МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ДОЛИНСКИЙ МО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г.
ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2025 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 47-ОД от 30.05.2025 г
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебный сундучок»
Разноуровневая программа художественной направленности
для обучающихся в возрасте от 7 до 17 лет,
срок реализации программы 3 года
Шапошникова Екатерина Петровна
Педагог дополнительного образования
г.Долинск
2025 год
2
Содержание
1.Комплекс основных характеристик:
3
1.1 Пояснительная записка
3
1.2.Цель и задачи программы
4
1.3. Содержание программы
4
1.3.1.Учебно-тематический план стартового уровня
4
1.3.2.Содержание программы стартового уровня
5
1.3.3.Учебно-тематический план базового уровня 1года обучения
8
1.3.4.Содержание программы базового уровня 1года обучения
9
1.3.5.Учебно-тематический план стартового уровня 2 года обучения
12
1.3.6. Содержание программы стартового уровня 2 года обучения
13
1.4.Планируемые результаты
16
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
17
2.1.Календарный учебный график
17
2.2. Условия реализации программы
17
2.3. Формы аттестации
18
2.4. Оценочные материалы
18
2.5. Список литературы
19
2.6. Приложения
22
3
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
ДООП «Волшебный сундучок» относится к художественной направленности (вид
деятельности: декоративно-прикладное творчество) и является модифицированной, при
разработке использованы авторские программы педагогов дополнительного образования:
Грызловой Марины Анатольевны «Ватная игрушка», Габер Светлана Анатольевны «Душа
камня».
Актуальность программы
В век цифровых технологий многие современные дети не представляют своей жизни без
компьютеров, планшетов, телефонов. Конечно, компьютеры решают сегодня много
проблем. Но сами того не осознавая мы так много теряем из-за них. Время уходит
неизвестно куда, мы теряем его увлекаясь ненужной информацией и рекламой, а ведь
могли бы потратить с гораздо большей пользой. Например, сделать своими руками
поделку из бумаги, ваты и даже камня и подарить её своим близким, друзьям.
Подарок,
выполненный
своими
руками, всегда
очень трогателен и приятен. Их
изготовление начинается с детских развлечений и заканчивается настоящим
произведением искусства. Актуальность данной программы базируется на социальном
запросе от населения. Программа «Волшебный сундучок» реализуется только на базе
ДДТ г. Долинска.
Новизна
С помощью этой программы обучающиеся получает новые знания и умения в
изготовлении изделий в технике ватного папье-маше.
Отличительные особенности
Программа «Волшебный сундучок» позволяет одновременно осваивать несколько
смежных направлений декоративно-прикладного искусства… по принципу «от простого к
сложному», в тесном переплетении различных техник прикладного творчества, что
предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся.
Программа позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, упражнения и задания
доступны детям для выполнения. Предлагаемая программа предусматривает широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа
на основе собственных наблюдений является важным условием. Программа построена с
учётом многовекового наследия всех народов России, народного и декоративного
искусства, что позволяет оценить вклад русского и других народов России в мировую
культуру.
Тип программы: разноуровневая, построена по последовательному принципу.
Уровень сложности программы: программа включает 1-й год стартовый уровень, 2-й и
3-й год базовый уровень.
Адресат программы: Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет, 11-14 лет, 14-17лет.
Наполняемость учебных групп 8-10 человек. В объединение принимаются дети,
увлечённые художественным искусством.
4
Объем и сроки освоения программы, режим занятий.
Период
Продолжительн Кол-во
Кол-во часов Кол-во
ость занятия
занятий в в неделю
недель
неделю
1
год
2ч
2
4
36
обучения
2
год
3ч
2
6
36
обучения
3
год
3ч
2
6
36
обучения
Итого
6
16
108
Кол-во
часов в год
144
216
216
576
Срок реализации ДОП
Стартовый
1-й год
Базовый 1
Срок реализации
2-й год
Базовый 2
3-й год
Форма обучения: очная.
Формы организации занятий:
групповая (организация работы в группах);
индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем);
Парная (организация работы по два человека).
Фомы проведения занятий:
Используются традиционные формы занятий: лекция, круглый стол, практическое занятие,
учебный проект, беседа, экскурсия и т.п.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Научить обучающихся изготавливать ватную игрушку и составлять композиции из
природных материалов, в том числе расписанных камней.
Задачи:
Личностные:
Воспитать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, привить
навыки работы в коллективе.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, умению бережно
и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Воспитать интерес к технике ватного «папье-маше»
Метапредметные:
-- развить скульптурные навыки обучающихся;
Развить природные задатки, творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;
Развить образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
Развить у обучающихся способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Предметные:
5
Научить владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям таких видов рукоделия: ватное папье-маше, роспись по
камню.
Сформировать систему знаний о истории возникновения и развития изучаемых
видов ДПИ.
1.3. Содержание программы.
