МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2024 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 55-ОД от 30.05.2024 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ЧТЕЦОВ»
Направленность программы – художественная.
Уровни освоения: стартовый, базовый.
Адресат программы: дети 7-18 лет.
Срок реализации программы – 3 года.
Педагог дополнительного образования:
Груздева Юлия Вячеславовна
г. Долинск
2024
2
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК:
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
Пояснительная записка…………………………………………..…3
Новизна и актуальность программы……………………………….3-4
Адресат программы…………………………………………………4
Объем программы…………………………….……………………..4-5
Формы и методы обучения…………………………………………5
Цель и задачи программы…………………………………………..5-6
Содержание программы…………………………………………….6-17
Планируемые результаты…………………………………………..17-18
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
Календарный учебный график……………………………………..18
Условия реализации программы……………………………………18-19
Формы аттестации/контроля………………………………………..19-20
Список литературы………………………………………………….20-21
Приложения………………………………………………………….22-29
3
1.
Комплекс основных характеристик.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа чтецов» является
многоуровневой, построена по последовательному принципу.
В связи с большой возрастной градацией принимаемых на обучение детей и
подростков программа «Школа чтецов» основывается на последовательном
разноуровневом подходе и предусматривает два уровня сложности: стартовый
(ознакомительный) и базовый.
Стартовый уровень (1-й год обучения). На этом уровне обучающийся осваивает
либо развивает навыки осознанного чтения, основы анализа художественного
произведения, получает представление об артикуляционном аппарате, произношении,
основах актерского мастерства и правилах сценического поведения. На этом же этапе
начинается формирование литературного вкуса обучающегося.
Базовый уровень (1-й год обучения). На этом уровне предполагается
расширение литературоведческого кругозора обучающегося, укрепление навыков
грамотного звукоизвлечения, невербальных способов воздействия на аудиторию,
дальнейшее формирование литературного вкуса обучающегося.
Базовый уровень (2-й год обучения). Данный уровень предполагает более
углубленное изучение актерского мастерства, культуры поведения на сцене, владения
голосом как главным инструментом чтеца. Обучающиеся приучаются к систематическим
дикционным тренингам, постигают более тонкие способы передачи авторской мысли и
своих переживаний.
Модифицированная программа составлена на основе примерных программ:
«Художественное чтение. Модифицированная программа для учащихся
ДШИ в возрасте 11-17 лет». Автор С.Ю. Каптюк, 2013 г.
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Живое слово». Автор Г.Р. Казак, 2019 г.
«Программа дополнительного образования детей «Искусство
художественного чтения». Автор О.Н. Белкина, 2017 г.,
Программа носит художественную направленность.
1.2.
Актуальность и новизна программы.
Процесс формирования гармонически развитой личности обязательно включает в
себя совершенствование чувственной природы человека. Важнейшей задачей
дополнительного образования является обогащение художественного образования и
эстетического воспитания учащихся.
Актуальность программы заключается в выполнении ею современного
общественного запроса: обучении школьников осознанному художественному чтению.
Чтению, передающему как замысел автора произведения, так и отношение к этому
произведению самого чтеца.
К сожалению, школьная программа по литературе не включает в себя в
достаточной мере компоненты, способствующие развитию эмпатии, творческого
воображения, дикции, различных параметров голоса и богатства интонаций.
А ведь выразительное чтение - одна из наиболее активных форм обучения
литературе, формирования морально-этических норм обучающихся, а также расширения
кругозора и повышения общей эрудиции.
4
Искусное чтение учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает
любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу, развивает интеллектуальную и
является одним из действенных средств формирования личности.
Поэтому в последние годы сложился запрос родительской общественности
системе дополнительного образования на обучение детей искусству художественного
слова.
Новизна программы заключается в ее разноуровневости. Под разноуровневостью
понимается соблюдение при разработке и реализации программы таких принципов,
которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности
содержания детьми.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных речевых способностей ребенка, которые не
всегда удаётся рассмотреть на уроке в школе; созданию речевых ситуаций,
стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; развитию у детей интереса к
ораторскому искусству.
1.3. Адресат программы.
Настоящая программа адресована обучающимся 7-18 лет.
Число обучающихся в группе первого года обучения составляет не менее 10, в
группах последующих лет обучения – не менее 8 человек. Уменьшение числа
обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением
объема и сложности изучаемого материала.
Группа может состоять из детей одного возраста или быть разновозрастной,
включать детей 6-8 лет или 9-10 лет.
Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально и по звеньям, в
зависимости от цели и формы.
Принцип набора обучающихся на обучение по программе «Школа чтецов»
основан на предварительном собеседовании, опросе (см. опросник в приложении № 2)
и/или игре-тесте, в процессе которых педагогом проводится начальная диагностика
эстетического и культурного уровня развития ребенка (подростка), его способность к
эмпатии и наличие мотивации к занятиям по программе.
На стартовый уровень (1-й год обучения) принимаются дети в возрасте 7-10 лет;
на базовые уровень (1-й год обучения) – дети в возрасте 11-14 лет; на базовый уровень (2й год обучения) – подростки в возрасте 15-18 лет.
После входной диагностики и при наличии определенных творческих
способностей обучающиеся могут быть зачислены в группу 2-го года обучения.
1.4. Объем программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Каждый год обучения представлен как
цикл, имеющий задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты.
Период
Стартовый 1 год
уровень
Базовый
1 год
уровень
2 год
ИТОГО
Продолжи- Кол-во
Кол-во
Кол-во
тельность занятий в часов в недель
занятия, ч неделю
неделю
2
2
4
36
2
2
3
3
6
6
36
36
108
Кол-во
часов в год,
ч
144
216
216
576
5
Занятия проводятся с перерывом и двумя физкульт паузами в течение каждого
часа.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут,
между занятиями установлены 10-минутные перемены.
Обучение по программе ведется на государственном языке РФ – русском.
В связи с тем, что основой искусства выразительного чтения является
индивидуальность чтеца, обязательным условием педагогического процесса является
дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Особое внимание в процессе реализации содержания программы уделяется
вопросам техники безопасности при передвижении по сцене и зрительному залу, а также
при работе с электро- и аудиоаппаратурой.
1.5.
Формы и методы обучения:
очная, заочная, очно-заочная, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая,
по звеньям. Занятия в группе предполагают изучение теоретического и практического
материала, отработка и освоение которого затем производится на индивидуальных уроках
и самостоятельно.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия –
словесные, наглядные, практические и т.д.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские и т.д.
Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими,
диагностическими, контрольными, репетиционными, вводное, итоговое и др.
