МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на педагогическом советом
Протокол № 3
от 10.01.2024 г
Утверждаю
директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 1/1-ОД от 10.01.2024 г.
Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительных общеразвивающих программ,
реализуемых в МБОУДО ДДТ г.Долинск
Г.Долинск
2024 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности по
разработке дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в МБОУДО
ДДТ г. Долинск, определяет структуру, порядок рассмотрения и утверждения.
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативными актами и
рекомендациями федерального и регионального органов исполнительной власти,
осуществляющих управление в сфере образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по её реализации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 г. № 652-н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 №
3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
Методическими рекомендациями по проектированию и реализации дополнительных
общеразвивающих программам)»;
- Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск
1.3. Дополнительная общеразвивающая программа (далее ДОП) является
нормативным документом, содержащим комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационнопедагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических
материалов
1.4. Образовательная деятельность по ДОП направлена на формирование
и
развитие
творческих
способностей
обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и
художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой
и спортом формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, организацию их свободного времени, Выявление, развитие и
поддержку талантливых обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к
жизни в обществе, профессиональную ориентацию; формирование общей культуры
обучающихся.
1.5. Содержание ДОП и сроки обучения по ним определяются настоящим
положением и образовательной программой МБОУДО ДДТ г.Долинск.
1.6. ДОП может реализоваться с использованием:
- сетевой формы;
- различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и
электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при
которой часть программы реализуется в очно/очно-заочной форме, а часть - в
дистанционной форме);
- формы организации образовательной деятельности, основанной на
модульном принципе представления содержания образовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
1.7. ДОП ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики и социальной сферы.
1.8. ДОП реализуются в течении всего календарного года, включая
каникулярное время.
2. Структура и содержание ДОП
2.1. Структура ДОП включает следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- комплекс основных характеристик;
- комплекс организационно-педагогических условий;
- список литературы.
2.1.1. Комплекс основных характеристик ДОП включает:
-пояснительную записку (новизна, актуальность, отличительные особенности
программы, адресат программы, объем и сроки обучения)
-цель и задачи;
- учебный план;
- содержание программы;
-планируемые результаты.
2.1.2. Комплекс организационно-педагогических условий включает:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- список литературы
- приложения.
2.2 Содержание программы определяется в рамках следующих
направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной,
художественной, туристко-краеведческой, социально-гуманитарной.
Содержание структурных элементов ДОП:
2.2.1.На титульном листе указывается:
наименование учредителя;
наименование образовательной организации в соответствии с Уставом;
гриф утверждения ДОП;
название ДОП;
направленность ДОП;
возраст обучающихся;
срок реализации ДОП;
ФИО, должность разработчика(ов) ДОП;
населенный пункт и год разработки. (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
2.2.2. Пояснительная записка содержит основные характеристики программы,
указание на направленность, вид деятельности, основные идеи, актуальность,
новизну (если имеется), особенности программы.
Актуальность-обоснование необходимости реализации ДОП.
Новизна (при наличии) - использование инновационных методик
преподавания, педагогических технологий.
Отличительные особенности-отличительные черты, новшества, которые
отличают от существующих программ.
Адресат программы - характеристика категории учащихся по
дополнительной
общеобразовательной программе (возраст, степень предварительной подготовки,
предполагаемый состав групп и т.д.);
Объем, сроки освоения, сроки обучения - общее количество часов,
запланированных на весь период обучения, необходимые обучающимся для
освоения программы. Срок освоения ДОП самостоятельно определяется педагогом
с учетом категории обучающегося, их возраста, особенностей здоровья, уровня
программы.
Цель -фиксирует желаемый конечный результат. Должна быть достижима,
ясна, соответствовать направленности программы. Цель формулируется конкретно
и однозначно.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, которые
представляют собой конкретные действия для достижения поставленной цели
Задачи - пути достижения цели, раскрывают логику достижения цели.
Классификация задач: предметные, метапредметные, личностные.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий.
При реализации ДОП могут использоваться следующие формы обучения: очная,
очно-заочная, заочная, в том числе, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий. Учреждение самостоятельно
определяет тип и формы организации занятий.
Планируемые результаты- совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, личностных, предметных и метапредметных
результатов, которые приобретут обучающие после освоения программы.
Планируемы результаты должны соотносится с целями и задачами ДОП.
2.2.3.Учебный
план
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения дисциплин, тем,
практики, иных видов деятельности и формы промежуточной аттестации/контроля
обучающихся. Оформляется в виде таблицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем
программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом.
Включает описание теоретической и практической частей, соответствующих каждой
теме.
Планируемые результаты должны быть конкретными, соотносится с целями
и задачами, расписаны по годам обучения. Результаты должны отражать
предметные, метапредметные и личностные достижения обучающихся.
2.3. Комплекс организационно-педагогических условий включает описание
образовательных и учебных форматов, материально-техническое обеспечение,
методическое обеспечение, формы промежуточного контроля/аттестации и
оценочные материалы.
2.3.1. Календарный учебный график является обязательной частью
программы, определяет количество учебных недель и учебных дней, даты начала и
окончания учебных периодов, является обязательным приложением к программе,
оформляется в виде таблицы и составляется для каждой учебной группы
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
2.3.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы включает в себя методическое
сопровождение учебной и воспитательной работы педагога, оценочные материалы,
описание приемов и методов. Методическое обеспечение разработчик ДОП
определяет самостоятельно.
