МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Гончарная мастерская»
Направленность: художественная
Уровень сложности: стартовый, базовый
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 7 до10 лет,
срок реализации программы 1 год
Автор-разработчик:
Сайгушкина Екатерина Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Долинск
2024 год.
Содержание
1
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10
1.11
1.12
1.13
2
2.1.
2.2.
2.3
3
3.1.
3.2.
3.3.
4
5
6
7
Целевой раздел
Пояснительная записка
Направленность программы
Вид программы
Актуальность программы
Новизна программы
Адресат программы
Условия набора
Объём и сроки реализации
Формы и методы обучения
Уровни сложности
Цели и задачи
Формы и методы проведения занятий
Планируемые результаты
Формы контроля и аттестации
Содержательный раздел
Учебно-тематический план обучения
Содержание программы обучения
Календарный учебный график
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение
Кадровое обеспечение программы
4.Перечень рекомендуемых учебных изданий
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
6
7
7
8
11
11
11
12
12
12
14
16
17
1.Целевой раздел.
Пояснительная записка
1.1 Направленность программы: художественная.
1.2. Вид программы.
Программа модифицированная, составлена на основе программы «Гончарная
мастерская», авторы: Ю.С. Скиц; А.В Степанова; Г.Д. Ребась.
1.3.Актуальность программы обусловлена социальным запросом со стороны
учащихся и их родителей города так, как техническая база для проведения данных занятий
находится в МБОУДО ДДТ г.Долинск.
Программа обращается к культуре коренных народов Сахалина, попытке через
прикосновение к народным ремёслам, традициям, создать микроклимат добра и
взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Манипуляции с глиной – от простого разминания до создания шедевров декоративной
пластики очень органично взаимодействуют со всеми направлениями познавательной и
декоративно – прикладной деятельности. Глина – это благородный материал. На нём
обучающиеся развивают мелкую моторику руки, творческое воображение, мышление,
речь, фантазию, художественные способности, эстетические чувства.
Программа
творческого
объединения «Гончарная
мастерская» посвящена
сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, привить интерес и
любовь к прикладному творчеству, дать определённые навыки в освоении
художественного ремесла, показать эстетическую ценность произведений ручного труда,
заполнить свободное время ребят, заняв их данным видом деятельности. Актуальность
программы определена развитием мотивации обучающихся к изготовлению глиняных
изделий, эстетическим воспитанием детей, пониманием красоты и изящества.
1.4. Новизна программы данной программы заключаются в том, что
систематизирующей основой её содержания является интегрирование разных видов
художественной деятельности (общая история краеведения, эстетика, археология, теория
конструирования форм, теория орнамента, лепка и скульптура, декоративно-прикладное
искусство, изобразительное искусство) с творческой проектной деятельностью.
Включение регионального компонента для знакомства с элементами национальной
культуры народов Сахалина. Использование разных видов пластического материала для
работы: гончарная керамика, фарфор, шамотная керамика, шликер, терракотовая глина.
Такой комплекс изучаемых видов искусства позволяет всесторонне развивать
творческие способности учащихся (воображение, пространственное мышление,
колористический вкус), а также даёт возможность приобрести умения и навыки работы с
различными художественными материалами.
1.5.Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до
10 лет.
1.6.Условия набора. Набор в объединение осуществляется по принципу
добровольности. Наполняемость учебных групп 10 - 12 чел.
1.7. Объём и сроки реализации программы: Объем программы составляет
144 часа. Срок реализации 1 год.
Год обучения
1 год
Кол-во часов
всего
144 ч.
Кол-во часов
в день
2
3
Кол-во часов
в неделю
4
Режим занятия
2 раза в неделю
по 2 ак. часа
1.8.Форма обучения: программа предусматривает очную форму обучения с
возможностью применения дистанционных образовательных технологий
Язык обучения русский.
1.9.Уровень
сложности:
обучение
по
программе
предусматривает
дифференцированный подход к каждому обучающемуся, поэтому практическая работа
разделяется на 2 уровня сложности: стартовый и базовый.
Стартовый - проектная работа обучающегося выполняется совместно с педагогам
по шаблонам.
Базовый – проектная работа обучающегося выполняется самостоятельно.
1.10. Цель и задачи программы
Цель программы – Изучить традиции коренных малочисленных народов Сахалина
через гончарное дело.
Задачи программы:
Предметные
научить основным приёмам и навыкам работы с глиной;
научить основным приёмам и навыкам работы с глиной на гончарном круге;
научить сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции
создаваемого объекта;
научить основным приемам лепки глиняной игрушки.
