доп_мой долинский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ДОЛИНСКИЙ МО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Г.
ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2025 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 47-ОД от 30.05.2025 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающей программа
«Мой Долинский район»
Уровень программы: стартовый
Направленность программы: туристко-краеведческая
Адресат программы дети от 10 до 13 лет
Срок реализации программы 1 год
Педагог дополнительного образования
Ковыга Анастасия Романовна

г. Долинск
2025

2

Содержание
1. Комплекс основных характеристик ............................................................ 3
1.1 Пояснительная записка................................................................................ 3
1.2. Цели и задачи программы .......................................................................... 4
1.3. Учебный план ............................................................................................... 6
1.4. Содержание программы занятий…………………………………………8
1.5. Ожидаемые результаты ............................................................................ 12
2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 13
2.1. Календарный учебный график ................................................................ 13
2.2. Условия реализации программы........ Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Формы аттестации ................................ Ошибка! Закладка не определена.
2.4. Оценочные материалы ......................... Ошибка! Закладка не определена.
2.5. Список литературы.................................................................................... 14
Приложения ....................................................................................................... 21

3

1. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
ДООП «Мой Долинский район» направленна на патриотическое воспитание
подрастающего поколения посредством участия обучающихся в мероприятиях
краеведческой направленности.
Данная программа представляет собой теоретический и практический курс по
дополнительному образованию детей посредством приобщения их к туристскокраеведческой деятельности. В процессе реализации программы у обучающихся
формируются понятия об окружающем мире, расширяется кругозор, активизируется
познавательная деятельность, а также формируется любовь к родному краю.
Программа знакомит обучающихся с основными направлениями краеведения в
Долинском районе путем внедрения полевого туристского компонента. Большое
внимание уделяется межпредметным связям, позволяющим на практике применять
знания, умения и навыки, приобретаемые детьми в процессе обучения.
Направленность программы – туристско-краеведческая.
Новизна программы состоит в том, что она отличается от других программ
объемом и способами донесения краеведческой информации (исследовательская и
конкурсная деятельность, познавательные игры, праздники, творческие задания).
Важное место в программе отводится практической деятельности обучающихся.
В результате освоения содержания программы, обучающиеся смогут применять
приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историкокультурными объектами города; оценки их эстетической ценности; ориентирования в
своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях, внесших вклад в
развитие и историю города.
Актуальность программы
Краеведение способствует решению главной задачи образования обучающихся
– общему развитию и подготовке к самостоятельной жизни. Изучение краеведения
способствует общему развитию обучающихся, формированию у них познавательного
интереса, расширению кругозора, воспитанию патриотических чувств. Именно
краеведческий материал даёт возможность наглядно, доступно, на близком, родном
языке донести до сознания обучающихся нравственно-правовые знания, нормы и
ценности.
Изучение краеведения позволяет обучающимся в режиме реального времени
прикоснуться к предметам и явлениям окружающей действительности. Знания о
родном крае способствуют формированию более четких представлений о природных
объектах и явлениях, облегчают овладение географическими и историческими
представлениями; освоение культуры, позволяют включить обучающихся в решение
доступных для них проблем окружающей действительности, воспитывают любовь к
Отечеству.
Педагогическая целесообразность
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к
историческому наследию Долинского района средствами краеведческой
деятельности. В программе представлены разнообразные виды деятельности детей,
обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их
применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.
Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания
осуществлялось формирование гражданских навыков у воспитанников через