Продолжительность практических занятий преобладает над продолжительностью
теоретических и составляет не менее 70% от общего количества учебных часов. Помимо
перечисленных в содержании программы упражнений, тренингов, игр и практических
заданий каждая тема отрабатывается на практике в процессе работы обучающегося над
художественным чтением выбранного произведения.
1.6. Цель программы - cформировать умение учащихся воспринимать,
анализировать и исполнять литературные произведения с точки зрения их стилевых
особенностей и принципов сценического искусства.
Задачи программы:
предметные
совершенствовать умения и навыки учащихся, позволяющие им
самостоятельно анализировать, оценивать и художественно воспроизводить прочитанное
литературное произведение;
научить уверенно держаться на сцене, справляться со страхом публичного
выступления;
помочь овладеть основами актерского мастерства;
сформировать отношение к голосу как основному инструменту чтеца;
дать знание основ литературоведения
6
метапредметные
сформировать умение ребенка/подростка грамотно и точно выражать свои
мысли;
развить умение думать, строить логические цепочки, выявлять причинноследственные связи;
личностные
сформировать литературный вкус, интерес к сцене и другим художественноэстетическим ценностям;
содействие развитию гармонической, духовно богатой личности.
1.7.
Содержание программы.
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (1-й год обучения):
Цель программы стартового уровня (1-й год обучения) - формирование
читательского интереса, навыков осознанного чтения, обучение элементам анализа
художественного произведения и основам художественного чтения.
Задачи программы стартового уровня:
обучающие
помочь обучающемуся стать заинтересованным читателем, способным
составить своё мнение о прочитанном и аргументировать его;
познакомить обучающегося с элементарной литературной терминологией;
сформировать начальные навыки актерского мастерства и художественного
чтения;
освоить начальные навыки поведения на сцене;
развивающие
выявить и развить эмоциональные и интеллектуальные задатки
обучающегося (творческое воображение, анализ прочитанного текста),
пополнить словарный запас обучающегося, расширить его кругозор;
воспитательные
привлечь внимание обучающегося к истинным нравственным ценностям,
культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
№ Название темы
пп
Всего Теория Практика Формы контроля
2
собеседование
Артикуляционный аппарат.
Дикция.
Вводное занятие
2
0
Произношение.
16
1
15
20
4
16
Орфоэпика.
Основные параметры голоса.
Понятие интонации.
8
9
5
наблюдение
конкурсы
скороговорок,
чистоговорок
тест
задание-конкурс
самостоятельная
1.
Вводное занятие.
1.
2.
3.
4.
5.
1
1
1
7
8
4
7
Логическая интонация.
работа,
взаимонаблюдение
6. Темпоритм.
6
1
5
групповая
самостоятельная
работа
7. Пауза, ее значение и
3
1
2
соревнование-игра
возможности.
«Держим паузу»
Анализ художественного произведения.
1. Понятия темы и идеи
4
1
3
тест
произведения.
2. Способы выражения
7
1
6
индивидуальная и
лирических переживаний
групповая
героя/автора
самостоятельная
работа
3. Средства художественной
12
3
9
опрос
выразительности
произведения (лексические).
4. Сюжет, его элементы,
7
1
6
тест
сюжетная линия.
Актерское мастерство.
1. Осанка, пластика, сценическое 10
2
8
наблюдение
движение.
2. Невербальные средства
10
2
8
самостоятельная
выражения мысли и
работа, ролевая игра
воздействия на зрителя
3. Задача и сверхзадача.
3
1
2
собеседование
4. Эмпатия. Ее роль в
4
1
3
наблюдение,
восприятии художественного
собеседование
произведения и передаче
эмоционального отклика.
5. Развитие воображения и
6
1
5
игра, собеседование
внутреннего видения.
6. Культура поведения на сцене и 2
0,5
1,5
беседы, наблюдение
в зрительном зале.
Концертная деятельность.
1. Участие в концертах,
4
0
4
наблюдение
конкурсах, фестивалях.
2. Анализ выступления.
1
0
1
беседа
Посещение театра, просмотр видеоспектаклей.
1. Просмотр театральных
3
0
3
наблюдение
постановок
Итоговое (заключительное) занятие.
1. Итоговое (заключительное)
2
2
беседа
занятие.
ВСЕГО:
144
25,5
118,5
Содержание учебной программы.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Знакомство. План работы творческого объединения. Входная диагностика
обучающихся в виде игры «Генератор бреда» и опросника (см. приложение № 2).
8
Инструктаж по технике безопасности в кабинете, в учреждении, на сцене и при работе с
аудиоаппаратурой.
Тема 2. Произношение (67 часов).
Теория (10 часов). Строение и работа артикуляционного аппарата. Понятие о
правильном дыхании. Голос – основной инструмент чтеца. Дикция, орфоэпика.
Интонация, ее виды. Что такое темпоритм. Значение и роль паузы.
Практика (57 часов). Упражнения на разминку и разработку артикуляционного
аппарата. Тренинг «Дышим правильно» (работа самостоятельно и по парам). Упражнения
на голосовые модуляции. Отработка дикции и правил произношения (норм орфоэпики) на
основе предложенных текстов. Чистоговорки, скороговорки – конкурсы, соревнования,
самостоятельные задания. Следим за проговариванием окончаний слов. Практическая
работа по расстановке интонационных акцентов. Игра на выбор темпоритма,
соответствующего сценической ситуации «Снимается кино!». Соревнование-игра
«Держим паузу».
Тема 3. Анализ художественного произведения (30 часов).
Теория (6 часов). Понятия темы и идеи произведения, их отличие (на конкретных
литературных примерах). Как понять идею автора. Средства художественной
выразительности
произведения
(лексические:
сравнение,
эпитет,
метафора,
олицетворение, гипербола и т.д.). Сюжет, его элементы, сюжетная линия. Особенности
прозаических и стихотворных произведений.
Практика (24 часов). Практическая работа по анализу художественного
произведения: определяем тему, идею произведения. Работа обучающихся по темам
данного раздела происходит с помощью педагога (объяснения, примеры, открытые
вопросы) на основе коротких разножанровых художественных произведений,
подобранных педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их
читательских навыков (список произведений – в приложении № 1). Понимание, различие
и определение в тексте литературных терминов требует постоянного текущего контроля
со стороны педагога.
Тема 4. Актерское мастерство (35 часов).
Теория (7,5 часов). Осанка, пластика, сценическое движение. Язык тела. Поза чтеца.
Принцип применения жестикуляции – оправданность и необходимость. Понятие
актерской задачи. Эмпатия (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию
других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить
сострадание). Роль творческого воображения и внутреннего видения в искусстве чтеца.
