1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 3
от «15 » июня 2017
Утверждаю
директор МБОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 65 от 18 июля 2017г.
Община Галина
Александровна
Подписано цифровой
подписью: Община
Галина Александровна
Дата: 2022.05.27 12:12:57
+11'00'
ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ
1.Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле (далее – Положение) в муниципальном
бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Дом детского
творчества» г.Долинск (далее – Учреждение) определяет цель, задачи и функции, виды,
формы и методы внутреннего контроля в Учреждения, регламентирует содержание и
порядок его проведения.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 г. № 116 «Об
утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования», Уставом и
локальными актами Учреждения.
1.3. Внутренний контроль - управленческая функция, направленная на проверку
состояния образовательного процесса, получения достоверной информации о ходе и
результатах деятельности Учреждения для принятия управленческого решения.
Под внутренним контролем понимается проведение членами администрации
Учреждения наблюдений, обследований, осуществленных в порядке руководства и
контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения
законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
Правительства Сахалинской области, управления образования МО ГО «Долинский»,
Учреждения в области образования.
1.4. Основным объектом внутреннего контроля является педагогическая
деятельность. Основным предметом внутреннего контроля является соответствие
результатов деятельности педагогов законодательству Российской Федерации,
нормативно-правовым актам, включая приказы по учреждению и решения
административных, методических и педагогических советов (о приоритетах Учреждения,
о реализации образовательных программ, проектов, учебных планов, планов календарно массовых мероприятий и др.).
2
2. Цель, задачи и функции внутреннего контроля
2.1. Целью внутреннего контроля является: совершенствование деятельности
Учреждения, повышение профессионального мастерства всех категорий работников
(административного, педагогического, технического и вспомогательного персонала),
улучшение качества образовательного процесса.
2.2. Задачи внутреннего контроля:
анализ и оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в
МБОУДО ДДТ.
анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их
предупреждению;
анализ результатов исполнения приказов и распоряжений в Учреждении;
изучение и анализ результатов деятельности работников, выявление
положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и
разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению
педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;
оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля.
2.3. Функции внутреннего контроля: информационно-аналитическая; контрольнодиагностическая; коррективно-регулятивная.
3. Виды, формы и методы контроля
3.1. Внутренний контроль проводится в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ:
3.1.1. Плановые проверки осуществляются в соответствии с утверждѐнным планомграфиком и с определенной периодичностью. Информация о проведении плановых
проверок доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
3.1.2. Оперативные проверки осуществляются в целях установления фактов и проверки
сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей .
Оперативные проверки также служат цели урегулирования конфликтных ситуаций
в отношениях между участниками образовательного процесса.
3.1.3. Внутренний контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный
учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного
процесса для эффективного решения задач управления качеством образования
(результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся,
исполнительская дисциплина, методическое обеспечение, диагностика педагогического
мастерства и т.п.).
Мониторинг проводится по результатам работы за определѐнный период,
оформляется в форме справок, графиков, сравнительных характеристик.
3.1.4. Внутренний контроль в виде административной работы осуществляется
директором Учреждения или специалистом, назначенным приказом, или в чьи
должностные обязанности входят функции контроля, с целью проверки успешности
обучения.
3.2. Виды внутреннего контроля:
3.2.1. фронтальный - проверка состояния всех объектов контроля;
3.2.2. комплексный (обобщающий) - проводится с целью получения полной
информации о состоянии образовательного процесса в Учреждении в целом или по
конкретной проблеме
3
3.2.3. тематический контроль направлен на изучение фактического состояния дел по
конкретному вопросу, внедрение технологий развивающего обучения, новых форм и
методов работы, опыта профессионального мастерства педагогов.
Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
Учреждения (например, уровень сформированности знаний, умений, навыков по
дополнительной общеобразовательной программе, соблюдение санитарноэпидемиологических норм и правил, норм и правил техники безопасности и охраны труда
при организации образовательного процесса, сохранение контингента обучающихся в
учебных группах Учреждения, другие вопросы).
Содержание тематического контроля определяется на основании анализа работы
Учреждения, действующего законодательства в области образования, может включать
вопросы исполнения принятых управленческих решений Учреждения, программы
развития Учреждения и другие вопросы.
3.2.4. персональный – изучение и анализ деятельности отдельного педагога:
уровня знаний педагогом современных достижений в области психологии и
педагогики, профессионального мастерства педагога;
уровня владения педагогом технологиями развивающего обучения,
современными педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами,
методами и приѐмами обучения;
результатов работы педагога и пути их достижения;
способов повышения профессиональной квалификации педагога;
другие вопросы.
3.2.5. Обзорный контроль осуществляется по отдельным вопросами образовательной
деятельности в целом.