1.3.1.Учебно-тематический план стартовый уровень (возраст 7-11 лет)
Цель: Обучить простейшим методам изготовления игрушки из ваты, познакомить с
видами и способами росписи камня.
Задачи:
Формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;
Познакомить с историей игрушек из ваты
Освоить технологию окрашивания ваты
Изготовить элементарные бескаркасные игрушки из ваты
Познакомить с краткими историческими сведениями о возникновении и
развития искусства росписи по камню;
Освоить правила подготовки камня к работе и прорисовки мелких деталей;
Научить правилам общения в совместной деятельности.
№
Название темы
Количество часов
Всего теория практика Формы контроля/
аттестации
1
2
2
Вводное занятие.
Раздел: «Ватная игрушка-простые формы»
2.1 Инструменты
и
материалы,
2
применяемые в изготовлении
ватной игрушки
2.2 История детской игрушки
4
2.3 Красим вату в оттенки красного,
18
зелёного, синего, чёрного цвета
2.4 Изготовление белых грибов и
20
мухоморов
2.5 Украшение
и
творческое
8
оформление грибов
2.6 Изготовление яблока из ваты
15
Украшение
и
творческое
8
оформление яблока
2.7 Изготовление морковки
15
2.8 Украшение
и
творческое
8
оформление моркови
Раздел: «Роспись по камни-несложная роспись»
3.1 Инструменты
и
материалы.
2
Знакомство с техникой Росписи
по камню
1
1
2
2
2
16
2
18
1
7
2
1
13
7
2
1
13
7
1
1
Теоретический тест
по понятиям
Диагностика
выполнения
изделий
(наблюдение)
6
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Подготовка
природного
материала
Роспись по камню.
«Кактусы в горшочке»
Роспись по камню «Морские
обитатели
Экскурсии
Итоговое занятие.
Всего
4
1
3
16
2
14
16
2
14
4
2
144
4
2
28
116
Диагностика
учащихся
в
конкурсах разного
уровня
1.3.2. Содержание учебной программы стартовый уровень
Тема 1. Вводное занятие (2ч)
Вводное занятие. Знакомство с программой. Что такое современное декоративноприкладное творчество? Виды современного декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с правилами безопасности труда и правилами поведения в кабинете.
Раздел «Ватная игрушка, простые формы»
Тема 2. Инструменты и материалы, применяемые в изготовлении ватной игрушки
(2ч)
Теория: Знакомство с материалами и
инструментами, необходимыми для работы. Содержание в порядке рабочего места.
Практика: Изготовление элементарных деталей из ваты, путём «примазывания»: ватные
шарики, ватная бумага.
Тема 3. История детской игрушки (4ч)
Теория: Знакомство с краткими историческими сведениями возникновения и развития
искусства создания ватной игрушки. В какие игрушки играли дети в разное время. Из
каких материалов делали игрушки для детей. Как появилась ватная игрушка. Как собрать
композицию. Передний и задний план композиции. Способы декоративного оформления
изделий из ваты.
Практика: Разбор тюка ваты, подготовка к окрашиванию ваты.
Тема 4. Красим вату в оттенки красного, зелёного, синего, чёрного цвета (18ч)
Теория: Технология окраски ваты
Практика: Подготовка краски и форм для окрашивания материала. Окрашивание
материала в разные цвета и оттенки. Просушивание ваты. Отбор правильно окрашенных
материалов и подготовка их к дальнейшей работе. Подбор окрашенной ваты для
изготовления простых предметов.
Тема 5. Изготовление белых грибов и мухоморов (20ч)
Теория: Техника изготовления грибов. Знакомство с рецептом приготовления клейстера.
Методы и правила просушки заготовок.
Практика: Выполнение техники наложения ваты. Самостоятельное заваривание клейстера
по рецепту.
7
Тема 6. Украшение и творческое оформление грибов (8ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделий, выполненных из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепления
подвеса.
7. Изготовление яблока из ваты (15ч)
Теория: Техника изготовления моркови. Знакомство с рецептом приготовления клейстера.
Методы и правила просушки заготовок.
Практика: Обучение техники наложения ваты.
Тема 8. Украшение и творческое оформление яблока (8ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделия из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление подвеса.
Тема 9. Изготовление морковки (15ч)
Теория: Техника изготовления моркови. Знакомство с рецептом приготовления клейстера.
Методы и правила просушки заготовок.
Практика: Обучение техники наложения ваты.
Тема 10. Украшение и творческое оформление моркови (8ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделий, выполненных из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление
подвеса.
Раздел «Роспись по камню, несложная роспись»
Тема 1: Инструменты и материалы. Знакомство с техникой росписи по камню (2ч)
Теория: Знакомство с материалами и
инструментами, необходимыми для работы. Содержание в порядке рабочего
места. Инструктаж по технике безопасности, организации рабочего места.
Знакомство с краткими историческими сведениями о возникновении и
развития искусства росписи по камню. Виды камней. Способы декоративной росписи
камня
Практика: Подбор гладких камушков с плотной фактурой.