научить росписи гончарного изделия орнаментом;
научить отличать материалы для лепки: глина, шамот, фарфор и др.;
научить истории, традициям и культуре коренных малочисленных народов
Сахалина
Метапредметные
содействовать развитию способностей обучающихся в области лепки,
декоративно-прикладного искусства;
развивать пространственные представления, художественно-образное восприятие
действительности, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям
действительности;
развивать образное мышление и творческое воображение, активное эстетическое
отношение к окружающему миру, искусству;
развивать коммуникативные качества личности ребёнка, культуру речи,
способности доказательного и аргументированного высказывания;
развивать умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки
сотрудничества и позитивного общения при работе в парах, группах, коллективе;
развивать навыки проектной деятельности.
познакомить детей с различными народными промыслами Сахалина.
Личностные
способствовать формированию духовной культуры детей, потребности общаться с
произведениями декоративно-прикладного;
способствовать воспитанию нравственных и патриотических чувств: любви к
родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому
прошлому, многонациональной культуре;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное
отношение к труду других учащихся;
воспитать уважение, интерес к традициям, культуре коренных малочисленных
народов Сахалина.
воспитать дружелюбное, толерантное отношения к представителям коренных
малочисленных народов Сахалина.
воспитание уважение к себе и к другим
воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
4
Занятия в творческом объединении «Гончарная мастерская» способствуют
разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих
способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
1.11.Формы организации деятельности на занятиях:
индивидуальная,
групповая.
Формы проведения занятий:
Занятия в аудитории: лепка, беседа, объяснение, диалоги;
Занятия и встречи потомками коренных народов Сахалина (носителями культуры);
Тематические занятия;
Занятия обобщения и проверки знаний по темам;
Защита проектов, презентации;
Мастер-классы;
Экскурсии в музеи и на выставки;
Участие в конкурсах и фестивалях Сахалина.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные – беседа, объяснение, рассказ;
Наглядные – показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение;
Практические – Презентации и творческие проекты.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
Репродуктивный– обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
Частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся
на занятиях:
Фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
Групповой – организация работы в группах;
Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических принципов:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
1.12. Планируемые результаты:
Предметные
Знает основные приёмы и навыки работы с глиной
Знает основные приёмы и навыки работы с глиной на гончарном круге;
5
Умеет сравнивать формы и размеры предметов, сохранять пропорции
создаваемого объекта;
Знает основные приемы лепки глиняной игрушки;
Умеет расписывать гончарное изделие орнаментом;
Умеет отличать материалы для лепки: глина, шамот, фарфор и др.;
Знает историю, традиции и культуру КМНС.
Метапредметные
Сформированы потребность учащегося в области лепки, декоративно-прикладного
искусства;
Развиты способности в пространственном представлении, художественнообразное восприятие действительности, эмоционально-эстетическое отношение
к предметам и явлениям действительности;
Развито образное мышление и творческое воображение, активное эстетическое
отношение к окружающему миру, искусству;
Развиты коммуникативные качества личности ребёнка, культура речи,
способности доказательного и аргументированного высказывания;
Развиты умения творчески взаимодействовать и проявлять навыки
сотрудничества, позитивного общения при работе в парах, группах, коллективе;
Развиты навыки проектной деятельности;
Знает народные промыслы Сахалина.
Личностные
Сформированы духовная культура, потребность общаться с произведениями
декоративно-прикладного искусства;
Воспитаны нравственные и патриотические чувства: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре;
Воспитаны доброжелательные взаимоотношения между детьми, уважительное
отношение к труду других учащихся;
Воспитано уважение, интерес к традициям, культуре коренных малочисленных
народов Сахалина.
Воспитано дружелюбное, толерантное отношения к представителям коренных
малочисленных народов Сахалина;
Воспитано уважение к себе и к другим;
Воспитано стремление к поиску, самостоятельности;
1.13. Формы контроля и аттестации.
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в несколько
этапов.
Первичный контроль – опрос, беседа, наблюдение. Данный контроль проходит в
начале учебного года для выявления имеющихся знаний, умений и навыков и уровня
развития ребенка.
Промежуточный контроль – самостоятельная работа, задания для развития
глазомера, работа по карточкам, тестирование, контрольная работа, мини-выставка.
Промежуточный контроль проводится при переходе с ознакомительного в базовый
уровень сложности программы.
Аттестация по итогам реализации программы - проводится по окончанию
изучения данной программы. Результаты определяются по сумме показателей
результативности обучения (приложение 2), а также самостоятельное выполнение
творческого проекта по культуре и истории коренных народов Сахалинской области,
участие в мастер-классах, выставках разного уровня.