3.3. Формы внутреннего контроля:
3.3.1. По признаку исполнителя:
коллективный - к контролю привлекаются все звенья управления
(администрация, опытные педагог, специалисты);
самоконтроль (делегируется наиболее опытным педагогическим
работником с обязательной периодической самоотчѐтностью по предлагаемым схемам и
алгоритмам);
административный (осуществляется директором, методистом);
административный регулирующий (внеплановый) контроль (осуществляется
директором, зам директора при появлении непредвиденных планом проблем);
взаимоконтроль (осуществляют методист, опытные педагоги через
наставничество, взаимопосещение занятий, воспитательных мероприятий);
3.3.2. По срокам реализации:
входной - организуется в начале учебного года, учебного периода, в начале
подготовки к организации какого-либо мероприятия;
промежуточный;
итоговый - может проводиться на промежуточных или рубежных этапах
деятельности, при проведении итогов учебного года, итогов периода развития
Учреждения, когда сравниваются достигнутые результаты с намеченными целями;
отсроченный (на прогноз) – проводится с целью определения успешности
деятельности на перспективу (успешность учащихся и педагогов);
целевой - при проверке отдельных направлений;
3.3.3. По периодичности проведения:
эпизодический - проводится в определѐнный месяц (срок) учебного года;
периодический (ежедневный, еженедельный, ежемесячный).
3.3.4. По признаку логической последовательности:
4
предварительный – предварительное знакомство с деятельностью
педагогических работников;
текущий – непосредственное наблюдение за образовательновоспитательным процессом;
промежуточный;
итоговый – изучение результатов работы Учреждения, педагогов за
полугодие и учебный год.
3.3.5. По задачам:
предупредительный – выявляются реальные ситуации для предупреждения
нарушений;
диагностический – способствует изучению и установлению отклонений в
организации деятельности;
повторный – проводится для оценки состояния после коррекции объекта.
3.4. Методы контроля:
проверка (изучение) документации – работа с журналами, планами занятий,
образовательными программами и т.п.;
наблюдение – посещение занятий, мероприятий с последующим анализом;
анкетирование;
тестирование;
социальный опрос;
беседа;
анализ (в том числе проведѐнного мероприятия или занятия, результатов
деятельности учащихся);
мониторинг.
Экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в том случае,
если в этом есть объективная необходимость
4. Порядок и правила проведения внутреннего контроля:
4.1. Внутренний контроль осуществляется директором Учреждения и специалистами, в
чьи должностные обязанности входят функции контроля, с привлечением других
должностных лиц (в том числе из других организаций и учреждений) или созданной для
этих целей комиссией (группой), в рамках полномочий, определенных приказом
директора Учреждения и согласно утвержденному плану проверок с использованием
методов документального контроля.
Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции
директора Учреждения.
4.2. Основные принципы проведения и организации всех видов контроля: систматичность,
открытость, коллегиальность.
4.3. Директор Учреждения и (или) по его поручению заместитель директора или другие
специалисты, вправе осуществлять контроль результатов деятельности работников
Учреждения по вопросам:
соблюдения законодательства Российской Федерации в области
образования;
осуществления государственной политики в области образования;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с
нормативами и по назначению;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных дополнительных общеобразовательных
программ, рабочих программ и учебных планов;
соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов Учреждения;
5
другим вопросам в рамках компетенции руководителя Учреждения.
4.4. Директор Учреждения издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки,
составе комиссии, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, определяет
вопросы конкретной проверки и обеспечивает достаточную информированность и
сравнимость результатов внутреннего контроля для подготовки итогового документа по
отдельным разделам деятельности Учреждения в целом, по отдельным образовательным
программам или деятельности педагогического работника в частности.
4.5. Основания для проведения внутреннего контроля является:
план внутреннего контроля (план проведения проверок);
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
4.6. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 10-15 дней с посещением не более 5 занятий и других мероприятий (за
исключением контроля над мероприятиями организационного характера, требующими
продолжительного промежутка времени в соответствии с локальными актами
Учреждения.
4.7. В ходе комплексного (обобщающего) контроля руководитель изучает весь
комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном объединении или структурном
подразделении:
деятельность педагогов;
включение учащихся в познавательную деятельность;
привитие интереса к знаниям;
стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
сотрудничество педагога, учащихся и родителей;
социально-психологический климат в коллективе.
Структурные подразделения для проведения обобщающего контроля определяются
по результатам проблемно ориентированного анализа по итогам учебного года.
Продолжительность обобщающего контроля определяется необходимой глубиной
изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.
Для проведения комплексного контроля создается группа под руководством одного
из членов администрации, состоящая из административных работников, методистов,
опытных педагогов Учреждения. Для работы в составе данной группы администрация
может привлекать компетентных специалистов из других учреждений и организаций.
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки,
распределить обязанности между собой. Перед каждым проверяющим ставится
конкретная задача, устанавливаются сроки и формы обобщения итогов комплексной
проверки.
Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами,
сроком, целями, формами и методами обобщающего контроля в соответствии с планом
работы Учреждения.
Педагогический коллектив знакомится с результатами комплексного контроля на
заседаниях Педагогических советов, Общих собраниях, рабочих совещаниях с
педагогическим составом, совещаниях при директоре.
4.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения педагога, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных
случаях директор и его заместители могут посещать учебные занятия педагогов без
предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на
нарушения прав ребенка, законодательства об образовании);
4.9. Оперативный контроль проводится по обращениям родителей (законных
представителей), граждан по проблемам деятельности Учреждения, нарушению прав
6
участников образовательного процесса, направлен на изучение фактического состояния
дел по конкретному вопросу.
В ходе оперативного контроля проводят исследования (анкетирование,
тестирование, собеседование), осуществляется анализ практической деятельности
педагогов дополнительного образования, учащихся, посещение мероприятий, занятий;
анализ документации и др.
При проведении оперативных проверок педагог предупреждается не менее чем за
день до посещения учебного занятия;
Результаты оперативного контроля оформляются в виде акта или справки.
По результатам оперативного контроля принимаются меры, направленные на
исполнение действующего законодательства в области образования, защиту прав
участников образовательных отношений, совершенствование учебно-воспитательного
процесса, повышение уровня развития учащихся и др.
4.10. При осуществлении персонального контроля руководитель и (или)
специалисты, в чьи должностные обязанности входят функции контроля, имеют право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями педагога, рабочими программами, журналами учета работы группы,
протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими
материалами педагога;
изучать практическую деятельность педагогических работников Учреждения
через посещение и анализ занятий, массовых, воспитательных мероприятий;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
организовывать
и
проводить
социологические,
психологические,
педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей,
педагога;
делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома ЦВР или вышестоящие
органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений Учреждения или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется
справка.
4.11. В ходе тематического контроля могут проводиться тематические
исследования (анкетирование, тестирование), анализ практической деятельности педагога,
учащихся, посещение учебных занятий, мероприятий, анализ документации.
Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками,
целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы Учреждения.
Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
Результаты тематического контроля нескольких педагогических работников могут быть
оформлены одним документом.
Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на
заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях
методических объединений.
7
По результатам тематического контроля принимаются меры направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний,
уровня воспитанности и развития учащихся.
4.12. Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к вопросу внутреннего контроля.
При обнаружении в ходе контроля нарушений действующего законодательства
Российской Федерации в области образования о них сообщается руководителю
Учреждения.
4.13. При оценке деятельности педагога в рамках внутреннего контроля
учитывается:
выполнение дополнительных общеобразовательных программ в полном
объѐме (прохождение материала, проведение практических работ, выставок, концертов,
соревнований, конкурсов, экскурсий и т.д.);
сохранность контингента обучающихся с момента создания группы;
уровень знаний, умений и навыков и развитие обучающихся учащихся;
посещаемость занятий обучающимися;
соблюдение техники безопасности и охраны труда во время проведения
занятия;
степень самостоятельности обучающихся;
совместная деятельность педагога и обучающегося;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной
литературы, информации, иллюстраций и т.д.);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю результатов педагогической деятельности;
умение обобщать свой опыт;
умение корректировать свою деятельность;
умение составлять и реализовывать план своего развития.
4.14. Результаты внутреннего контроля оформляются в виде: акта, аналитической
справки, справки-отчѐта, отчѐта, протокола, доклада о состоянии дел по проверяемому
вопросу, иной форме.
Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, анализ, выводы и, при
необходимости, предложения.
4.15. Информация о результатах доводится до работников Учреждения в течение 15
дней с момента завершения контроля .Педагогические работники после ознакомления с
результатами внутреннего контроля должны поставить подпись под итоговым
материалом, удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах
внутреннего контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и
обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений Учреждения.
4.16. По итогам внутреннего контроля в зависимости от его целей и задач, а также с
учетом реального положения дел проводятся заседания Педагогического совета, Общего
собрания, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом,
совещания при директоре, заседания комиссий.
Сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно
номенклатуре дел Учреждения. Результаты внутреннего контроля могут учитываться при
проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для
заключения экспертной группы.
4.17. О результатах внутреннего контроля сведений, изложенных в обращениях
учащихся, их родителей (законных представителей), а также в обращениях и запросах
других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в
установленные сроки.
8
4.18. Директор Учреждения по результатам внутреннего контроля принимает
следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
о проведении повторного контроля с привлечением определѐнных
специалистов (экспертов);
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
иные решения в пределах своей компетенции.
5. Заключительные положения
5.1. Положение о внутреннем контроле в Учреждении (или изменения и
дополнения к нему) разрабатываются комиссией по разработке локальных актов и
утверждается директором Учреждения.
5.2. Положение о внутреннем контроле (или изменения и дополнения к нему)
действует до его отмены и введения нового положения.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)