Тема 2. Подготовка природного материала (4ч)
Теория: Этапы подготовки камня к росписи.
Практика: Подготовка камней к работе (промывка, просушка), грунтовка.
Тема 3. Роспись по камню. «Кактусы в горшочке» (16ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
8
Тема 4. Роспись по камню «Морские обитатели» (16ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 5. Экскурсии (4ч)
Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.
Тема 6. Итоговое занятие (2ч)
Проводится выставка работ, подводится итог работы группы и отмечаются учащиеся,
которые регулярно посещали занятия, активно работали. А также награждаются
победители различных выставок.
Планируемые результаты 1-го года обучения.
Будет сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству;
Будут знать краткую историю возникновения игрушек из ваты;
Научатся окрашивать вату;
Будут знать краткие исторические сведения о возникновении и
развития искусства росписи по камню;
Освоят правила подготовки камня к работе и прорисовки мелких деталей.
Смогут выполнить элементарные бескаркасные игрушки из ваты и поделки из камня.
1.3.3. Учебно-тематический план базовый уровень 1год обучения (возраст 11-14 лет)
Цель: Обучить более сложному методу выполнения игрушки из ваты, создавать панно из
камней.
Задачи:
Закрепить и обогатить знания детей об истории ватной игрушки;
Освоить технологию окрашивания ваты
Обучить изготовлению проволочного и картонного каркаса для создания ватной
игрушки;
Познакомить с более глубокими историческими сведениями о возникновении и
развития искусства росписи по камню;
Закрепить навыки и умения росписи по камню;
Обучить составлять композиции из окрашенных камушков, применяя разнообразный
природный материал для дополнения общей картины.
№
Название темы
Количество часов
Всего
3
II.
I.
Вводное занятие
Раздел: «Ватная игрушка-животные»
2.1 Инструменты и материалы для 3
создания ватной игрушки
2.2 История детской игрушки
4
2.3 Красим вату в оттенки красного, 21
Формы
контроля/
аттестации
теория
3
практика
1
2
1
2
3
19
Теоретическ
9
зелёного, синего, чёрного
2.4 Изготовление ватной основы «Рожок
с мороженным»
2.5 Украшение и творческое оформление
мороженного
2.6 Изготовление проволочного каркаса и
ватной основы фигурки белочки
2.7 Украшение и творческое оформление
фигурки белочки
2.8 Изготовление проволочного каркаса и
ватной основы фигурки зайца
2.9 Украшение и творческое оформление
фигурки зайца
2.10 Изготовление картонного каркаса и
ватной основы фигурки белого
медведя
2.11 Украшение и творческое оформление
фигурки белого медведя
2.12 Изготовление фигурки животного по
желанию детей
Раздел: «Роспись по камню-сувениры»
3.1 Материалы и инструменты
3.2 Весёлые домовята
12
2
10
10
1
9
15
2
13
10
1
9
15
2
13
10
1
9
15
2
13
10
1
9
16
1
15
3
10
1
1
2
9
3.3
3.4
3.5
3.6
«Монстры-магниты» на холодильник
«Божьи коровки»
«Клубнички»
Роспись речного большого камня
«Черепаха»
10
8
8
15
1
1
1
1
9
7
7
14
3.7
3.8
3.9
Панно из камня «Фантазия»
Экскурсии
Итоговое занятие
Всего
15
1
2
216
2
1
2
31
13
ий тест по
понятиям
Диагностика
выполнения
изделий
(наблюдение
)
Диагностика
учащихся в
конкурсах
разного
уровня
185
1.3.4. Содержание учебной программы базовый уровень 1-й год обучения
Тема 1.Вводное занятие (3ч)
Вводное занятие. Знакомство с программой. Виды современного декоративно-прикладного
творчества.
Ознакомление с правилами безопасности труда и правилами поведения в кабинете.
Раздел: «Ватная игрушка-животные»
Тема 2. Инструменты и материалы для создания ватной игрушки (3ч)
Теория: Знакомство с материалами и
инструментами, необходимыми для работы. Содержание в порядке рабочего
места.
10
Практика: Изготовление элементарных деталей из ваты, путём «примазывания»: ватные
шарики, ватная бумага.
Тема 3. История игрушек (4ч)
Теория. В какие игрушки играли дети в разное время. Из каких материалов делали
игрушки для детей. Как появилась ватная игрушка.
Практика. Разбор тюка ваты.
Тема 4. Красим вату в оттенки красного, зелёного, синего, чёрного цвета (21ч)
Теория. Технология окраски ваты. Как подготовить клей из крахмала.
Подготовка краски и форм для окрашивания материала.
Практика. Окрашивание материала в разные цвета и оттенки цвета. Просушивание ваты.
Отбор правильно окрашенных материалов и подготовка их к дальнейшей работе. Подбор
окрашенной ваты для изготовления простых предметов. Изготовление овощей, фруктов,
грибов. композиций из овощей, фруктов, грибов. Оформление переднего и заднего плана
композиции. Изготовление и подбор соответствующего декора.