Формы и методы проведения контроля знаний, обучающихся на занятиях:
Опрос
6
Беседа
Наблюдение
Задание для развития глазомера
Работа по карточкам.
Работа по схемам.
Тестирование
Мини-выставка
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Творческий проект
2. Содержательный раздел
Учебно-тематический план обучения
№
Название темы
1
«Вводное занятие»
1
1
-
Опрос, беседа
2
«Керамика и её свойства»
13
3
10
3
Ручное формирование. Ленточножгутовая техника»
«Работа на гончарном круге
(центрование)»
Итого
12
3
9
12
3
9
Диагностика,
наблюдение,
беседа,
самостоятельна
я работа.
38
10
28
«Декоративная лепка глиняной
игрушки.»
«Создание композиционных работ
на основе праздников коренных
народов Сахалина.»
22
4
18
21
3
18
Итого
43
7
36
22
4
18
Количество часов
Всего
Теория
Практик
а
I Раздел. «Декорирование и моделирование керамических изделий»
4
Формы
аттестации/
контроля
II раздел «Лепка изделий из глины»
1
2
Диагностика,
наблюдение,
мини-выставка,
опрос, беседа,
самостоятельна
я работа,
задания для
развития
глазомера,
работа по
карточкам,
тестирование,
контрольная
работа.
III раздел «Роспись гончарных изделий»
1
«Орнаментальная композиция и
особенности её построения»
7
Диагностика,
наблюдение,
мини-выставка,
2
«Орнаменты коренных народов
Сахалина»
21
3
18
Всего
43
7
36
опрос, беседа,
самостоятельна
я работа,
задания для
развития
глазомера,
работа по
карточкам,
работа по
схемам,
тестирование,
контрольная
работа
IV раздел «Проектная деятельность»
1
«Творческий проект»
16
4
12
2
«Защита творческого проекта.
Оформление экспозиции.
Выставка»
4
1
3
Всего
20
5
15
Итого
144
29
115
Наблюдение,
беседа,
самостоятельна
я работа,
самоконтроль,
защита проекта
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
I раздел «Декорирование и моделирование керамических изделий» - 38 часов
Тема: Вводное занятие - 1 часа.
Тема: Правила по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Теория: Беседа о правилах по технике безопасности, о плане эвакуации в случае
возникновения пожара, знакомство с планом работы на учебный год и режимом занятий.
Решение организационных вопросов.
2.
Тема: «Керамика и её свойства» - 13 часов.
Теория: Понятие «керамика», краткая история керамики и её свойства. Химический
состав. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая глина. Основные месторождения
глины.
Глиняные
массы
(фарфор, фаянс, тонко
каменные
изделия, майолика, терракота, гончарная керамика, шамотная керамика).
Практика: Знакомство с материалом Приготовление глиняной массы. Формование
различных предметов из глины разной толщины и размеров. Формирование чувств
пластичности материала.
Стартовый уровень: Подготовка, отминка, отбивка глиняной массы весом 100 гр.
Базовый уровень: Подготовка, отминка, отбивка глиняной массы весом 500 гр.
1.
3. Тема «Ручное формирование. Ленточно-жгутовая техника» - 12 часов.
Теория: Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые
(земляные, кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные
показатели.
Практика: Ознакомить технике формования жгутами и работе со шликером (связующим
материалом для склеивания жгутов).
8
Стартовый уровень: Изготовление небольшой вазочки.
Базовый уровень: Изготовление кружки с ручкой из жгутов.
4. Тема «Работа на гончарном круге (центрование)» - 12 часов.
Теория: Знакомство с гончарным кругом. Конструкции гончарных кругов: ручные,
ножные (пинковые, педальные), электрические. Техника безопасности. Понятие «центрация
рук» при работе на гончарном круге.
Практика: Освоение технологических способов, приёмов: центрование глины на круге,
поднятия глиняного цилиндра, поднятия глиняного конуса, вытягивания изделий из глины,
расширение, вытягивания изделий из глины, сужение, обтачивание глиняного изделия,
придание изделию нужной формы. Особенность изготовления и изучение технических
приемов. Симметричность, статичность, пропорции. Изготовление набора вазочек и
простейшие методы декорирования.
Стартовый уровень: Изготовление изделия на гончарном круге высотою 10 см.
Базовый уровень: Изготовление изделия на гончарном круге высотою 20 см.
II раздел «Лепка изделий из глины» - 43 часа.
Тема: «Декоративная лепка глиняной игрушки.» - 22 часа.
Теория: Знакомство с историей глиняной игрушки. Характерные пропорции игрушки.