4

познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через
практические занятия. Содержание познавательного блока составляют
сведения о природе Сахалинской области и Долинского района, истории
образования области и города, людях, населяющих родной край.
Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей,
предусмотрена смена видов деятельности: познавательной, игровой,
творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности
воспитанников способствуют занятия в классной комнате с предметно –
развивающей средой, ориентированной на изучение родного края,
коллективные творческие дела, выставки работ.
Значительное место в программе отводится практической деятельности.
Наряду с традиционными технологиями используются современные методики,
среди которых: технология развивающего воспитания и обучения,
здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные
технологии.
Классификация представленной программы по уровню подготовки –
модифицированная; по цели обучения – познавательная; по форме организации
– групповая; по уровню освоения – стартовая.
Программа направлена на:
– передачу обучающимся базовых знаний о компонентах краеведения
Сахалинской области в общем и Долинского района, в частности, как
инструменте познания окружающего мира;
– развитие устойчивого интереса к окружающему миру – природе,
населению, его истории и культуре;
– формирование у учащихся чувства любви и уважения к родному краю,
а также бережного отношения к его природе и культурно-историческому
наследию;
– формирование и закрепление у учащихся практических умений и
навыков, позволяющих находиться в полевых условиях, взаимодействовать в
коллективе, вести поисковую и исследовательскую деятельность, заниматься
самообразованием и самосовершенствоваться.
1.2 Цели и задачи программы
Целью программы является формирование краеведческих знаний о
Долинском районе Сахалинской области.
Задачи программы:
Предметные:
– знакомство с содержанием и значением основных направлений
краеведения Сахалинской области и Долинского района;
– закрепление и расширение знаний по географии, биологии (в т.ч.
экологии), истории, литературе на основе краеведческого материала;
– знакомство с содержанием природоохранной деятельности
школьников, простейшими способами ведения мониторинга и защиты
окружающей среды;
- обучение основам соблюдения техники безопасности при работе в
помещении и на маршруте.
Метапредметные:
– интеллектуальное и духовно-нравственное развитие обучающихся

5

– развитие творческой, познавательной и созидательной активности
обучающихся;
– формирование интереса к различным краеведческим дисциплинам
посредством межпредметных связей и наглядности изучаемого;
– активизация исследовательских качеств и навыков самостоятельной работы с
источниками у учащихся средствами и методами экскурсионной деятельности и
краеведения;
– развитие логического и абстрактного мышления, устной речи.
Личностные:
– воспитание любви и уважения к природе, населению и историко-культурному
наследию родного края посредством занятия краеведением;
– формирование умения видеть красоту окружающего мира;
– воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние
окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по её изучению, охране;
– воспитание чувства коллективизма, культуры совместного труда,
взаимопомощи и общения;
– формирование потребности в здоровом образе жизни и стремления к новым
знаниям.
Адреса программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 10-13 лет, Наполняемость
группы до 10 человек, набор детей свободный.
Занятия можно проводить с полным составом обучающихся, а также группами
или индивидуально. Теоретические занятия проводятся в аудиторных условиях.
Практические занятия составляют не менее 50% общего количества часов, проходят в
помещении и на местности, в т.ч. на маршрутах.
При составлении программы были учтены возрастные и психологические
особенности детей по восприятию и усвоению материала, их физические
возможности. Работа в объединениях основывается в первую очередь на интересе и
любознательности обучающихся.
Формы занятий
– Теоретические занятия (беседы, лекции, семинары).
– Индивидуальные практические занятия (выполнение самостоятельных,
проверочных, технических, творческих заданий).
– Групповые практические занятия (работа в группах или с полным составом
учащихся)
– Полевые работы (учебные экскурсии, проведение маршрутных краеведческих
наблюдений и экологических акций на территории Долинского района).
– Проверочные работы (обработка полевых краеведческих материалов, занятия
со специальной литературой, коллекциями, рисунками, фотографиями, планами,
картами, дневниками наблюдений и др.)
– Конкурсы творческих работ, викторины, соревнования и другие мероприятия.
– Игровые формы (закрепление знаний, умений и навыков в процессе
настольных, подвижных, интерактивных, квестов).
Форма обучения: очная, с возможностью применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методы обучения:
– информационно-познавательный;
– практически-прикладной;