Тема 5. Изготовление ватной основы «Рожок с мороженым» (12ч)
Теория: Приемы формирования объема фигуры.
Практика: Формирование фигурки мороженого
Тема 6. Украшение и творческое оформление мороженого (10ч)
Тема 7. Изготовление проволочного каркаса и ватной основы белочки (15ч)
Теория: Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами. Выбор проволоки
необходимой толщины. Приемы формирования объема фигуры.
Практика: Выбор проволоки необходимой толщины. Деление проволоки на отрезки
необходимой длины. Скручивание из проволоки каркаса фигуры человека. Набор объёма
фигурки ватой.
Тема 8. Украшение и творческое оформление белочки (10ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделий, выполненных из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление
подвеса.
Тема 9. Изготовление проволочного каркаса и ватной основы зайца (15ч)
Теория: Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами. Выбор проволоки
необходимой толщины. Приемы формирования объема фигуры.
Практика: Деление проволоки на отрезки необходимой длины. Скручивание из проволоки
каркаса фигуры человека. Набор объёма фигурки ватой.
Тема 10. Украшение и творческое оформление зайца (10ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделий, выполненных из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление
подвеса.
11
Тема 11. Изготовление картонного каркаса и ватной основы фигурки белого медведя
(15ч)
Теория: Выбор нужного картона. Приемы формирования объема фигуры.
Практика: Выкраивание формы медведя по лекалу из картона. Набор объёма фигурки
ватой.
Тема 12. Украшение и творческое оформление фигурки белого медведя (10ч)
Теория: Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика: Роспись изделий, выполненных из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление
подвеса.
Тема 13. Изготовление фигурки животного по желанию детей (16ч)
Индивидуальная или коллективная работа по реализации своих творческих замыслов.
Раздел: «Роспись по камню, сувениры»
Тема 1. Материалы и инструменты (3ч)
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы.
Содержание в порядке рабочего места. Инструктаж по технике
безопасности, организации рабочего места. Знакомство с краткими историческими
сведениями о возникновении и развития искусства росписи по камню. Виды камней.
Способы декоративной росписи камня
Практика: Подбор гладких камушков с плотной фактурой.
Тема 2. Весёлые домовята (10ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 3. «Монстры-магниты» на холодильник (10ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 4. «Божьи коровки» (8ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема5. «Клубнички» (8ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
12
Тема 6. Роспись речного большого камня «Черепаха» (15ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 7. Панно из камня «Фантазия» (15ч)
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей, покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака. Сборка панно.
Тема 8. Экскурсии (1ч)
Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.
Тема 9. Итоговое занятие (3ч)
Проводится выставка работ, подводится итог работы группы и отмечаются учащиеся,
которые регулярно посещали занятия, активно работали. А также награждаются
победители различных выставок.
Планируемые результаты 2-го года обучения:
Обучающиеся будут демонстрировать расширенные знания об истории ватной
игрушки;
Освоят технологию окрашивания ваты;
Смогут выполнить проволочный и картонный каркас для создания ватной игрушки;
Будут знать более глубокие исторические сведения возникновения и развития
искусства росписи по камню;
Смогут демонстрировать навыки и умения росписи по камню;
Смогут самостоятельно составлять
композиции из окрашенных камушков,
применяя разнообразный природный материал для дополнения общей картины.
1.3.5.Учебно-тематический план базовый уровень 2 года обучения
(возраст 14-17 лет)
Цель: Самостоятельное выполнение творческих работ по своей задумке на базе
полученных знаний и умений.
Задачи:
Продолжать знакомить с историей детской игрушки из ваты;
Познакомить со свойствами (самоотвердевающей) глины;
Научить изготавливать молд, снимать оттиски с мордочек игрушек
животных и человеческого лица с кукол;
Обучить изготовлению проволочного каркаса для изготовления фигурки
человека;
Направлять фантазию ребёнка по созданию картин; мыслить творчески;
рисовать на камне; применять декораторские способности в оформлении работ; применять
свои работы в быту (сувенир, элемент декора помещения, сада).
13
№
IV.
