакомство с
планом работы на учебный
год и режимом занятий.
Посвящение в новички. МБОУДО ДДТ Знакомство
с
новыми
г.Долинск
учениками
творческого
объединения
Экскурсия, Долинский историко-краеведческий Экскурсия
знакомит с
музей.
древнейшим
прошлым
Долинского района на
основе
предметов,
найденных
во
время
археологических раскопок.
Выставка,
Государственное
бюджетное Выставка
работ
учреждение
культуры
"Сахалинский обучающихся.
зооботанический парк»
«Ночь
искусств»
Долинский
историко- Посещение
ежегодного
краеведческий музей.
мероприятия проводимого
в музее.
Акция «Праздник в каждый дом», МБОУДО Изготовление
открыток
ДДТ г.Долинск
своими руками
Выставка «Рождественские сказки», Долинский Выставка творческих работ
историко-краеведческий музей.
обучающихся.
Мастер-класс, МБОУДО ДДТ г.Долинск
Новогодний мастер-класс
по
созданию
рождественской игрушки
своими руками
Акция «Праздник в каждый дом», МБОУДО Изготовление
открыток
ДДТ г.Долинск
своими руками
Мастер-класс, МБОУДО ДДТ г.Долинск
мастер-класс по созданию
открытки для папы.
Мастер-класс, МБОУДО ДДТ г.Долинск
мастер-класс «Браслет для
мамы»
изготовление
подарка для мамы из
трубочек
Акция «Праздник в каждый дом», МБОУДО Изготовление
открыток
ДДТ г.Долинск
своими руками
Экскурсия, Долинский историко-краеведческий Экскурсия
знакомит с
музей.
древнейшим
прошлым
Долинского района
Выставка «Мой мир» Долинском историко- Отчетная
выставка
краеведческом музее
творческих
работ
обучающихся.
Родительское
собрание,
МБОУДО
ДДТ Подведение
итогов
г.Долинск
учебного года
Родительское
г.Долинск

Наименование
собрание,
МБОУДО

18

Приложение 2
Диагностика теоретических умений обучающихся
Знание теории
Знание основных
понятий

Знание
живописи
Знание
материалов

низкий
Не может отличить
понятия.

история

Не может назвать
ни одного
художника
основные Не может отличить
материалы

базовый
Знает основные
понятия.
Не пользуется
дополнительными
источниками.

творческий
Владеет
основными
понятиями,
самостоятельно
добывает
информацию из
дополнительной
литературы и
интернет
источников
Знает более 10
художниковакварелистов.
Знает название
дополнительных
материалов

Знает 10
художниковакварелистов
Знает названия
основных
материалов

Диагностика практических умений обучающихся
Вид деятельности

Низкий

Базовый

Подготовка
рабочего места

Не может правильно
разложить материалы.

Работа с кистями

Не может подобрать
кисть для заливки
плоскости краской на
бумаге, провести
прямую линию кистью.

Дополнительные
материалы

Не пользуется

19

Подготавливает
рабочее место,
размещая
материалы для
работы в
удобном
расположении
на столе
Подбирает
кисть для
среднего и
дальнего, плана
написания
картины.
Работает с
заливкои
плоскости
кистью
Использует
дополнительны
е материалы с
подсказкой

Творческий
Подготавливает
рабочее место
самостоятельно без
напоминания.

Проявляет творческий
подход для написании
картины, и
самостоятельность в
работе.

Использует
дополнительные
материалы, без
подсказки,
самосоятельно.

Смешивание
основных цветов

Использует
при Использует при
смешивании 2 цвета,в смешивании 2
неравных пропорциях.
цвета,
достигает
необходимую
тональность.

20

Использует
при
смешивании 3 цвета,
достигает необходимую
тональность цвет.

Приложение 3
Словарь терминов:


























Акварель - это техника изображения и разновидность изобразительного искусства,
занимающая переходное положение между живописью и графикой, совмещая их
особенности.
Туба – вид акварельной краски, выпускается по 5, 10, 25 мл.
Кювет – вид акварельной краски, выпускается в маленьких чашечках.
Бумага - бумага для акварели бывает машинного и ручного производства имеет
различную поверхность и подразделяется на 3 основных категории: гладкую (горячей
присовки,HP), среднюю (холодной прессовки, СР или без горячего прессования, Not) и
грубую.
Кисть – это инструмент художника для нанесения краски на бумагу.
Палитра – это пластинка для смешивания красок;
Губка - используется для осветления и удаления краски
Натягиванеи бумаги – это процесс нанесения акварельной бумаги на планшет.
Размывка – слои краски с градацией тонов, более светлых в низу, используется для
изоображения неба.
Основная палитра красок – это 8 основных цветов акварели, которых не возможно
достичь путем смешивания.
Смешивание красок – достижение мягкого перехода от одного цвета или тона к другому.
Эффект наложения красок – получается путем смешивания основных цветов акварели.
Защитная жидкость – средство для нанесения на бумагу для сохранения светлого
участка.
Удаление краски – способ исправления ошибок.
Набросок – это быстрый рисунок в общих чертах, разновидность графики.
Разбрызгивание – способ нанесения краски на бумагу,
некогда считавшийся
ненадежным и нетрадиционным способом, в определенной степени непредсказуемый
метод.
Использование соли – способ создания текстуры и интересной пповерхности на бумаге.
Соскабливание краски – способ удаления сухой краски, при использовании
открывается белая бумага.
Печать и вдавливание – способ создания текстуры и интересной поверхности при
прикладывании различных материалов к только что нанесенной краске на бумаге.(ткань с
грубой текстурой, бумаги, целлофанового пакета к мокрой краске).
Восковой защитный слой – наносится для придания эффекта на картине.
Сокращенная палитра – используется на пленере и имеет 2 оттенка желтого, красного и
синего цвета.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».