Культура поведения на сцене и в зрительном зале (в чем проявляется уважение к сцене,
жюри, зрителю, другим выступающим). Работа с микрофоном и другими
аудиоустройствами.
Практика (27,5 часов). Семинар-практикум «Выход на сцену». Съемка на видео
пробных выступлений обучающихся на сцене. Последующий анализ выхода и ухода со
сцены, расположения на сцене, языка тела, жестикуляции, выявление слов-паразитов,
телесных зажимов и маскирующих движений, недостатков произношения и др.
Отрабатываем «открытые» и «закрытые» жесты, зрительный контакт со слушателем.
Работа по звеньям.
9
Упражнения на развитие творческого воображения и внутреннего видения:
исполнение отрывков произведений с условием обязательного «внутреннего просмотра»
описываемых картин и образов. Тренинги на развитие творческого воображения.
Контроль со стороны педагога и коррекция поведения обучающихся во время
участия в культурно-массовых мероприятиях.
Работа с микрофоном. Техника безопасности при работе с электрическим
оборудованием, аудиооборудованием. Правильное расположение микрофона.
Тема 5. Концертная деятельность (5 часов).
Практика. Участие обучающихся в концертах, конкурсах, фестивалях и иных
мероприятиях различного уровня (муниципального, областного, регионального,
всероссийского, международного). Форма участия – очная, заочная (дистанционная).
Вид контроля – текущий, итоговый. Каждое сценическое выступление непременно
анализируется, подвергается корректной конструктивной критике. Обучающемуся даются
рекомендации по работе над ошибками, недостатками и дальнейшему развитию сильных
сторон творческого процесса.
Тема 6. Посещение театра, просмотр видеоспектаклей (3 часа).
Практика. По возможности - посещение театральных постановок и экскурсия в
театр (с отработкой на практике культуры поведения актера).
Просмотр видеовыступлений российских мастеров художественного слова с
обсуждением и анализом просмотренного материала.
Тема 7. Итоговое (заключительное) занятие (2 часа).
Подведение итогов работы творческого объединения. Творческие планы на
следующий учебный год. Инструктаж по технике безопасности во время летних каникул.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат по итогам стартового уровня обучения
(1-й год).
По итогам стартового уровня обучающийся должен:
уметь осознанно читать текст;
проявлять устойчивый интерес к чтению художественной литературы;
приобрести начальные навыки поведения на сцене;
знать элементарные литературные термины;
освоить основы актерского мастерства (дикция, управление голосом, сценическое
движение, средства передачи эмоциональных переживаний);
проявить и начать развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки,
с помощью педагога обогащать свой лексический запас, расширять кругозор;
приобрести стремление к истинным нравственным ценностям, культуре
взаимоотношений с людьми и окружающим миром.
2.3. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (1-й год обучения).
Цель программы базового уровня (1-й год) – формирование устойчивого
читательского вкуса, развитие навыков осознанного чтения, анализа
художественного произведения, обучение основам искусства художественного
слова.
Задачи базового уровня (1-й год)
Обучающие
10
развить осознанность при чтении литературного произведения;
дать понятия основных литературоведческих терминов и научить оперировать ими
при анализе художественного произведения;
научить при помощи педагога анализировать, оценивать и художественно
воспроизводить прочитанное литературное произведение;
обучить правилам поведения во время выступления на сцене и участия в
культурно-массовых мероприятиях,
сформировать начальные актерские умения;
обучить приемам и упражнениям, развивающим дикцию;
развивающие
привить устойчивый интерес к литературе и театру;
развить индивидуальность обучающегося, научить самоконтролю и самоанализу;
сформировать потребность думать, пытливость ума;
систематически пополнять словарный запас обучающегося, расширять его
кругозор;
воспитательные
содействовать повышению личной культуры,
формировать качества разносторонне развитой, духовно богатой личности.
№ Название темы
пп
1.
Вводное занятие.
1.
Владение артикуляционным
аппаратом
Дикция.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
Всего Теория Практика Виды контроля
Вводное занятие
2
2
0
Произношение.
25
2
23
27
4
23
Орфоэпика. Современные
10
нормы произношения слов.
Громкость и модуляции голоса 8
как инструмент внушения.
2
8
собеседование
наблюдение
Конкурсы,
наблюдение
тест
защита
самостоятельной
работы
Виды интонации.
22
3
19
самостоятельная
работа по парам,
взаимоконтроль
Темпоритм.
13
3
10
наблюдение
Пауза, ее значение и
6
1
5
игра «Угадай вид
возможности.
паузы»
Анализ художественного произведения.
Тема, идея произведения.
4
1
3
беседа
Позиция автора, подтекст.
Способы выражения
4
1
3
тест
лирических переживаний
героя/автора
Средства художественной
10
3
7
самостоятельная
выразительности
работа
произведения
1
7
11
4.
(синтаксические).
Сюжет, его элементы,
сюжетная линия.
2
0,5
1,5
тест
Актерское мастерство.
Осанка, пластика, сценическое 4
1
3
наблюдение
движение.
2. Невербальные средства
20
2
18
защита
выражения мысли и
самостоятельной
воздействия на зрителя
работы
3. Задача и сверхзадача.
5
1
4
беседа
4. «Сквозное» действие.
8
1
7
практическое задание
5. Развитие воображения и
26
1
25
Беседа, наблюдение
внутреннего видения.
6. Имидж артиста. Внешность,
6
1
5
наблюдение
культура речи.
Концертная деятельность.
1. Участие в концертах,
6
0
6
наблюдение
конкурсах, фестивалях.
2. Анализ выступления.
2
0
2
беседа
Посещение театра, просмотр видеоспектаклей.
1. Просмотр театральных
4
0
4
наблюдение
постановок
Итоговое занятие.
1. Итоговое (заключительное)
2
0
2
беседа
занятие.
ВСЕГО:
216
30,5
185,5
1.
Содержание учебной программы.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Знакомство с планом работы творческого объединения. Входная диагностика вновь
пришедших обучающихся в виде игры и опросника (см. приложение № 2). Инструктаж по
технике безопасности в кабинете, в учреждении, на сцене и при работе с
аудиоаппаратурой.
Тема 2. Произношение (111 часов).
Теория (16 часов).
Строение артикуляционного аппарата. Дикция, ее роль в сценическом (публичном)
выступлении. Орфоэпия, современные нормы произношения слов. Громкость и
модуляции голоса как инструмент внушения. Виды интонации, темпоритм. Пауза, ее
значение и возможности.
Практика (95 часов).
Упражнения на разминку и разработку артикуляционного аппарата (губы, язык).