Название темы
Количество часов
Всего
3
III. Вводное занятие
Раздел: «Ватная игрушка-фигурка человека»
2.1 Инструменты и материалы для 3
создания ватной игрушки
2.2 История детской игрушки
4
2.3 Красим вату в оттенки красного, 21
зелёного, синего, чёрного
2.4 Изготовление
ватной
основы 9
фигурки Деда Мороза
2.5 Украшение
и
творческое 6
оформление фигурки Деда Мороза
2.6 Изготовление с помощью молда 3
личика для фигурки мальчика
2.7 Роспись личика
5
2.8 Изготовление проволочного каркаса 12
мальчика
2.9 Набираем объём тела с помощью 12
ваты
2.10 Сборка
и
художественное 10
оформление фигурки мальчика
2.11 Изготовление с помощью молда 3
личика для фигурки девочки
2.12 Роспись личика
5
2.13 Изготовление проволочного каркаса 12
девочки
2.14 Набираем объём тела с помощью 12
ваты
2.15 Сборка
и
художественное 10
оформление фигурки девочки
2.16 Изготовление формы человека по 14
желанию детей
Раздел: «Роспись по камню-картины»
3.1 Материалы и инструменты
3
3.2 Картина «Подводное царство»
13
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
Картина «Лето»
13
Картина «Ночь»
13
Картина «Совушки»
13
Изготовление картин из камня по 14
желанию детей
Экскурсии
1
Итоговое занятие
2
Всего
216
теория
3
Формы
аттестации/
контроля
практика
1
2
1
2
3
19
1
8
1
5
1
2
1
1
4
11
1
11
1
9
1
2
1
1
4
11
1
11
1
9
1
13
1
1
2
12
1
1
1
1
12
12
12
13
1
2
29
187
Теоретическ
ий тест по
понятиям
Теоретическ
ий тест по
понятиям
Диагностика
учащихся в
конкурсах
разного
уровня
14
1.3.6. Содержание учебной программы базовый уровень 2-го года обучения
Тема 1.Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с программой. Виды современного декоративно-прикладного
творчества.
Ознакомление с правилами безопасности труда и правилами поведения в кабинете.
Раздел: «Ватная игрушка-фигурка человека»
Тема 2. История игрушек.
Теория. В какие игрушки играли дети в разное время. Из каких материалов делали
игрушки для детей. Как появилась ватная игрушка.
Практика. Разбор рулона ваты на определённые по размеры отрезки, оборачивание их в
нетканные салфетки. Подготовка ёмкости для окрашивания и места для просушки
окрашенной ваты.
Тема 3. Красим вату в оттенки красного, зелёного, синего, чёрного цвета
Теория. Технология окраски ваты. Как подготовить клей из
крахмала.
Практика. Приготовление раствора красящей жидкости по пропорциям. Окрашивание
материала в разные цвета и оттенки цвета. Просушивание ваты. Отбор правильно
окрашенных материалов и подготовка их к дальнейшей работе. Подбор окрашенной ваты
для изготовления задуманной игрушки. Заваривание клейстера по технологии соблюдая
правила безопасности.
Тема 4. Изготовление ватной основы фигурки Деда Мороза
Теория. Приемы формирования объема фигуры.
Практика. Формирование фигурки Деда Мороза.
Тема 5. Украшение и творческое оформление фигурки Деда Мороза
Теория. Правила работы с акриловыми и акварельными красками. Правила крепления
подвеса.
Практика. Роспись изделия, выполненного из ваты. Покрытие изделия лаком. Крепление
подвеса.
Тема 6. Изготовление с помощью молда личика для фигурки мальчика
Теория. Выбор и правила работы с глиной.
Практика. Изготовление оттиска (личика). Просушивание глиняных заготовок.
Тема 7. Роспись личика
Теория. Подбор красок. Правила работы с акриловыми и акварельными красками.
Практика. Шлифовка оттиска от неровностей. Грунтовка и роспись (оттиска) личика.
Тема 8. Изготовление проволочного каркаса мальчика
Теория. Разновидность, свойства проволоки. Правила расчёта, пропорции человека.
Технология сборки (скручивания) каркаса мальчика из проволоки.
Практика. Подбор проволоки по нужному диаметру. Скручивание из проволоки каркаса
фигуры мальчика по нарисованной схеме.
15
Тема 9. Набираем объём тела с помощью ваты
Теория. Приёмы формирования объёма фигурки, способы намотки ваты.
Практика. Разделение пластов ваты на нужные полоски. Последовательная намотка ваты
на каркас фигурки с последующей фиксацией её ниткой.
Тема 10. Сборка и художественное оформление фигурки мальчика
Теория. Способы изготовления волос, элементов одежды.
Практика. Крепление личика к голове, проработка деталей: волосы, варежки, обувь,
головной убор, одежда.
Тема 11. Изготовление с помощью молда личика для фигурки девочки
Теория. Выбор и правила работы с глиной.
Практика. Изготовление оттиска (личика). Просушивание глиняных заготовок.
Тема 12. Роспись личика
Теория. Подбор красок. Правила работы с акриловыми и акварельными красками.
Практика. Раскрашивание (оттиска) личика.
Тема 13. Изготовление проволочного каркаса девочки
Теория. Правила расчёта, пропорции человека. Технология сборки (скручивания) каркаса
девочки из проволоки.
Практика. Подбор проволоки по нужному диаметру. Скручивание из проволоки каркаса
фигуры девочки по нарисованной схеме.
Тема 14. Набираем объём тела с помощью ваты
Теория. Приёмы формирования объёма фигурки, способы намотки ваты.
Практика. Разделение пластов ваты на нужные полоски. Последовательная намотка ваты
на каркас фигурки с последующей фиксацией её ниткой.