6

– проблемно-поисковый;
– творческий.
Типы занятий:
– информационно-познавательный;
– мотивационно-стимулирующий;
– творческий;
– комбинированный.
Формы организации деятельности:
– индивидуальная;
– работа в группах.
Объем и сроки освоения программы
период
Продолжительность Кол-во
Кол-во
занятия в ч
занятий в часов
неделю
неделю
1 год
2
2
4

№
п/п

1.3. Учебный план
Раздел, тема занятия

Количество часов
теория практика

1

2

3
4

5
6

Кол-во
в недель
36

Форма
контроля

Кол-во ч. в
год
144

аттестации/

всего

Раздел 1. Вводная часть
Вводное занятие. Основные
2
2
направления
краеведения
Долинского района
Раздел 2. Географическое краеведение
Физико-географические
2
4
6
Работа с картой
особенности
Опрос
Долинского района
Топонимика
Долинского
2
4
6
Презентация
по
района
заданной теме
Хозяйство
и
экономика
2
4
6
Выпуск
газеты
Долинского
района.
«Производственный
Экскурсия на хлебокомбинат
Долинск»
города Долинск.
Раздел 3. Историко-этнографическое краеведение
Первые
путешествия
на
2
2
4
Реферат
Дальний Восток
Прошлое Долинского района.
2
2
4
Оформление
«ленты
Экскурсия
в
Долинский
времени»
историко-краеведческий
музей

7

7

Период
Карафуто.

губернаторства

6

10

16

8

Военная история Долинского
района

2

2

4

9

Долинский район в историях
и лицах

2

2

4

10

Обзорная
экскурсия
по
4
4
Фотоквест
«Мой
Долинску
любимый город»
Просмотр
тематического
1
1
2
Викторина
видеофильма «Долинск»
Раздел 4. Биологическое краеведение
Растительный и животный
4
4
8
Практическая работа с
мир Долинского района.
фотоматериалами,
Настольная
игра
гербариями,
«Зооследопыт»
определителями
растений и животных
Экскурсия в лесопарковую
4
4
Заполнение
дневника
зону города Долинска
наблюдений

11

12

13

14
15
16

17

18

19

Работа
с
фондом
материалов по истории
Сахалина
периода
губернаторства
Карафуто
Интервью с ветеранами,
проживающими
в
Долинском районе.
Встреча со старожилами
Долинского района

Раздел 5. Литературное и художественное краеведение
Долинский район в прозе и
2
4
6
Эссе «Творческий
поэзии
Долинск»
Экскурсия
в библиотеку
4
4
им.Лебкова
Творческая
встреча
в
4
4
поэтическом клубе «Лира»
Раздел 6. Изготовление сувениров
Инструменты и материалы.
1
1
2
Опрос
Физические
свойства
материалов
Выполнение композиции из
1
1
2
Выполнение творческой
простых
элементов
по
работы
шаблону.
Применение в композиции
2
2
4
нескольких элементов.

20

Локальный
оттенки.

цвет

и

его

2

2

4

21

Применение
техники
конкретном изделии

в

2

6

8

22

Знакомство
с
«аппликация».

приемом

1

1

2

Выполнение творческой
работы

Выполнение творческой
работы

8

23

Декорирование изделий

2

24

Выполнение
композиции.

многослойной

2

4

6

Создание
электронного
журнала «Мой Долинский
район»
Итоговое занятие.

-

6

6

Презентация журнала

-

4

4

Поход

25

26

27

28
29

30

4

6

Выполнение
многослойной
композиции.
Знакомство с фактурами.
2
4
6
Знакомство с
Способы
выполнения
фактурами. Способы
различных фактур.
выполнения различных
фактур.
Соединение
фактур
и
2
4
6
Соединение фактур и
природных форм.
природных форм.
Выполнение
композиции
Интерпретация
природных
2
4
6
Интерпретация
фактур.
Выполнение
природных фактур.
композиции
Выполнение
композиции
«Пасхальное чудо».
Раздел 7. Итоговые мероприятия
Написание
практической
2
2
Проверочная работа
работы по пройденным темам