Тренинги по дыханию для актеров. Упражнения на голосовые модуляции. Отработка
дикции и правил произношения (норм орфоэпики, фонетики) на основе предложенных
текстов. Чистоговорки, скороговорки – конкурсы, соревнования, самостоятельные
задания. Практическая работа по расстановке интонационных акцентов различными
способами (логическое ударение, пауза, порядок слов в предложении). Практикум по
выбору темпоритма мизансцены (групповая работа), отрывка художественного
произведения (индивидуальная работа). Игра-соревнование «Держим паузу».
12
Тема 3. Анализ художественного произведения (20 часов).
Теория (5,5 часов).
Тема, идея, проблема(-ы) произведения. Позиция автора, подтекст (мысль, которая
подразумевается, но не высказывается открыто). Как найти подтекст в произведении.
Средства
художественной
выразительности
произведения
(лексические
и
синтаксические).
Сюжет,
его
элементы
(экспозиция, завязка, развитие действия, и кульминация, развязка и эпилог),
сюжетная
линия.
Практика (14,5 часа). Практическая работа по анализу художественного
произведения предполагает как групповую, так и самостоятельную работу обучающихся
по темам данного раздела на основе коротких разножанровых художественных
произведений, подобранных педагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся и
уровня их читательских навыков (список произведений – в приложении № 1). Понимание,
различие и определение в тексте литературных терминов требует постоянного текущего
контроля со стороны педагога.
Пополнение словарного запаса: ведение каждым обучающимся словаря неизвестных
слов из предложенных текстов. Обсуждение и закрепление в памяти значений новых слов.
Тема 4. Актерское мастерство (69 часов).
Теория (7 часов).
Осанка, пластика, сценическое движение. Расположение на сцене и выбор громкости
в зависимости от наличия/отсутствия аудиосредств (микрофон на стойке, подвесные
микрофоны, беспроводной головной микрофон, отсутствие аудиоаппаратуры).
Невербальные средства выражения мысли и воздействия на зрителя (язык тела,
зрительный контакт, мимика). Задача и сверхзадача: определение и последовательное
выполнение. Понятие «сквозное» действие. Роль воображения и внутреннего видения.
Имидж артиста. Внешность, культура речи.
Практика (62 часа).
Видеосъемка промежуточных работ обучающихся с целью анализа усвоения
учебного материала по темам программы. Открытое обсуждение.
Практикум по определению сверхзадачи актера (на примере предложенных
произведений).
Тренинги на устранение телесных зажимов, формирование свободной уверенной
осанки, развития самообладания, самоконтроля. Упражнения на развитие пластики
(занятия в парах).
Упражнения на развитие творческого воображения и внутреннего видения:
исполнение отрывков произведений с условием обязательного «внутреннего просмотра»
описываемых картин и образов. Тренинги на развитие воображения. Практическая работа
по развитию эмпатии (обсуждение текстов в форме «вопрос-ответ»).
Работа с микрофоном. Техника безопасности при работе с электрическим
оборудованием, аудиооборудованием. Правильное расположение чтеца относительно
разных видов микрофонов и зрителей.
Практикумы «Культура речи».
Тема 5. Концертная деятельность (7 часов).
Практика. Участие обучающихся в концертах, конкурсах, фестивалях и иных
мероприятиях различного уровня (муниципального, областного, регионального,
всероссийского, международного). Форма участия – очная, заочная (дистанционная).
13
Вид контроля – текущий, итоговый. Каждое сценическое выступление непременно
анализируется, подвергается корректной конструктивной критике. Обучающемуся даются
рекомендации по работе над ошибками, недостатками и дальнейшему развитию сильных
сторон творческого процесса.
Тема 6. Посещение театра, просмотр видеоспектаклей (6 часов).
Практика. По возможности - посещение театральных постановок и экскурсия в
театр (с отработкой на практике культуры поведения актера).
Просмотр видеовыступлений российских мастеров художественного слова с
обсуждением и анализом просмотренного материала.
Тема 7. Итоговое (заключительное) занятие (2 часа).
Подведение итогов работы творческого объединения. Творческие планы на
следующий учебный год. Инструктаж по технике безопасности во время летних каникул.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат по итогам базового уровня обучения (1-й
год).
Обучающийся:
знает основные литературные термины, умеет оперировать ими при анализе
художественного произведения;
читает художественные произведения осознанно;
научился при помощи педагога анализировать, оценивать и художественно
воспроизводить прочитанное литературное произведение
умеет логически и творчески мыслить, выявлять причинно-следственные связи;
знает и соблюдает правила поведения на сцене и при участии в культурномассовых мероприятиях;
владеет начальными навыками актерского мастерства;
обучен приемам и упражнениям, развивающим дикцию;
Проявляет устойчивый интерес к литературе и театру;
проявляет индивидуальные качества, способен на самоанализ и самоконтроль;
имеет потребность размышлять, познавать;
самостоятельно регулярно пополняет лексический запас, расширяет свой кругозор.
2.4. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (2-й год обучения).
Цель программы базового уровня (2-й год) - научить обучающихся воспринимать,
анализировать и исполнять литературные произведения с точки зрения их
стилевых особенностей и принципов сценического искусства.
Задачи программы базового уровня (2-й год):
обучающие
научить
самостоятельно
анализировать,
оценивать
и
художественно
воспроизводить прочитанное литературное произведение;
научить психологически настраиваться на выполнение актерской задачи, уверенно
держаться на сцене;
обучить основам актерского мастерства;
сформировать отношение к голосу как основному инструменту чтеца;
14
развивающие
способствовать формированию индивидуального литературного вкуса;
развить умение думать, выявлять причинно-следственные связи;
обогатить творческое воображение, развить эмпатию;
научить самоанализу, рефлексии;
сформировать потребность в самообразовании, расширении
систематическом пополнении лексического запаса
воспитательные
привить стремление повышать свой культурный уровень, демонстрировать
хорошие манеры и культуру речи;
содействовать развитию гармонической, духовно богатой личности.
№ Название темы
пп
1.
Вводное занятие.
1.
Владение артикуляционным
аппаратом
Дикция.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
кругозора,
Всего Теория Практика Виды контроля
Вводное занятие
2
2
0
Произношение.
25
2
23
27
4
23
Орфоэпика. Современные
10
нормы произношения слов.
Громкость и модуляции голоса 8
как инструмент внушения.
2
8
собеседование
наблюдение
Конкурсы,
наблюдение
тест
защита
самостоятельной
работы
Виды интонации.
22
3
19
самостоятельная
работа по парам,
взаимоконтроль
Темпоритм.
13
3
10
наблюдение
Пауза, ее значение и
6
1
5
игра «Угадай вид
возможности.
паузы»
Анализ художественного произведения.