Знакомство с терминами.
Практика: Лепка фигур в стиле славянской игрушки с соблюдением пропорций.
Использование приёмов, способов лепки, изученных ранее и применение их в работе.
Стартовый уровень: Лепка глиняной игрушки простой формы («Петушок», «Курочки»).
Базовый уровень: Лепка глиняной игрушки сложной формы («Собачка», «Кошечка»,
«Олень», «Медведь»).
2.
Тема: «Создание композиционных работ на основе праздников коренных
народов Сахалина» - 21 час.
Теория: Знакомство с национальным орнаментом коренных народов Сахалина - Нивхи,
Уйльта (Ороки), Эвенки, Нанайцы. Просмотр наглядного пособия. Узоры отражающие
окружающую природу, растительный и животный мир, повседневный быт человека, его
мечтания и пожелания.
3.
Практика: Знакомство с манерой векторной росписи изображения орнамента.
Зарисовка геометрических узоров абстрактной формы.
Стартовый уровень: Нанесение орнамента на изделие линиями.
Базовый уровень: Нанесение орнамента на изделие зигзагообразными линями, круг,
многогранник, звезды.
1.
III раздел «Роспись гончарных изделий» - 43 часа.
1. Тема: «Орнаментальная композиция и особенности её построения» - 22 часа
Теория. Правила и законы орнаментальной композиции (закон пропорциональности,
доминанты, контраста и др.), отличительные особенности орнамента, основные
орнаментальные фигуры. Демонстрация изделий и иллюстраций. Беседа на тему: ''Связь
цвета и формы''. Знакомство с основным материалом: глазурь, ангоб. Особенности
материала, его приготовление для росписи, хранение.
Практика. Определение пропорций отдельных элементов, соотношение их друг с
другом. Отработка правильного переноса выбранных соотношений в свою работу.
Примерный перечень практических заданий: «Составление орнамента», «Истоки
народных промыслов», «Значение окраски животных в природе», «Цвет в народных
игрушках».
2 Тема: «Орнаменты коренных народов Сахалина.» - 21 час.
9
Теория: Знакомство с национальным орнаментом коренных народов Сахалина - Нивхи,
Уйльта (Ороки), Эвенки, Нанайцы. Просмотр наглядного пособия. Узоры отражающие
окружающую природу, растительный и животный мир, повседневный быт человека, его
мечтания и пожелания.
Практика: Нанесение на изделие орнамента
IV раздел «Проектная деятельность» - 20 часов.
1.
Тема «Творческий проект» - 16 часов.
Теория: Сущность понятия «творческий проект». Виды проектов: творческий,
социальный, исследовательский. Анализ возникновения проблемы, вариативность выбора
технологии выполнения работы, выбор инструментов и материалов. Выбор национальных
технологий. Самоанализ и самооценка. Практика: Создание задуманного изделия по
разработанному эскизу. Конкретизация способов деятельности, контроль грамотного
выполнения изделия.
2. Тема: «Защита творческого проекта. Оформление экспозиции. Выставка» 4 часа.
Теория: Описание в форме презентации Microsoft Power Point всей собранной
информации и технологические этапы изготовления проектных творческих продуктов.
Практика: Защита творческих проектов. Выставка творческих продуктов по проектам.
По окончанию базового уровня обучения обучающийся должен обладать
следующими знаниями и умениями. Результаты данной образовательной программы
определяются методом защиты творческого проекта в конце учебного года.
понятие керамики;
понятие симметрии;
понятие орнамента
контрасты форм;
свойства гразури и ангобов;
азы жгутовой техники;
основные приёмы лепки из глиняной массы;
уметь:
• правильно использовать материалов в соответствии со своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
• умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих силах.
Формы контроля обученности
Педагогический контроль за достижениями обучающихся осуществляется в
несколько этапов
I. Текущий контроль
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам
изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.
Решение кроссвордов.
10
Игровые формы контроля.
Участие в конкурсах и мини- выставках работ после прохождения разделов.
II. Аттестация по итогам окончания программы
Аттестация по итогам прохождения программы проводится по сумме показателей
за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение
творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов
(защита проектов, личные выставки, рефераты)
Календарный учебный график
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Ко-во
учебных
недель
Ко-во
дней
Ко-во
часов
Режим занятий
01.09.2024
31.05.2025
36
72
144
2 раза в неделю по 2 часа
3. Организационный раздел.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:
Методическое обеспечение:
иллюстрации, образцы керамики, альманахи, фотографии, таблицы;
шаблоны, трафареты;
наглядные пособия (изделия декоративно-прикладного творчества);
альбомы рисунков, хрестоматии, сборники мировых художников.