ИТОГО

144

1.4. Содержание программы занятий
Раздел 1. Водная часть
1. Вводное занятие. Сбор сведений о группе, знакомство, обсуждение плана и
расписания занятий, организация рабочего процесса, дисциплина и
субординация в объединении.
Основные направления краеведения Долинского района. Значение
краеведения, его место в системе наук (на примере школьных предметов).
Понятие «комплекс» в краеведении. Историческое, географическое,
этнографическое, биологическое и литературное направления краеведения в
Долинском районе как основные его компоненты. Неразрывная связь
краеведения и туризма, значение умения ходить в походы для эффективного
изучения родного края. Поисково-исследовательский компонент краеведения,
его особенности, методы. Краеведческие печатные издания области. Союз
краеведов России: краткая история и значение существования организации.
Раздел 2. Географическое краеведение
2. Физико-географические особенности родного края. Современное
географическое положение Сахалинской области и Долинского района,
крайние точки, рельеф, водные ресурсы, полезные ископаемые, климат
островного региона.

9

Практические занятия: работа с картой.
3.
Топонимика Долинского района. Понятия «топография» и
«топонимика». Особенности топографических карт Долинского района. Виды
топонимов.
Происхождение
названий
островов,
имена
знаменитых
путешественников, учёных, писателей, героев военных лет на карте Долинского
района. Запечатление особенностей живой и неживой природы в названиях на картах
области.
Практические занятия: презентация по заданной теме.
4.
Хозяйство и экономика Долинского района. Основные отрасли
экономики Долинского района. Хозяйственные районы Долинского района,
сельскохозяйственные и промышленные объекты, экскурсия на хлебокомбинат
города Долинска.
Практические занятия: выпуск газеты «Производственный Долинск».
Раздел 3. Историко-этнографическое краеведение
5.
Первые путешествия на Дальний Восток.
Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и
русские землепроходцы. Сначала - в 1646 г. - экспедиция В.Д.Пояркова открывает
северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании
Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и
постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству.
Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо. В
конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под
командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона. С их работой
связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Свой вклад в эту
теорию внес и российский мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г.
безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил
Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом
и материком. За открытиями Невельского последовало присоединение Сахалина к
России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В
1869-1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С начала XIX в. Сахалин и
Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 18061807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены
японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского
мореплавателя В.М.Головнина.
Практическое занятие: работа с проверочными карточками. Доклады учащихся
о мореплавателях.
6.
Прошлое Долинского района. Археология как историческая
дисциплина. Данные о древнем населении Долинского района: его происхождение,
культуры, хозяйство и быт. Необходимость соблюдения закона «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации» во время историко-краеведческих путешествий.
Практические занятия: оформление «ленты времени» (таймлайн, хронология,
история).
7.
Период губернаторства Карафуто. Рассказ о губернаторстве
Карафуто.
Практические занятия: Экскурсии к воротам Тории в п. Взморье, на Бывший
бумажный завод, осмотр Школьных павильонов и др.
8.
Военная история Долинского района