Тема, идея произведения.
4
1
3
беседа
Позиция автора, подтекст.
Способы выражения
4
1
3
тест
лирических переживаний
героя/автора
Средства художественной
10
3
7
самостоятельная
выразительности
работа
произведения
(синтаксические).
Сюжет, его элементы,
2
0,5
1,5
тест
сюжетная линия.
Актерское мастерство.
Осанка, пластика, сценическое 4
1
3
наблюдение
движение.
Невербальные средства
20
2
18
защита
1
7
15
3.
4.
5.
6.
выражения мысли и
воздействия на зрителя
Задача и сверхзадача.
«Сквозное» действие.
Развитие воображения и
внутреннего видения.
Имидж артиста. Внешность,
культура речи.
5
8
26
1
1
1
4
7
25
самостоятельной
работы
беседа
практическое задание
Беседа, наблюдение
6
1
5
наблюдение
Концертная деятельность.
6
0
6
Участие в концертах,
наблюдение
конкурсах, фестивалях.
2. Анализ выступления.
2
0
2
беседа
Посещение театра, просмотр видеоспектаклей.
1. Просмотр театральных
4
0
4
наблюдение
постановок
Итоговое занятие.
1. Итоговое (заключительное)
2
0
2
беседа
занятие.
ВСЕГО:
216
30,5
185,5
1.
Содержание учебной программы.
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Знакомство с планом работы творческого объединения. Входная диагностика вновь
пришедших детей/подростков в виде игры и опросника (см. приложение № 2).
Инструктаж по технике безопасности в кабинете, в учреждении, на сцене и при работе с
аудиоаппаратурой.
Тема 2. Произношение (111 часов).
Теория (16 часов).
Владение артикуляционным аппаратом (на примере видеоматериалов актерских
работ). Дикция как важнейший инструмент чтеца. Орфоэпия (особенности современной
русской фонетики). Модуляция голоса – музыка говорения. Использование громкости как
инструмента для удержания внимания и интонирования. Темпоритмическая организация
речи. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые).
Практика (95 часов).
Упражнения на разминку и разработку артикуляционного аппарата (губы, язык).
Тренинги по дыханию для актеров. Упражнения на голосовые модуляции. Отработка
дикции и правил произношения (норм орфоэпики, фонетики) на основе предложенных
текстов. Чистоговорки, скороговорки – конкурсы, соревнования, самостоятельные
задания. Практическая работа по расстановке интонационных акцентов различными
способами (логическое ударение, пауза, порядок слов в предложении). Практикум по
выбору темпоритма мизансцены (групповая работа), отрывка художественного
произведения (индивидуальная работа). Игра-соревнование «Угадай вид паузы» (3 год).
Тема 3. Анализ художественного произведения (20 часов).
Теория (5,5 часов).
16
Проблема (конфликт) – основа литературного произведения. В чем выражается
позиция автора. Подтекст произведения (если есть). Средства художественной
выразительности произведения (антитеза, градация, перифраза, инверсия и т.д.). Сюжет.
Виды сюжетов (автобиографический, внеличный, «чужой»). Типы сюжетов – линейный,
концентрический.
Практика (14,5 часов). Практическая работа по анализу художественного
произведения предполагает как групповую, так и самостоятельную работу обучающихся
по темам данного раздела на основе коротких разножанровых художественных
произведений, подобранных педагогом с учетом возрастных особенностей
детей/подростков и уровня их читательских навыков (список произведений – в
приложении № 1). Понимание, различие и определение в тексте литературных терминов
требует постоянного текущего контроля со стороны педагога.
Тема 4. Актерское мастерство (69 часов).
Теория (7 часов).
Осанка, пластика, сценическое движение (в соответствии с имиджем артиста).
Расположение на сцене и выбор громкости в зависимости от наличия/отсутствия
аудиосредств (микрофон на стойке, подвесные микрофоны, беспроводной головной
микрофон, отсутствие аудиоаппаратуры). Определение и использование акустических
особенностей зала. Невербальные средства выражения мысли и воздействия на зрителя
(язык тела, зрительный контакт, мимика лица). Задача и сверхзадача: определение и
последовательное выполнение. «Сквозное» действие, обеспечивающее целостность
исполнения произведения. Подключение воображения и внутреннего видения в процессе
воспроизведения художественного текста. Имидж артиста. Внешность, поведение,
культура речи, хорошие манеры.
Практика (62 часа).
Видеосъемка промежуточных работ обучающихся с целью анализа усвоения
учебного материала по темам программы. Открытое обсуждение.
Практикум по определению сверхзадачи актера (на примере предложенных
произведений).
Тренинги на устранение телесных зажимов, формирование свободной уверенной
осанки, развития самообладания. Упражнения на развитие пластики (занятия в парах).
Упражнения на развитие творческого воображения и внутреннего видения:
исполнение отрывков произведений с условием обязательного «внутреннего просмотра»
описываемых картин и образов. Тренинги на развитие творческого воображения.
Работа с микрофоном. Техника безопасности при работе с электрическим
оборудованием, аудиооборудованием. Правильное расположение чтеца относительно
разных видов микрофонов и зрителей.
Практикумы «Хорошие манеры».
Тема 5. Концертная деятельность (8 часов).
Практика. Участие обучающихся в концертах, конкурсах, фестивалях и иных
мероприятиях различного уровня (муниципального, областного, регионального,
всероссийского, международного). Форма участия – очная, заочная (дистанционная).
Вид контроля – текущий, итоговый. Каждое сценическое выступление непременно
анализируется, подвергается корректной конструктивной критике. Обучающемуся даются
рекомендации по работе над ошибками, недостатками и дальнейшему развитию сильных
сторон творческого процесса.
Тема 6. Посещение театра, просмотр видеоспектаклей (4 часа).
17
Практика. По возможности - посещение театральных постановок и экскурсия в
театр (с отработкой на практике культуры поведения актера).
Просмотр видеовыступлений российских мастеров художественного слова с
обсуждением и анализом просмотренного материала.
Тема 7. Итоговое (заключительное) занятие (2 часа).
Подведение итогов работы творческого объединения. Инструктаж по технике
безопасности во время летних каникул.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат по итогам блазового уровня обучения (2-й
год).