Материально-техническое обеспечение:
Стол для занятий на 10 человек с двумя подкатными тумбами – 1 шт.
Подиум для хранения глины, двухярусный – 2 шт.
Раскатчик SRM -1624 – 1 шт.
Раковина – 1 шт.
Мусорное ведро – 1 шт.
Отстойник – 1 шт.
Гончарный круг РК-55 4 шт.
Стол для отминки глины- 1 шт.
Стеллаж DR-1 с чехлом- 1 шт.
Вешалка - 1 шт.
Стеллаж на 10 ячеек -2 шт.
Печь для обжига Топ - 80 - 1 шт
Столик для хранения лещадок- 1 шт.
Подиум 2 ярусный – 1 шт.
Сушильный шкаф TR – 240 – 1 шт.
Замывочный столик – 1 шт.
Стеллаж для хранения 700 на 300 мм. -1 шт.
Стул ученический регулируемый по высоте, арт. СШ3257 - 10 шт.
Материалы:
Глиняная масса PF ECO
Глазурь.
11
Ангоб.
Надглазурная краска
Подглазурная краска
Оксиды.
Инструменты:
Набор для моделирования - 10 шт.
Набор стеков 9 шт.- 5 шт.
Набор стеков-петля - 5 шт.
Набор дыроколов - 5 шт.
Кронциркуль внутренний - 3 шт.
Кронциркуль наружный - 3 шт.
Контейнер строительный для глины - 4 шт.
Турнетка настольная - 10 шт.
Кадровое обеспечение:
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий средне-профессиональное или высшее образование отвечающий
профессиональным стандартам педагога дополнительного образования детей
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
1. Поверин А.И. «Гончарное дело: Техника. Приемы. Изделия»
– Москва.
Издательство: ООО «Хоббитека», 2020 г. - 160 с.;
2. Поверин А.И. «Гончарное дело: Чернолощенная керамика»
– Москва.
Издательство: Культура и традиции, 2020 г. - 93 с.;
3. Поверин А. И. «Алгебра гармонии» – Москва. Издательство: Академия акварели и
изящных искусств Сергея Андрияки», 2020 г. - 253 с.;
4. Поверин А. И. «Руская народная игрушка» – Москва. Издательство: Академия
акварели и изящных искусств Сергея Андрияки», 2021 г. - 88 с.;
5. Хоаким Чаварра. «Ручная Лепка» – Москва. Издательство: ООО «Издательство
Астрель, 2021 г. - 64 с.;
6. Государственный Русский музей «Русская народная игрушка» - Санкт-Петербург.
Издательство: Palace Editions, 2020 г. - 175 с.;
7. Бердин-Лазурский А.И. «Хорошая книга о керамике» – Москва. Издательство:
Бюро Маяк, 2019 г. - 288 с.;
8. Некрасова-Каратеева О.Л. «Учимся Лепить» – Санкт-Петербург. Издательство:
«Нестор-История, 2020 г. - 236 с.;
9. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» – Москва.
Издательство: Просвящение, 2020 г. - 112 с.;
10. Боголюбов Н.С. «Скульптура на занятиях в школьном кружке».– Москва.
Издательство: Просвящение, 2021 г. - 128 с.;
11. Фишер Д. «Расписываем керамику» - г.Москва. Издательство: ООО «Издательство
Астрель», 2020 г. - 63с.;
12. Буренина А.И. А.И. «Игры с глиной» – Москва. Издательство: Национальное
образование», 2021 г. - 87 с.;
12
Литература для обучающихся и родителей.
1. Федорчук С.П. «Рассказы о краеведческом музее»
– г.Южно-Сахалинск.
Издательство: Институт развития образования Сахалинской области, 2020 г. - 94с.;
2. Камиева А., Щерковцов М, Молчанов К. «Легенды рождаются на Сахалине» –
Москва. Издательство: ООО «Буки Веди», 2020 г. - 132 с.;
3. Семенова О.Н. «Храбрый Мэргэ» - г.Южно-Сахалинск. Издательство: ООО
«Издательство «Сахалин – Приамурские ведомости» , 2021 г. – 52 с.;
4. г.Южно-Сахалинск. Издательство: Институт развития образования Сахалинской
области», 2020 г. - 94с.;
5. Агафонова А.«Сказочный Сахалин» - г.Южно-Сахалинск. Издательство: ООО
«Пресс Код»», 2021 г. – 112 с..;
Нормативные акты:
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 №678-р
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
Муниципальные правовые акты;
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП МБОУДО
ДДТ г.Долинск.