10

Освобождение Южного Сахалина советскими войсками В августе 1945
года. Вхождение в состав СССР указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 5 июня 1946 года Отиай был преобразован Долинский район. В
1946-1948 годах советской администрацией была проведена. Репатриация
японского населения, и массовое переселение советских людей. В Долинском
районе 1947 году насчитывалось 29 различных населенных пунктов.
Практические занятия: интервью с одним из ветеранов, проживающим в
Долинском районе.
9.
Долинский район в историях и лицах. Основание селения
Галкино-Врасское Облик Отиай конца XIX в., уклад жизни первых поселенцев.
События 1945 г. в истории города. Советский период истории города.
Современный Долинск: административное устройство, население, рост
застройки. Достопримечательности – свидетели старины и новые объекты на
карте города.
Практические занятия: встреча со старожилом г. Долинска.
10.
Обзорная экскурсия по Долинску
Маршруты экскурсий:
Бывший японский дендрарий – парк «Дружба» - скейт-парк.
Водопады восточного побережья на север от мыса Острый.
Мемориал ВОВ в Долинске – Аллея славы танк Т-34 - памятники
японской архитектуры первой половины ХХ века.
Практические занятия: фотоквест «Мой любимый город».
11. Просмотр слайд шоу «Долинск».
Слайд шоу с историческими фотографиями Долинского района.
Практические занятия: викторина после просмотра видеофильма.
Раздел 4. Биологическое краеведение.
12. Растительный и животный мир Долинского района.
Понятия флоры, фауны, видового разнообразия. Растительность: её
отличие от флоры, основные типы в Долинском районе. Мхи, лишайники,
ядовитые, лекарственные, пищевые, декоративные растения. Растения моря, их
значение для морской экосистемы, использование человеком. Типичные
представители современной наземной и морской фауны района:
млекопитающие (хищники, ластоногие, парнокопытные, грызуны и др.), птицы,
рыбы, насекомые. Экологические взаимосвязи в живом мире.
Практические занятия: практическая работа с фотоматериалами,
гербариями, определителями растений и животных.
13.
Экскурсия в лесопарковую зону города Долинска
Янтарный парк - второй по величине, после парка им. Ю.А.Гагарина в
областном центре. Известен с довоенного времени. Плавно переходит в лесной
массив на востоке Долинска. После реконструкции приведены в порядок аллеи
и дорожки, лыжные и лыже-роллерные трассы. Излюбленное место для
лыжников зимой и отдыхающих в летнее время.
Практические занятия: заполнение дневника наблюдений
Раздел 5. Литературное и художественное краеведение
14. Долинский район в прозе и поэзии. Сущность литературного
краеведения – эмоциональное восприятие и осознание окружающего мира
через призму литературного творчества.

11

Практические занятия: доклады обучающихся о выбранных авторах или
литературных произведениях; творческая встреча с поэтами, поэтамипесенниками.
15
Экскурсия в библиотеку им. Лебкова
Практические занятия Знакомство с творчеством наиболее известных
писателей и поэтов Долинского района – Лебков Евгений Дмитриевич, Галина
Дудина, Анатолий Гаркавцев, Виктор Горобец и др.: краткие биографии,
произведения, основные темы и сюжеты.
16
Творческая встреча в поэтическом клубе «Лира»
Практическая часть: Эссе «Творческий Долинск».
Раздел 6. Изготовление сувениров
17
Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.
Знакомство с инструментами и материалами, их физическими свойствами,
областью применения. Техника безопасности
18
Выполнение композиции из простых элементов по шаблону.
Понятие «Композиция», работа с шаблонами
Практические занятия: составление композиции
19
Применение в композиции нескольких элементов.
Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие
наблюдательности, фантазии, образного мышления
Практические занятия: составление композиции
20
Локальный цвет и его оттенки.
Получение оттенков цвета посредствам смешивания. Знакомство с техникой.
Работа по шаблону. Развитие образного мышления, способность передать характер
формы.
Практическая работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и
цвету.
21
Применение техники в конкретном изделии
Практические занятия: выполнение творческой работы
22
Знакомство с приемом «аппликация».
Знакомство с техникой «аппликация». Формирование умения равномерно
вырезать различные формы.
Практические занятия: составление композиции
23
Декорирование изделий
Практические занятия: составление композиции
24
Выполнение многослойной композиции.
Практические занятия: составление композиции
25
Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.
Оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы,
ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов
(стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий.
Использование мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и
др.
Практическая работа: подбор различных приспособлений и материалов.
26
Соединение фактур и природных форм.
Интерпретация природных фактур. Выполнение композиции «Пасхальное
чудо». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики.