По итогам обучения по программе обучающийся:
умеет самостоятельно анализировать, оценивать и художественно воспроизводить
прочитанное литературное произведение;
уверенно держится на сцене, умеет психологически настраиваться на публичное
выступление;
владеет основами актерского мастерства;
относится к голосу как к основному инструменту чтеца, имеет потребность в
систематическом тренинге артикуляционного аппарата;
имеет индивидуальный устойчивый вкус к литературным произведениям, образцам
сценического искусства, другим художественно-эстетическим ценностям;
умеет самостоятельно размышлять, строить логические цепочки, выявлять
причинно-следственные связи;
имеет развитое творческое воображение, эмпатию;
применяет самоанализ, рефлексию;
стремится к самообразованию, расширению кругозора, систематическому
пополнению лексического запаса;
демонстрирует удовлетворительный/высокий уровень личной культуры, стремится
его повышать.
1.8
Планируемые результаты.
По итогам обучения по программе обучающийся должен иметь результаты:
предметные
самостоятельно анализировать, оценивать и художественно воспроизводить
прочитанное литературное произведение;
уверенно держаться на сцене, уметь психологически настраиваться на публичное
выступление, выполнение актерской задачи;
владеть основами актерского мастерства;
относиться к голосу как к основному инструменту чтеца, иметь потребность в
систематическом тренинге артикуляционного аппарата;
знать основы литературоведения;
иметь индивидуальный устойчивый вкус к литературным произведениям, образцам
сценического искусства, другим художественно-эстетическим ценностям;
метапредметные
уметь размышлять, строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные
связи;
уметь грамотно и точно выражать свои мысли;
18
личностные
развиваться в гармоническую, духовно богатую личность.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1
2
3
Дата начала Дата окончания Кол-во
занятий
занятий
учебных
недель
01.09.2024
31.05.2025
36
01.09.2024
31.05.2025
36
01.09.2024
31.05.2025
36
Кол-во дней
72
108
108
Кол-во
часов
144
216
216
Режим
занятий
2 р./2 ч
3 р./2 ч
3 р./2 ч
2.2. Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы:
опросник «Направленность на творчество» (методика Л.А. Волович),
приложение № 1;
разработки конкурсов, игр («Генератор бреда», «Сломанный телевизор» и
др.);
видеоматериалы (фрагменты спектаклей, мизансцены, этюды, актерские
монологи, работы чтецов художественных произведений);
тренинги, упражнения по актерскому мастерству (источник – интернетресурсы, материалы дополнительных программ по повышению профессионального
мастерства);
интернет-канал на ресурсе UouTube: https://youtube.com/c/laskavaya : Школа
речи и ораторского искусства Е.В. Ласкавой, актрисы театра и кино, театрального
педагога по сценической речи, члена Союза театральных деятелей Российской Федерации;
разработки тестов, бесед по изучаемому теоретическому материалу;
методика мониторинга успеваемости обучающихся по программе
(приложение № 4).
При реализации программы применяются педагогические технологии личностноориентированного обучения:
технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение
(нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность
ребенка). В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей
образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно,
методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация
обучения.
Технология индивидуализации обучения – такая технология обучения, при
которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются
приоритетными. Индивидуальное обучение позволяет адаптировать содержание, методы,
формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его
продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет
обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в
обучении.
Технология коллективной творческой деятельности, в которой достижение
творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую
организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены
19
коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого
дела. Особенностью методического обеспечения программы является то, что
значительная часть практической деятельности на учебных занятиях проходит в форме
групповой работы. Это чтение по ролям, инсценировка спектаклей, а также моментальных
спектаклей. Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и
сотрудничество между обучающимися, которые, таким образом, становятся активными
субъектами собственного учения.
Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материальнотехнические условия:
просторный кабинет, оборудованный зеркалами;
аудиоаппаратура (микрофоны, микшер, усилители звука)
компьютер или ноутбук с возможностью выхода в Интернет
стулья для обучающихся в достаточном количестве;
стол и стул для педагога;
шкафы для хранения методических материалов, литературы, наглядных
пособий, карточек и т.д.
коврики для тренингов
свободный доступ к сцене в часы занятий;
Кадровое обеспечение программы.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы театрального искусства» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование, соответствующее художественной
направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.3. Формы аттестации/контроля.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
предварительный – для определения готовности детей/подростков к усвоению
материала по программе;
текущий – для определения результативности обучения и оперативного
управления образовательным процессом;
промежуточный – помогает подвести итоги по результатам учебной четверти,
полугодия;
аттестация по итогам реализации программы – выявление конечных
результатов работы по программе за весь год.
В работе по настоящей программы не используется тематический контроль, т.к.
предполагается «сквозное» и последовательное изучение всех тем в течение учебного
года.
По усмотрению педагога в соответствии с принципом целесообразности на
разных этапах контроля используются следующие его методы: беседа, наблюдение,
опросы, практические работы, взаимоконтроль, ролевая игра, самостоятельная работа,
индивидуальные консультации. Эти педагогические методы являются способами
определения результативности изучения программы.
20
Форма подведения итогов.
Формой подведения итогов являются участие и достижения обучающихся в
концертах, конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях различного уровня.
Аттестация по итогам реализации программы в целом проходит в виде участия в
отчетном концерте, и определяется уровнем активности и достижений обучающегося в
концертах, конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях различного уровня.
2.4. Список литературы.
Основная литература для педагога:
1. Барбой Ю. Введение в театроведение/Ю. Веснин. – СПб: Санкт-Петербургская
академия театрального искусства, 2011. – 368 с.
2. Введение в литературоведение /под ред. Л.В.Чернец. – Москва, 2006. – 413 с.
3. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика/Г.О. Винокур.
– Москва: Просвещение, 1990. – 325 с.
4. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учителя/ В.А.
Грехнев. - Нижний Новгород, 1997. – 215 с.
5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курс лекций/В.М. Жирмунский СПб., 1996. – 198 с.
6. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения/Б.О. Корман Москва, 1972. – 276 с.
7. Цукасова Л., Волков Л. Театральная педагогика. Принципы. Заповеди. Советы/Л.
Цукасова, Л. Волкова – Москва: Либроком, (серия «Школа сценического
мастерства»), 2014. – 192 с.
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.05.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 №678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.09.2021 № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
5.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Письмо Министерства образования Сахалинской области по проектированию
программ ДО 11.12.2023 г. № 3.12 ВН-5709
7.
Муниципальные правовые акты;
8.
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
9.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП
МБОУДО ДДТ г.Долинск.
21
Дополнительная литература для педагога:
8. Бройтман С.Н. Русская лирика ХIХ — начала ХХ века в свете исторической
поэтики (Субъектно-образная структура)/С.Н. Бройтман - Москва, 1997. – 235 с.
9. Ершова Е., Букатов В. Режиссура урока, общения и поведения учителя/Е. Ершова,
В. Букатов – Москва: Флинта (НОУ ВПО МПСИ, 2010. – 344 с.