Материально-технические условия реализации программы – это перечень
оборудования, инструментов и материалов, необходимых для её реализации.
Кадровое обеспечение программы. Реализацию ДОП осуществляет педагог
дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее
педагогическое образование (в том числе по соответствующему направлению) и
отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках и профессиональном стандарте педагога дополнительного
образования детей и взрослых. Кроме педагога дополнительного образования для
организации образовательного процесса могут привлекаться другие специалисты.
Информационно-методическое обеспечение программы – это описание
методов, приёмов и технологий преподавания, педагогических технологий
организации учебных занятий, применяемых на занятиях цифровых ресурсов и
платформ.
2.3.3. Формы аттестации и контроля – это система оценки достижения
планируемых результатов освоения программы (объект и содержание оценки;
критерии оценки; формы представления результатов; описание форм аттестации)
Формы проведения промежуточной аттестации и аттестации по итогам прохождения
ДОП определяются образовательной программой и в порядке, установленном
локальными нормативными актами МБОУДО ДДТ г.Долинск.
2.3.4. Список литературы составляется для разных участников
образовательных отношений (педагогов, родителей, обучающихся) и оформляется
согласно ГОСТ Р 7.0.100-2018 Библиографическая запись. Библиографическое
описание: общие требования и правила составления.
2.3.5. Приложения могут включать в себя методические и иные материалы,
предусмотренные локальными актами МБОУДО ДДТ г.Долинск: планы, разработки
занятий, диагностический материал, примеры заданий для обучающихся, примеры
оценочных заданий, контрольные вопросы и тесты, план воспитательной работы и
план работы с родителями.
3. Оформление дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
3.1. Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word, единым шрифтом Times New Roman, 13, межстрочный интервал 1.
Выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А 4 (210x297 мм). Поля:
слева – 30 мм, справа – 15 мм, снизу и сверху – 20 мм.
3.2. При
использовании
копированных
текстов
необходимо
отредактировать их согласно данных требований. Для выделения важной
информации (подзаголовков) внутри текста можно использовать полужирное и
курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
3.3. Требования к нумерации страниц: страницы нумеруются
последовательно, начиная со 2-ой страницы. Номер страницы располагается в
нижнем правом углу.
3.4. Требования к заголовкам: заголовки набираются полужирным
шрифтом (шрифт 14 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не
ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через полуторный
междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки
слово должно быть обязательно полным.
3.5. Требования к тексу в таблицах: текст должен быть набран на
компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 12,
с одинарным межстрочным интервалом.
4. Порядок принятия и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
4.1. ДОП проектируется (разрабатывается) и корректируется педагогом(ами)
дополнительного образования самостоятельно.
4.2. Принятие и утверждение разработанной или обновленной ДОП
осуществляется в соответствии с Уставом МБОУДО ДДТ г.Долинск и настоящим
Положением.
Процесс утверждения программы включает следующие этапы:
-размещается в локальной сети МБОУДО ДДТ г.Долинск для внутренней
экспертизы (методисты)
-при необходимости корректируется с учетом предложений эксперта
- предоставляется на утверждение Педагогическому совету
-ДОП, рассмотренная и рекомендованная к реализации на заседании
Педагогического совета, принимается на Педагогическом совете и утверждается
приказом директора МБОУДО ДДТ г.Долинск на основании решения
Педагогического совета.
4.3. ДОП утверждается в срок не позднее 30 дней до начала учебного года, в
течение которого она будет реализовываться.
4.4. Корректировка ДОП с учетом результатов мониторинга социального
запроса и оценки качества реализации ДОП, изменений в законодательстве (в том
числе увеличение сроков и объема реализации программы, изменения содержания и
пр.), введения в действие новых нормативных документов, производится в период,
предшествующий началу реализации образовательной программы (до начала нового
учебного года).
4.5. Внесенные изменения и дополнения в ДООП проходят процедуру
рассмотрения, принятия и утверждения в соответствии с п. 4.1.-4.3. настоящего
Положения.
4.6. Утвержденная ДОП размещается в навигаторе дополнительного
образования Сахалинской области и на официальном сайте МБОУДО ДДТ
г.Долинск.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К Положению о порядке проектирования,
принятия и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ГО «ДОЛИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГОТВОРЧЕСТВА»
г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «_____» ____________ 20 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № ___ от «___» _____ 20 г.
Директор МБОУДО ДДТ г.Долинск
МП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Название программы»
направленность программы/уровневость (если есть)
от ХХ до ХХ лет/на какой возраст рассчитана программа/
Х года/срок реализации/
Автор-разработчик(и): Ф. И.О.,
педагог дополнительного образования
/коллектив авторов
г.Долинск
202Х г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К Положению о порядке проектирования,
принятия и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ
Оформление учебного плана
№ Название
п/п раздела,
темы
Количество часов
теория
Вводное
занятие
Контрольные занятия
Итоговое занятие
Итого
практика
Формы
контроля/
аттестации
всего
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
К Положению о порядке проектирования,
принятия и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ
Оформление календарного учебного графика
Год
обучения
Дата
начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Кол-во
учебных
недель
Кол-во
дней
Кол-во
часов
Режим
занятий