12

Практическая работа: работа с иллюстративным материалом, подбор
фотографий, открыток для работы в материале.
27
Интерпретация природных фактур. Выполнение композиции
Интерпретация природных фактур. Выполнение композиции. Развитие
наблюдательности, фантазии, мелкой моторики.
Практическая работа: работа с иллюстративным материалом, подбор
фотографий, открыток для работы в материале.
Раздел 7. Итоговые мероприятия
28. Написание практической работы по пройденным темам
Практические занятия: Проверочная работа.
29. Создание электронного журнала «Мой Долинский район»
1. «Мозговой штурм».
2. Сбор материала.
3. Верстка журнала.
Практические занятия: презентация журнала.
30
Итоговое занятие. Однодневный поход
1.5 Планируемые результаты
Предметные:

Знает
физико-географическую,
и
территориальноадминистративную карты Долинского района;

Знает государственные символы Сахалинской области и символы
Долинского района;

Знает особенности растительности, флоры и фауны региона, ярких
представителей Красной книги Сахалинской области и её значение;

Знает основные события истории региона и Долинского района и
его современные тенденции, имена известных учёных, путешественников,
деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение региона;

Знает виды и местоположение основных памятников истории и
культуры Долинского района;

Умеет ориентироваться по географическим картам Сахалинской
области, ориентироваться на местности в пределах города Долинска и
городского округа;
Метапредметные:
Знает правила безопасности при нахождении в живой природе и на
городских экскурсионных маршрутах, во время работы с научным, лабораторным
оборудованием и полевыми материалами;

Знает принципы и значение экологических взаимосвязей в
окружающем мире, принципы природоохранной деятельности и условия
рационального природопользования;

Знает современные произведения писателей, поэтов, музыкантов,
художников Сахалинской области и Долинского района;

Умеет осуществлять направленный поиск информации в печатных
источниках и сети Интернет;

Умеет бережно относиться к природе, историко-культурному
наследию родного края;

13


Умеет создавать и бережно хранить семейные архивы, простейшие
коллекции краеведческих экспонатов для школьного музея или музейной комнаты;
Личностные:

Умеет ориентироваться в особенностях традиционной культуры
коренных народов и национальных элементов населения Сахалинской области;
Активно
занимается
творческой,
поисковой,
исследовательской
деятельностью;

Ответственно относится к состоянию окружающей среды и стремится к
её изучению и охране;

Знает и уважает природу и историко-культурное наследие родного края;

Толерантно относиться к представителям любых национальностей,
проживающих в области;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
обучения начала
занятий
1
01.09.2025

Дата
окончания
занятий
31.05.2026

Кол-во
Кол-во
учебных занятий
недель
36
72

Кол-во Режим
часов
занятий
144

2ч /2 раза в
неделю

2.2. Условия реализации программы.
•
•
•

Методическое обеспечение программы.
Таблицы, технологические карты;
Фото-видеоматериал;
Кабинет оформлен и оборудован таким образом, чтобы пребывание в
творческом объединении было комфортным для обучающихся.

Материально-технические условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материальнотехнические условия:
 Кабинет оборудован мебелью (столами стульями) в соответствии с
требованием санитарных норм, шкафами, наглядными пособиями,
оборудованием для проведения занятия.
 Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении,
выполнения рисунков и картографических заданий (тетради, альбомы,
миллиметровая и мелованная бумага, ручки, карандаши, линейки, ластики,
транспортиры, циркули, фломастеры);
 Наглядные пособия (фотографии, схемы, учебные плакаты, карты, планы
местности, рисунки, гербарии, экспонаты краеведческих коллекций,
иллюстрации справочников и т.д.);
 Настольные игры производства Сахалинской областной общественной
организации
«Клуб
«Бумеранг»»:
«Фиторазминка»,
«Зооследопыт»,