10. Юшкова Е. Пластика преодоления/Е. Юшкова – Москва: Издательские решения. –
Текст: электронный.
Электронные ресурсы:
11. Интернет-канал на ресурсе UouTube: https://youtube.com/c/laskavaya : Школа
речи и ораторского искусства Е.В. Ласкавой, актрисы театра и кино, театрального
педагога по сценической речи, члена Союза театральных деятелей Российской
Федерации.
Рекомендуемая литература для родителей:
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Гиппенрейтер Ю.Б. – Москва:
Черо, 1997. – 216 с.
13. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя/И.С. Кон – Москва:
Просвещение, 2009. – 390 с.
14. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым/ М.Е. Литвак - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1995. – 168 с.
15. Лободина С. Как развить способности ребенка/С. Лободина – Спб.: Питер
Паблишинг, 2017. – 314 с.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
16. Картер Д. «Stand Up. Библия комедии»/Д. Картер – Москва: АСТ, 2016. – 196 с.
17. Шафер Д., Карлинс М. Включаем обаяние по методике спецслужб/Д. Шафер, М.
Карлинс. – Спб.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 211 с.
18. Чаббак И. Мастерство актера. Техника Чаббак/И. Чаббак Москва: Эксмо, 2016. 379 с.
19. Брук П. Пустое пространство/П. Брук – Москва: Прогресс, 1976.- 280 с.
22
Приложение № 1
Примерный список художественных произведений
для анализа и воспроизведения
Младшая возрастная категория (7-10 лет)
Григорий Остер «Вредные советы»
Дора Хайкина «Ходит наша бабушка, палочкой стуча»
Константин Бальмонт. Цикл стихотворений «Детский Мир»
Агния Барто. Сборник стихотворений.
Олег Григорьев «Кавалеры»
Андрей Шипилов «Правдивая история»
Сергей Михалков «Психологический эффект»
Средняя возрастная категория (11-14 лет)
Андрей Дементьев «Не смейте забывать учителей»
Рената Муха «Большое путешествие маленького пингвина»
Федор Тютчев «Весенние воды»
Федор Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Константин Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
Михаил Исаковский «Вишня»
Сергей Орлов «Его зарыли в шар земной»
Роберт Рождественский «Концерт»
Роберт Рождественский «Помните»
Вероника Тушнова «Котенок»
Вероника Тушнова «Кукла»
Николай Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Эдуард Асадов «О том, чего терять нельзя»
Леонид Каминский «Объявление»
Юрий Левитанский «Пейзаж»
Эдуард Асадов «Стихи о рыжей дворняге»
Старшая возрастная категория (15-18 лет)
Булат Окуджава «Наши мальчики»
Константин Симонов «Атака»
Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь»
Константин Симонов «Кукла»
Роберт Рождественский «Баллада о красках»
Роберт Рождественский «Баллада о маленьком человеке»
Муса Джалиль «Варварство»
Юлия Друнина «Зинка»
Марина Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Михаил Лермонтов «Молитва»
23
Владимир Маяковский «Послушайте!»
Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Александр Блок «О, весна без конца и без краю!»
Ольга Берггольц «Пусть голосуют дети»
24
Приложение 2
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
(Методика Л.А. Волович)
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в ситуации:
Если бы у вас был выбор, то что вы бы предпочли?
1.
а) читать книгу – 0.
б) сочинять книгу – 2.
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
2.
а) выступать в роли писателя – 1.
б) выступать в роли читателя – 0.
в) выступать в роли критика – 2.
3.
а) рассказывать всем о прочитанном на уроке – 0.
б) не рассказывать об это никому – 1.
в) прокомментировать то, что прочитал – 2.
4.
а) придумывать новые темы сочинений – 2.
б) писать, используя испытанные темы – 0.
в) искать темы хорошо раскрытые в литературе – 1.
5.
а) исполнять указания учителя – 0.
б) давать поручения одноклассникам – 2.
в) быть помощником учителя – 1.
6.
а) работать на уроке каждому за себя – 2.
б) работать на уроке, где можно проявить себя – 1.
в) работать всем классом – 0.
7.
а) смотреть интересный фильм дома – 1.
б) читать книгу – 2.
в) проводить время в компании друзей – 0.
8.
а) думать, как написать красивое сочинение – 2.
б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение – 1.
в) читать красивый рассказ – 0.
9.
а) написать рассказ всем классом – 0.
б) написать рассказ вместе с другом – 1.
25
в) написать свой рассказ – 2.
10.
а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0.
б) отправиться в путешествие на корабле – 1.
в) отправиться в экспедицию с учёными – 2.
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на количество
ответов: 10).
РЕЗУЛЬТАТ:
уровни направленности на творчество
низкий – от 0 до 1 балла;
средний – от 1 до 1,5 баллов;
высокий – от 1,5 до 2 баллов.
26
Приложение № 3
План воспитательной работы ТО «Школа чтецов»
Дата
(период)
Сентябрь
2022 г.
В течение
года (1
год:1-2 раза,
2-3 год: 2-3
раза)
Декабрь
2022 г. –
январь 2023
г.
Апрель 2023
г.
Мероприятие
Родительское собрание,
создание родительского
чата в социальных сетях
для решения
организационных и иных
вопросов
Посещение театральной
постановки
Экскурсия в театр (Чеховцентр, театр кукол)
Участие обучающихся в
мероприятиях (концертах,
конкурсах, фестивалях),
посвященных Победе в
Великой Отечественной
войне
Место
проведения
ДДТ
Чехов-центр (г.
ЮжноСахалинск)
Чеховцентр/театр
кукол (г.
ЮжноСахалинск)
Воспитательные цели
Формирование контактов
с родителями, выработка
общей воспитательнообразовательной
стратегии
Усвоение правил
поведения в театре,
общественных норм,
этикета; приобщение к
миру искусства
Усвоение правил
поведения в театре,
общественных норм,
этикета; приобщение к
миру искусства
Формирование
патриотического
отношения к истории
Родины, уважения к
общечеловеческим
ценностям, осознания
понятия «война»
27
Приложение № 4
Критерии оценки мотивации обучающихся,
их знаний, умений и навыков по итогам освоения программы
произношение, дикция
мотивация
Тема
Низкий уровень
Устойчивая мотивация только в
некоторой части занятия;
отсутствие увлечённости в
выполнении некоторых
упражнений - отказывается
выполнять некоторые
самостоятельные задания,
иногда отказывается работать в
группе с некоторыми детьми;
стесняется выступать перед
своей группой; допускает
пропуски занятий по
уважительной и без
уважительной причин; не
принимает участия в открытых
занятиях и выступлениях
коллектива; низкая скорость
решений; кривляется и смеётся
во время исполнения этюдов
Средний уровень
Положительная мотивация к
занятию вообще;
увлеченность при выполнении
упражнений; испытывает
затруднения при выполнении
самостоятельных заданий; не
активен в работе малых групп;
испытывает стеснение в
присутствии зрителей;
пропускает занятия только по
уважительной причине; средняя
скорость решений; видит
разницу между кривляньем и
перевоплощением в игре
Высокий уровень
Устойчивая мотивация
именно к театральному
творчеству;
активность и увлеченность в
выполнении заданий; умеет
конструктивно работать в
малой группе любого
состава; творческий подход
к выполнению всех
упражнений, отсутствие
смущения при зрителях;
пропускает занятия очень
редко, по уважительным
причинам.