Тема 15. Сборка и художественное оформление фигурки девочки
Теория. В чём отличие мужской и женской одежды, причёски. Способы изготовления
волос, элементов одежды.
Практика. Крепление личика к голове, проработка деталей: волосы, варежки, обувь,
головной убор, одежда.
Раздел: «Роспись по камню-картины»
Тема 1. Материалы и инструменты
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы.
Содержание в порядке рабочего места. Инструктаж по технике
безопасности, организации рабочего места. Знакомство с краткими историческими
сведениями о возникновении и развития искусства росписи по камню. Виды камней.
Способы декоративной росписи камня
Практика: Подбор гладких камушков с плотной фактурой.
Тема 2. Картина «Подводное царство»
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
16
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 3. Картина «Лето»
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 4. Картина «Ночь»
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема5. Картина «Совушки»
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема6. Изготовление картин из камня по желанию детей
Теория: Правила нанесения основного цвета на камень, прорисовка деталей. Покрытие
росписи лаком.
Практика: Составление композиций росписей. Нанесение рисунка простым карандашом.
Шаблоны. Роспись. Просушка. Нанесение лака.
Тема 7. Экскурсии (1ч)
Посещение областного Художественного музея, областных и районных выставок ДПИ.
Тема 8. Итоговое занятие
Проводится выставка работ, подводится итог работы группы и отмечаются учащиеся,
которые регулярно посещали занятия, активно работали. А также награждаются
победители различных выставок
Планируемые результаты 3-го года обучения:
Будут знать:
историю детской игрушки из ваты;
свойства (самоотвердевающей) глины;
Будут уметь:
изготавливать молд, снимать оттиски с мордочек с игрушек животных и человеческого
лица с кукол;
изготавливать проволочный каркас фигурки человека;.
Проявлять фантазию для создания картин; мыслить творчески; рисовать на
камне; применять декораторские способности в оформлении работ; уметь применять свои
работы в быту ( сувенир, элемент декора помещения, сада).
17
1.4. Планируемые результаты программы:
Личностные:
Демонстрирует усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, обладает
навыками работы в коллективе;
Обладает трудовыми навыками, культурой труда, умеет бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
Владеет техникой ватного «папье-маше»;
Проявляет фантазию, наблюдательность.
Метапредметные:
развито образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
Демонстрирует точные движения пальцев, развита мелкая моторика рук,
глазомер;
Обладает навыками техники скульптурной лепки;
-- развиты скульптурные навыки обучающихся;
Развиты природные задатки, творческий потенциал, фантазия, наблюдательность.
Предметные:
Владеет различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Освоил технологию ватного папье-маше, росписи по камню.
Знает историю возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
Уровень/
год
обучения
Стартовый
уровень
первый год
Базовый
уровень
первый год
Базовый
уровень
второй год
Дата
начала
занятий
1.09.2024
Дата
окончания
занятий
31.05.2025
Количество
учебных
недель
36
Ко-во
часов
Режим занятий
144
1.09.2024
31.05.2025
36
216
1.09.2024
31.05.2025
36
216
Два раза в
неделю по два
часа
Два раза в
неделю по три
часа
Два раза в
неделю по три
часа
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Материально-техническое оснащение программы:
Кабинет оборудован мебелью (столами, стульями) в соответствии с требованиями
санитарных норм, шкафами.
Также кабинет оснащен компьютерной техникой:
Компьютер.
Принтер.
18
Инструменты, необходимые для работы:
Карандаши, линейки, ножницы, пассатижи, круглогубцы, кусачки, клеевой пистолет,
кисти разных размеров, стеки, шило.
Материалы для работы :
Галька морская, галька речная, ветки деревье, ракушки, различная фурнитура (цепочки,
пуговицы, заклепки и т.д.), краски (акриловые, акварельные), лак акриловый, клей ПВА,
рамки, нитки хлопковые, вата (хлопковая, льняная), проволока, крахмал картофельный,
глина самозатвердевающая.
Кадровое обеспечение:
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебный сундучок» обеспечивается педагогом дополнительного образования,
имеющим среднее специальное педагогическое образование, соответствующее
направленности программы, и отвечающим профессиональным стандартам.
Информационно-методическое обеспечение
(Дидактический материал):
Алла Сальникова «История Ёлочной игрушки», Москва 2023г.;
Анна Зайцева «Роспись по камешкам», Москва 2011г.
репродукции картин русских художников;
иллюстрации к литературным произведениям и народным сказкам;
образцы народного декоративно- прикладного творчества;
схемы технологии окраски ваты;
схема изображения человека;
схемы изображения животных4
технологическая карта «Изготовление каркасной игрушки из ваты»;
Журнал «Девчонки мальчишки» № 150, Москва 2020;
Журнал «Девчонки мальчишки» № 164, Москва 2020;
Журнал «Девчонки мальчишки» № 166, Москва 2020;
Журнал «Девчонки мальчишки» № 171, Москва 2021;
Журнал «Радуга идей» № 109, Москва 2020
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (объяснение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ (выполнение) педагогом, работа по образцу, показ
мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение и т.д.