14

«Подводное мемори», «Птицы Сахалина», «Заповедные территории
Сахалинской области».
•
Местные краеведческие печатные издания (периодика, сборники)
статей, монографии, альбомы, справочники, художественная литература и т.д.);
•
Компьютер (ПК или ноутбук), теле- и видеоаппаратура,
мультимедиа-проектор;
•
Электронные средства обучения: мультимедийные энциклопедии,
презентации, видеоматериалы, аудиозаписи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
«Мой
Долинский
район»
обеспечивается
педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или
высшее
образование,
соответствующее
туристко-краеведческой
направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.3. Формы контроля
Для проверки знаний, умений и навыков могут быть использованы
следующие формы индивидуальной или групповой работы:

письменные или устные контрольные упражнения описательного
характера, позволяющие понять адекватность восприятия и умение
использования вербальных форм осмысления изученного материала;

ролевые игры-погружения, игры-квесты;

создание тематического проекта, презентации на определенную
тему;

тестовые задания для проведения контрольных срезов знаний по
отдельным темам, модулям программы, для выявления результатов
теоретического освоения всей программы.
2.4. Критерии оценивания
Уровень
Критерии оценивания устного выступления
высокий Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на
вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе,
предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис,
приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения),
демонстрируя знание проблематики и обоснованность суждений;
фактические ошибки и неточности в ответе отсутствуют.
средний Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и, отвечая на
вопрос, обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе,
предлагает свое объяснение ее смысла, ограничиваясь только тезисом,
не связывая его с проблематикой и/или допускает 1-2 фактические
неточности.
низкий
Учащийся обнаруживает понимание специфики задания и понимание
проблемы, предложенной в вопросе, но отвечает на вопрос
поверхностно, не связывая его с проблематикой и/или допускает более
двух фактических неточностей.

15

Уровень
Критерии оценивания оформления письменных работ
высокий В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета. 1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
средний В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов. 2
орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
низкий
В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов. 4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2. Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.05.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
5. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
6. Письмо Министерства образования Сахалинской области по
проектированию программ ДО 11.12.2023 г. № 3.12 ВН-5709 «О направлении
методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ"
7.
Методические рекомендации по проектированию и реализации
дополнительной общеразвивающей программы, реализуемой в Сахалинской области,
согласованные директором ГБУ «Областной центр внешкольной воспитательной
работы» Сазоновой Н.Г., директором ГБУ «Региональный центр оценки качества
образования Сахалинской области» Песковой Н.А., ректором ГАОУ ДПО «Институт
развития образования Сахалинской области» им. Заслуженного Учителя РФ В.Д.
Гуревича Химиченко А.А.
8.
Муниципальные правовые акты;
9.
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;

16

2.5. Рекомендуемый список литературы
1.
Авдусин Д.А. Основы археологии. – М.: Высшая школа, 1989.
2.
Айны: Проблемы истории и этнографии. (Этнографические
исследования Сахалинского краеведческого музея. Выпуск VI). – Препринт. –
Южно-Сахалинск: ИМГиГ ДВО АН СССР, 1988. – 182 с.
3.
Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователейкраеведов (из опыта работы Санкт-Петербургского историко-краеведческого
научного общества учащихся) // Российский вестник детско-юношеского
туризма и краеведения. - № 4. – 2002. – С. 27-32.
4.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества:
Учеб. для вузов по спец. «История». – М.: Высшая школа, 1990.
5.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический
практикум школьника: Методическое пособие для учителя. – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
6.
Баркалов В.Ю., Таран А.А. Список видов сосудистых растений
острова Сахалин // Растительный и животный мир острова Сахалин
(Материалы международного сахалинского проекта). - Владивосток:
Дальнаука, 2004. - С. 37-66.
7.
Берлянт А.М., Гедымин А.В., Кельнер Ю.Г. и др. Справочник по
картографии. – М.: Недра, 1988. – 428 с.
8.
Биологические экскурсии: Кн. для учителя / И.В. Измайлов, В.Е.
Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
9.
Боголюбов А.С. Комплексные исследования на ландшафтном
профиле. – М.: «Экосистема», 2000. – 12 с.
10. Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской
области. – Южно-Сахалинск, 1983. – 144 с.
11. Браун В. Настольная книга любителя природы. – Л.:
Гидрометеоиздат, 1985. – 280 с.
12. Бруднов А. Учебно-исследовательская работа школьников //
Воспитание школьников. - № 3. – 1996. – С. 5-7.
13. Васильевский Р.С., Голубев В.А. Древние поселения на Сахалине.
Сусуйская стоянка. - Новосибирск: Наука, 1976.
14. Веднёва С.А. Литература Сахалина и Курильских островов:
учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлениям 45.03.01 «Филология», профиль «Отечественная филология
(русский язык и литература)» / Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»; [С.А. Веднёва и др.]; отв. ред.
Е.А. Иконникова. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. - 257 c.
15. Ведомственные музеи Южно-Сахалинска: Справочное издание /
Сост. А.П. Уткина. – Южно-Сахалинск, 2011. – 43 с.
16. Гальцев-Безюк С.Д. Топонимический словарь Сахалинской
области. – Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство, 1992. –
218 с.
17. География Сахалинской области: учебное пособие / под ред. Н.Л.
Литенко. – Южно-Сахалинск. 1992. – 161 с.
18. Голубев В.А., Лавров Е.Л. Сахалин в эпоху камня. – Новосибирск:
Наука, 1988.