13
Приложение 1
План воспитательной работы
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Наименование
Содержание мероприятия
Родительское собрание, МБОУДО ДДТ Решение
организационных
вопросов.
г.Долинск
Знакомство с планом работы на учебный
год и режимом занятий.
Экскурсия,
Долинский
историко- Экскурсия «Сахалинские айны», знакомит с
краеведческий музей.
древнейшим прошлым Долинского района
на основе предметов поселения Айнов,
найденных во время археологических
раскопок.
Мастер-класс, Долинский историко- Мастер-класс
«Роспись
ракушки»,
краеведческий музей.
проводится совместно с родителями На
мастер-классе родители с обучающимися
знакомятся с простейшим орнаментом
нанося его на ракушку.
Экскурсия, Сахалинский областной Экскурсия «Искусство коренных народов»,
художественный музей.
знакомит
с
искусством
коренных
малочисленных народов Сахалина»
Мастер-класс, Сахалинский областной Мастер-класс
«Нивский
орнамент»,
художественный музей.
проводится совместно с родителями
На мастер-классе
родители
с
обучающимися познакомятся с нивхской
вышивкой
на примере
декорирования
салфетки.
Творческая встреча с членом союза На творческой встрече с писательница
писателей
России
Еленой расскажет о
культуре коренных
Намоконовой. Сахалинский областной малочисленных народов Сахалина. через
центр народного творчества.
сказки.
Мастер-класс по игре на нивхских Мастер-класс «Нивхские музыкальные
музыкальных
инструментах. инструменты», проводится совместно с
Сахалинский
областной
центр родителями. На мастер-классе родители с
народного творчества.
обучающимися познакомятся с Нивхскими
музыкальными
инструментами
и
попробуют освоить игру на них.
Выставка-ярмарки
декоративно- Выставка работ обучающихся.
прикладного
искусства
"Рождественская ярмарка" в рамках
проекта
"Палата
ремесел".
Сахалинский
областной
центр
народного творчества.
Мастер-класс, Сахалинский областной Мастер-класс «Традиционная нанайская
художественный музей.
кукла Акоан», проводится совместно с
родителями. На мастер-классе родители с
обучающимися узнают, что нанайские
халаты
отличаются
богатой
орнаментальной вышивкой на спинке, что
в композициях орнамента изображают
бабочек, драконов, птиц, рыб и родовое
древо.
Творческая встреча с членом Союза На
творческой
встрече
мастер
художников
РФ,
мастером декоративно-прикладного
искусства
14
декоративно-прикладного
искусства
Вероникой Владимировной Осиповой.
Сахалинский областной краеведческий
музей
Мастер-класс. Сахалинский областной
краеведческий музей.
Февраль
Творческая встреча с Мыгун Фёдором
Сергеевичем, мастером декоративноприкладного искусства.
Мастер-класс
Март
Экскурсия
«Древние
культуры.
Коренные народы» в Сахалинский
областной краеведческий музей
Мастер-класс, Сахалинский областной
краеведческий музей
Апрель
Май
расскажет о том как подготавливается
рыбья кожа для создания картины.
Мастер-класс «Кулон из рыбьей кожи»,
проводится совместно с родителями. На
мастер-классе родители с обучающимися
изготовят
кулон
с
использованием
традиционного узора.
На
творческой
встрече
мастер
декоративно-прикладного
искусства
расскажет о использовании резьбы по
дереву в ритуалах коренных народов
Сахалина
Мастер-класс
«Резьба
по
дереву»,
проводится совместно с родителями. На
мастер-классе родители с обучающимися
вырежут простой узор на деревянной
дощечке.
Экскурсия
знакомит с древнейшим
прошлым Сахалина и Курильских островов
на основе предметов, найденных во время
археологических раскопок сахалинскими
археологами,
о
коренных
народах
островной области: нивхах, уильта,
эвенках, нанайцах, а также о проживавших
ранее на юге Сахалина и Курильских
островах айнах.
Мастер-класс
«Браслет
из
бисера»
проводится совместно с родителями. На
мастер-классе родители с обучающимися
создадут браслет из бисера
Экскурсия в Сахалинский областной Экскурсия знакомит с орнаментами
центр народного творчества»
вышитыми
на
одежде
кореных
малочисленных народов Сахалина
Мастер класс. Сахалинский областной Мастер-класс по вышивке орнамента
центр народного творчества»
коренных малочисленных народов Севера,
проводится совместно с родителями. На
мастер-классе родители с обучающимися
вышьют не сложный орнамент
Выставка
проектов в Долинском Отчетная выставка творческих работ
историко-краеведческом музее
обучающихся.