Произношение невнятное;
артикуляция развита плохо; не
отслеживает четкость звучания
окончаний слов; не умеет
производить модуляции
голосом; речь интонационно
бедная; не понимает, где
необходимо расставлять
логические ударения; не может
повторить интонационное
ударение за педагогом или
другими обучающимися; не
умеет сознательно применять
паузы; темпоритм неровный,
зачастую не соответствует
образу и мизансцене, общему
замыслу постановки.
В основном произношение
внятное, но иногда возникают
дефекты (непроизвольно
«проглатываются» окончания,
сочетания звуков
проговариваются не в
соответствии с нормами
орфоэпии); артикуляция в
целом развита; возникают
проблемы с
повышением/понижением
громкости голоса, переходом на
другую тональность,
модуляциями; самостоятельно
не всегда умеет поставить
нужную интонацию, требуется
индивидуальная
дополнительная работа; в целом
имеет представление о
темпоритме и паузах, но иногда
сбивается в их применении.
Четкое, ясное произношение
слов; хорошо развитая
артикуляция; голос богат на
модуляции, применяет их
осознанно и оправданно;
владеет широким спектром
интонаций, использует
возможности своего голоса
как инструмента; хорошо
понимает значение пауз и
темпоритма в речи актера,
умеет грамотно их
применять.
Развитие воображения и внутреннего
видения
Невербальные средства воздействия
на зрителя
Осанка, пластика,
сценическое движение
28
На сцене ведет себя скованно,
имеет телесные зажимы,
применяет маскирующие и
успокоительные движения
(дергает ногой, кладет руки в
карманы, прячет руки за спину,
раскачивается на носках и т.д.);
двигается напряженно,
жестикуляция неестественна, не
соответствует речи и образу;
слабо контролирует свое
движение на сцене.
На сцене старается вести себя
раскованно, но движения не
всегда естественны и
пластичны; жестикуляция
соответствуют роли/образу, но
иногда проглядывает
напряженность; при
синхронном групповом
движении справляется со своей
задачей; в основном свое
движение на сцене
контролирует.
Умеет психологически
настраиваться на устранение
телесных зажимов, на сцене
двигается естественно,
пластично, в соответствии с
ролью/образом лирического
героя; жестикуляция
выверена, соответствует
актерской задаче; полностью
и уверенно контролирует
свое движение на сцене.
Боится зрительного контакта с
аудиторией; находясь на сцене,
избегает взглядов на зрителей;
мимика и жесты либо заучены,
либо отсутствуют, либо
суетливы; не владеет
самостоятельным выбором и
применением невербальных
средств выразительности
Преодолевает страх перед
аудиторией, поддерживает
зрительный контакт с
публикой; после длительных
репетиций, с приходом
уверенности, жесты, позы и
мимика приобретают
естественность; в целом владеет
невербальными средствами
выразительности.
Слабо развито воображение, не
умеет войти в роль, вообразить
ситуацию, представить себе
образы и картины,
нарисованные автором
произведения.
Воображение развито
удовлетворительно. После
разъяснительной работы может
представить себе образ героя
или ситуацию, постараться
войти в роль; читая или
прослушивая художественное
произведение, может
представить себе описываемые
картины и события. Не всегда
получается включить
воображение и внутреннее
видение в процессе репетиции
(выступления), а значит,
естественно передать нужное
эмоциональное состояние.
Уверенно налаживает
зрительный контакт с залом;
при публичном выступлении
вне рамок роли использует
располагающие «открытые»
жесты, поза естественна и
собрана; мимика развита и
успешно помогает передать
эмоциональный заряд
публике; в совокупности
невербальные средства
воздействия на зрителей
выразительны и активны;
умеет самостоятельно
применять их в зависимости
от ситуации
(импровизировать).
Легко может представить
себе заданную
(описываемую) ситуацию
или образ, проявить
эмпатию, понять чувства
героя. Подключая
внутреннее видение и
переживание, естественным
путем передает
эмоциональное состояние,
вызванное произведением,
аудитории.
Развито осознанное чтение.
Самостоятельно прослеживает
причинно-следственные связи в
действии художественного
произведения. Знает большую
часть литературоведческих
терминов, изученных по
программе. Не всегда в
состоянии их применить и
произвести анализ
художественного произведения
самостоятельно.
Читает осознанно и с
удовольствием. Владеет
литературоведческой
терминологией, легко ее
применяет при
самостоятельном анализе
художественного
произведения.
Работа с
аудиоаппаратурой
Не усвоил правила работы с
микрофоном, неправильно
располагает его во время
выступления, не договаривает в
микрофон фразы и слова. Не
помнит и не соблюдает правила
техники безопасности во время
работы вблизи
аудиоаппаратуры или
непосредственно с ней.
Знает и применяет правила
работы с микрофоном, но
иногда допускает акустические
ошибки. Старается соблюдать
правила техники безопасности
во время работы вблизи
аудиоаппаратуры или
непосредственно с ней.
Уверенно владеет
микрофоном. При работе с
ним всегда помнит и
соблюдает правила техники
безопасности.
Отсутствует культура
поведения на сцене (может
позволить себе мимику,
действия, слова не
соответствующие ситуации);
при участии в конкурсах и
фестивалях, при поездках на
театральные постановки
проявляет неуважительное
отношение к работе актеров на
сцене (громкие звуки, еда,
передвижения по залу без
уважительных причин)
Знает и помнит правила
поведения на сцене и в
зрительном зале, но не всегда
их соблюдает, иногда позволяя
себе нарушения
Демонстрирует высокую
культуру поведения на сцене
и в зрительном зале,
призывает к соблюдению
правил других членов
коллектива.
Анализ художественного
произведения
Осознанное чтение не развито
или развито слабо. Отсутствует
способность запомнить, понять
и применять
литературоведческие термины и
понятия. Не в состоянии
самостоятельно произвести
анализ художественного
произведения.
Культура поведения на сцене
и в зрительном зале
29