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный– учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
19
2.3. Формы контроля и аттестации:
В течение обучения, учащиеся получат определённые теоретические знания и
практические умения в области декоративно-прикладного творчества.
Входной контроль.
Проводится в начале года в форме собеседования с целью выявления общих учебных
знаний, умений и навыков.
Текущий контроль.
тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня
усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого
курса.
выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
участие в конкурсах и мини-выставках работ после прохождения разделов.
Аттестация по итогам освоения программы
Определение уровня сформированности специальных знаний, умений и навыков в области
декоративно-прикладного искусства. Проводится по окончанию обучения в виде
выполнения творческих работ, защиты проектов. Конечным результатом выполнения
программы предполагается участие в выставках и конкурсах различных уровней.
2.4.Оценочные материалы
Для определения качества достижения планируемых результатов освоения
обучающимися данной программы проводится входной, текущий контроли и
итоговая
аттестация.
Диагностические
материалы
представлены
в
Приложении 2.
2.5. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Альбрехт Е.И. Учебный рисунок фигуры человека. –М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
2. Астахов Ю.А. 50 Великих русских художников: Иллюстрированная энциклопедия. – М.:
«Издательство
Белый
город»,
2008.
3. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
4. Забелин Иван . Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М.:
Транзиткнига,
2005.
5.
Руббра
Б.
Учитесь
рисовать
портреты.
ООО
«Попурри»,
2003
6. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок. –М.:
Астрель. 2010
8. Зайцева Анна «Роспись по камешкам», Москва 2011г.
9.
Никитин
Ю.В.
«Поделочные
камни
и
их
обработка».
технологическая карта «Изготовление каркасной игрушки из ваты»;
10. Кононов В.Н. «Искусство работы с камнем»Издательство:Аделант,2010г.
11. Мухина В.С. игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы
психологии 1988 № 2.
20
12. Игрушка в жизни ребёнка Е.А. Коссаковская, - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
1980.
13. Сальникова Алла «История Ёлочной игрушки», Москва 2023г.;
14. Журнал «Девчонки мальчишки» № 150, Москва 2020;
15. Журнал «Девчонки мальчишки» № 164, Москва 2020;
16. Журнал «Девчонки мальчишки» № 166, Москва 2020;
17. Журнал «Девчонки мальчишки» № 171, Москва 2021;
18. Журнал «Радуга идей» № 109, Москва 2020
Законы и нормативные акты
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.05.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020г. №
3.12-902-р» Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного
образования детей в Сахалинской области»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.09.2021 № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»
- Письмо министерства образования Сахалинской области по проектированию программ
ДО 11.12.2023.№ 3.12 ВН-5707;
- Муниципальные правовые акты;
- Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП МБОУДО ДДТ
г.Долинск.
21
Список литературы, рекомендуемой обучающимся и родителям:
1. Аркин Е.А. Из истории игрушки .// Воспитание детей 1995, № 3.
2. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972.
3. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003
4. Воронов Н.В. Искусство предметного мира. - Л.: Художник РСФСР, 1975.
5. Простые уроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для детей от 10 до 15 лет.
ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012
6. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23
7. Бредникова О., Кустафьева З. Старая вещь как персонаж блошиного рынка
//Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2004. №34
8. Рудаков А. Мистика русской души.М:, Просвещение 1987 г.
9. Чтобы ожили стены. Сборник. Изд.2-е.доп. –М.: «Молодая Гвардия»
10. Кононов В.Н. «Искусство работы с камнем» Издательство:Аделант,2010г.
11. Никитин Ю.В. «Поделочные камни и их обработка».
12. Художественная обработка камня Серия Секреты мастера. АСТ – сталкер
2004 г.
13. Амонашвили Шалва «Как любить детей»
14. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»
15. Даниэле Новара «Не кричите на детей»
16. Владиславский В. Все начинается с детства. М. 1989
17. Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и
способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с. (Школьное
образование)
18. Роберт Т. Байярд, Джин Байярд Ваш беспокойный подросток. Практическое
руководство для отчаявшихся родителей. М. 1991
22
Приложение №1
План воспитательной работы ТО «Волшебный сундучок»
Число,
месяц
Название
мероприятия
Краткая
характеристика
мероприятия
Место проведения
Ответственн
ые
Сентябрь
Родительское
собрание
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
Октябрь
«Дорогие мои
старики»
Родительское
собрание, создание
родительского чата
в социальных сетях
для решения
организационных и
иных вопросов
Беседа на тему:
День пожилого
человека.
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
Декабрь
«Новый год у
ворот!»