15
Приложение 2
Диагностика теоретических знаний обучающихся
Знание
Знание основных
понятий
Знание истории,
традиций и
культуры
коренных народов
Сахалина
Низкий
Не может
отличить понятия.
Не может назвать
традиции
коренных народов
Сахалина
Уровень
Средний
Высокий
Знает основные
Владеет основными понятиями,
понятия.
самостоятельно добывает
Не пользуется
информацию из дополнительной
дополнительными литературы и интернет источников
источниками.
Знает историю,
Знает историю, традиций и
традиций и
культуру коренных народов
культуру коренных
Сахалина.
народов Сахалина.
Добывает информацию из
дополнительной литературы и
интернет источников
Диагностика умений обучающихся
Знание
Приготовление
глиняной массы для
работы
Ленточно жгутовая
техника
Центрование на
гончарном круге
Поднятие глиняного
цилиндра на
гончарном круге
Поднятие глиняного
конуса на гончарном
круге
Вытягивание
изделия из глины
расширение
Вытягивание
изделия из глины
сужение
Обтачивание изделия
Лепка глиняной
игрушки
Нанесение
орнамента
Роспись гончарных
изделий
Уровень
Средний
отминает глиняную
массу.
Низкий
не может подготовить
гляняную массу
Высокий
Отминает и отбивает
глиняную массу
Не может скрепить
жгут при помощи
шликера
Не может от
центровать глину
Изготавливает изделие
высотою 10-20 см
Не может поднять
стенки цилиндра
Поднимает стенки
цилиндра до 10 см
Изготавливает изделие
выше
20 см
Центрует глину на
гончарном круге за 5
минут
Поднимает стенки
цилиндра до 20 см
Не может поднять
стенки конуса
Поднимает стенки
конуса до 10 см.
Поднимает стенки
конуса до 20 см.
Не может расширить
стенки изделия
расширяет стенки
изделия на 5 см
Не может свести
стенки изделия
Сводит стенки изделия
на 5 см.
Сводит стенки изделия
от 5 см.
Не может провести
обточку изделия
Не может вылепить
простую форму и
скрепить детали при
помощи шликера
Не может перенести
орнамент с бумаги на
изделие
Обтачивает изделие с
неровностями
Лепит простую форму
прикрепляя шликером
мелкие детали
Обтачивает изделие
сохраняя форму
Лепит сложную форму
прикрепляя шликером
мелкие детали
Наносит простейший
орнамент на изделие
при помощи кальки
Не может нанести
орнамент на гончарное
изделие
Наносит орнамент на
гончарное изделие
глазурью или ангобом
Наносит сложный
орнамент не используя
кальку. Умеет вырезать
орнамент на изделии
Использует несколько
вариантов нанесения
орнамента на
гончарное изделие
Центрует глину на
гончарном круге
16
расширяет стенки
изделия от 5 см
Приложение 3
Основные понятия
Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина) — материалы, изготавливаемые из глин или
их смесей с минеральными добавками (а иногда из других неорганических
соединений) под воздействием высокой температуры с последующим
охлаждением; а также изделия из таких материалов. В узком смысле слово
«керамика» обозначает глину, прошедшую обжиг. Самая ранняя керамика
использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В
настоящее время керамика применяется как материал в промышленности
(машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.),
строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии
были
созданы
новые
керамические
материалы
для
использования
в полупроводниковой индустрии и др. областях.
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, через перс. فغفورиз парф. βaγpur - императорский титул,
«калька» кит. tien-tse - «сын неба») - разновидность керамики, изделий из тонкой
белой глины (каолина) со спёкшимся «остеклованным» (из-за присутствия в
шихте полевого шпата и кварца) после обжига около 900-1000° С, звонким и
полупрозрачным в тонких слоях (в отличие от фаянса и полуфаянса) «черепком»:
профессиональный термин, обозначающий неглазурованную обожжённую
массу: бисквит, либо массу, покрытую прозрачной свинцом.
Фая́нс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился
фаянс)керамические изделия
(облицовочные
плитки,
архитектурные
детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый
черепок
(обычно
белый),
покрытые
прозрачной
или
глухой
(непрозрачной) глазурью. Для изготовления фаянса применяются те же материалы,
что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и
сходная технология (различия в режиме обжига). Высшим сортом фаянса считается
Опак.