Участие в проекте
«Хоровод акций»
акция «Праздник в
каждый дом»
«День
Участие в проекте
защитника
«Хоровод акций»
отечества»
акция Праздник в
каждый дом»
«Международ Участие в проекте
ный женский «Хоровод акций»
день»
акция «Праздник в
каждый дом»
Экскурсии
Посещение
областного
Художественного
музея, областных и
районных выставок
ДПИ.
Родительское Беседа совместно с
собрание на родителями и
тему «Семья и детьми на тему:
традиции
«15 мая –
моего дома» Международный
день семьи,
учрежден
Генеральной
Ассамблеей ООН в
1993 году.
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
Февраль
Март
Май
Май
Областной
Художественный
музей, областных и
районных выставок
ДПИ.
ДДТ
Шапошникова
Е.П..
Шапошникова
Е.П..
23
Приложение №2
Тестирование для 1-го года обучения
1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:
а) Пейзаж
б) Картина
в) ДПИ
г) Краски
2. Назовите основные материалы для изготовления ватной игрушки:
а) вата, проволока, клей, глина
б) бумага, ножницы, клей
в) картон, глина, дерево
3. Выбери из списка инструменты, необходимые для изготовления ватной игрушки
А) ножницы
б) пинцет
в) топор
г) кисть
4) Какие цвета можно использовать для окраски ваты
а) зеленый
б) красный
в) синий
5) Из каких материалов можно сделать лицо для ватной игрушки:
а) дерево
б) глина
в) вата
г) гипс
6) Чем можно окрашивать вату:
1)Краска для ткани
2)Марганцовка
3)Пищевая краска
4)Масляная краска
«Роспись по камню».
1. Можно ли соотнести наскальные рисунки и роспись по камню?
Да. Нет.
2. В какое время появилась роспись по камню?
Каменный век. Средневековье.
3. Для чего камень покрывают слоем ПВА?
Для яркости красок.
Для закрытия пористой поверхности.
4. Что используют для закрепления краски на камне?
Лак. Воду.
5. В какой стране существует традиция, дарить расписанные камни в знак уважения?
Япония. Китай.
24
6. Что такое «Болемнит»?
Камень. Окаменелая часть ранее живших существ.
7. Где раньше использовали «Чертовы пальчики»?
В медицине. В строительстве.
Тестирование для 2-го года обучения
1.Какой русский город, прославился своими глиняными игрушками?
а) Вятка б) Мстера в) Гжель г) Хотьково
2. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек:
а) Хохлома б) Дымково в) Филимоново г) Гжель д) Каргополь
3. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:
а) Красный и золотой б) Желтый и черный в) Белый и синий г) Оттенки зеленого
4.Название хохломского узора:
а) купавки б) букеты в) кудрина г) мальва е) Жостово
5.Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву:
а) Хохлома б) Городец в) Дымково
Приложение №3
Этапы работы с камнем.
1. Поиск нужного камня, подбор формы камня для выполнения рисунка.
2. Очищение камня с помощью воды и моющего средства. Просушивание камня.
3. Подготовка рабочего места (клей, вода, краски, кисточки, палитра, лак, карандаш.).
4. Нанесение на поверхность камня тонкого слоя клея ПВА для заполнения пористой
структуры материала.
5. Покраска поверхности камня белой краской (работа с акриловыми красками или с
гуашевыми красками).
6. Выбор сюжетной картинки. Н-р, «Бабочка».
7. Делаем набросок бабочки на бумаге, сложенной пополам, а затем вырезаем по
контуру и обводи его на каменной заготовке, прорисовав карандашом все детали.
Приложив
вырезанную заготовку на камень, посмотри, как лучше разместить бабочку, будет ли
смотреться выбранный размер. ( Можно увеличить его или уменьшить).
8. После нанесения рисунка карандашом закрашиваем основным цветом поверхность
бабочки.
9. Прорисовывание деталей.
10. Для лучшего эффекта добавляем блики, тени. С ними объект приобретает
законченный вид.
11. Если рисунок занимает не всю поверхность камня, то работа может считаться
законченной, или же вы можете дорисовать фон (листик, цветок и т.д.). Все зависит от
задуманного рисунка автора.
12. Изделие высушиваем.
13. Покрываем работу прозрачным лаком, который придаст цветам глубину и защиту
краски от повреждения и выгорания на солнце.
14. Уборка рабочего места.
25
Приложение №4
Технологии изготовления клейстера
Крахмальный клейстер.
Разведите крахмал в чуть тёплой воде и размешайте его до густоты сметаны
(1 ч. ложка на 1/5 стакана воды). Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливайте
кипяток до тех пор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на
кисель. Дайте клейстеру остыть. Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варить
каждый раз свежий клейстер.
Мучной клейстер.
В приготовленную миску всыпьте 1 чашку муки и 1 чашку воды. Взбейте
образовавшуюся массу венчиком, а затем добавьте, осторожно вливая и
постоянно перемешивая, ещё 2 чашки воды. Тщательно перемешайте, чтобы не
образовались комочки муки.