Майолика (итал. Maiolica) -разновидность керамических изделий, изготовляемых
из белой или серой обожжённой глины с пористым «черепком», в отличие от
обычной керамики, покрытым не одним, а двумя слоями глазури. Вначале непрозрачным слоем белой, оловянной, что позволяло расписывать поверхность
изделия яркими красками по белому «сырому» фону ещё до обжига,
аналогично фреске в архитектуре, а затем, поверх росписи, - прозрачным слоем
блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом около 1000 °С.
Кроме настоящей майолики существует меццо-майолика (итал. mezzo - средний,
полу-), или полуфаянс (название «фаянс» возникло по одному из центров
производства — городу Фаэнца, Эмилия-Романья, в Средней Италии). Меццомайолика имеет черепок красного цвета, который покрыт слоем белого ангоба. Для
меццо-майолики характерен декор типа сграффито — процарапывания верхнего,
белого слоя глины до красной основы, после чего такое изделие покрывается слоем
прозрачной свинцовой глазури и подвергается обжигу при той же температуре.
17
В популярной литературе словом «майолика» часто называют самые разные
керамические изделия: облицовочные плитки, изразцы, любую «поливную»
(глазурованную) керамику. Однако настоящая майолика представляет собой
итальянское изобретение, и поэтому правильнее столь специфичную технику
двойного глазурования под роспись связывать с изделиями, имеющими конкретное
место происхождения — ренессансную Италию.
Террако́та (от итал. terracotta –жжёная
земля) разновидность неглазурованной керамики, изделий из железистой глины,
которая после первичного обжига приобретает характерный красно-бурый или
желтовато-коричневый цвет. Изделия из терракоты имеют матовую, слегка
пористую поверхность. Из таких же глин, богатых окислами железа, получают
краситель - красную охру и разнообразные ангобы.
Терракоту применяют с разнообразными целями в строительстве, архитектуре,
скульптуре, декоративном и прикладном искусстве. Из терракоты изготавливают
строительные
и
декоративные
детали, посуду, вазы, скульптуры,
игрушки, изразцы, черепицу, облицовочные плитки.
Му́фельная печь — нагревательное устройство, предназначенное для нагрева
чего-либо до заданной, обычно высокой температуры. Название произошло от
позднелатинского слова muffla — муфта, глиняный ящик.
Главной особенностью этой печи является наличие так называемого муфеля —
оболочки, защищающей нагреваемый материал или изделие при нагреве и
являющегося главным рабочим пространством муфельной печи. Назначение
муфеля — изолировать материал или изделие от контакта с топливом и продуктами
его сгорания, в том числе газообразными.
Существуют муфельные печи со сменными в процессе работы муфелями и
стационарной, не остужаемой в процессе работы нагревательной камерой. При их
использовании в постоянно разогретую печь загружается муфель с порцией
нагреваемого материала (садкой). После нагрева до заданной температуры и
выдержки муфель извлекается из печи для охлаждения и использования
содержимого и на его место устанавливается другой муфель.
Гончарный круг — устройство для формирования посуды и керамических
изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы
изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной
рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной
гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного
внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными,
что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на
ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и
распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению
специалистов-гончаров.
Ни́вхи (нивх. нивхгу,
ниғвӈгун «люди,
народ» —
от нивх «человек») —
малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии.
Устаревшее название этого народа — гиляки (тунг. гилэкэ — от гилэ «лодка»).
Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и
соседних небольших островов.
18
О́роки (самоназвание: ульта́, уйльта, на́ ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один
из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации. В 2002 году численность ороков в России составляла 346 человек, в 2010
году — 295 человек. Ороки подразделяются на две исторически сложившиеся
группы — доронени (‘люди, живущие на Севере’, северные) и суннени (‘люди,
живущие ближе к солнцу’, южные). Уникальной особенностью, выделяющей их
среди других народов российского Дальнего Востока, является необычайное (более
20) обилие наименований, применяемых или применявшихся к данному
этносу: орок, орокко, ораката, ороцко, орокхо, орохко, орокес, ороксы, орочоны, оро
нгодохун, орныр, додзин, тазунг, тозунг, уйльта, уилта, ульта, уйрута, ульчар, улка, у
лька, ольчи, ольча и др. С 1991 года за ороками — наряду с традиционным для
российской научной литературы названием «ороки» — официально закреплено и
наименование «ульта».
Эве́нки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году;
старое
название — тунгусы —
от якут. тоҥ
уус; кит. 鄂温克族 — èwēnkè
zú; монг. хамниган) — коренной
народ Восточной
Сибири тунгусоманьчжурского происхождения. Живут также в Монголии и на северовостоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары,
манегры, солоны. Язык эвенкийский, принадлежащий к тунгусо-маньчжурской
группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная,
южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.
Внесены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации.
.
19