17

19. Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.А. Бурый медведь Камчатки: краткое
практическое пособие по экологии и предотвращению конфликтов. – ПетропавловскКамчатский, 2005. – 64 с.
20. Дубкова С.И., Засов А.В. Звёздное небо. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,
2010. – 64 с.
21. Елинек Ян. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. –
Прага: Артия, 1983.
22. Елисеева К.Н., Челноков А.С. Естественнонаучная подготовка
школьников
к
туристско-краеведческим
соревнованиям
(методические
рекомендации). – Южно-Сахалинск: ОАО «Сахалинская областная типография»,
2016. – 20 с.
23. Ерёмин В.М., Ефанов В.Н. Экология. Справочное пособие. – ЮжноСахалинск, 2009. – 255 с.
24. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Геологическое
прошлое острова Сахалин / Сост. Матюшков Г.В., Соловьёв А.В., Мельников О.А. Южно-Сахалинск: Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский
областной краеведческий музей», 2014. – 124 с.
25. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Коренные
народы / Сост. Т.П. Роон. – Южно-Сахалинск: Государственное бюджетное
учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей», 2010. – 67 с.
26. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Насекомые /
Авторы-составители Клитин А.К., Вертянкин А.В. – Южно-Сахалинск:
Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной
краеведческий музей», 2011. – 196 с.
27. Занимательное проектоведение. Практическое пособие. – Часть 1. От
идеи до проекта / «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД.». – 32 с.
28. Занимательное проектоведение. Практическое пособие. – Часть 2.
Информационное сопровождение проектов / «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани
ЛТД.». – 32 с.
29. Зориков П.С Ядовитые растения леса: учеб. пособие. – Владивосток:
Дальнаука, 2005. – 120 с.
30. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времён до
начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
региона по специальности «история» / М.С. Высоков, А.А. Василевский, А.И.
Костанов, М.И. Ищенко. Ответственный редактор д.и.н. М.С. Высоков. – ЮжноСахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2008. – 712 с.
31. Климат Долинска/ Под ред. канд. геогр. наук Ц.А. Швер, Д.Ф. Лазаревой.
– Л.: Гидрометеоиздат, 1982. – 256 с.
32. Клитин А.К. Вновь открывая Сахалин: с рюкзаком по Сахалину и
Курильским островам. – Южно-Сахалинск: Издательство «Приамурские ведомости»,
2015. – 304 с.
33. Клитин А.К. Хроника географических заблуждений // Вестник
Сахалинского музея. Ежегодник областного государственного учреждения культуры
«Сахалинский государственный областной краеведческий музей». - №16. - ЮжноСахалинск, 2009. – 443-450 с.
34. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. –
М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
35. Куприн А.М. На местности и по карте. – М.: Недра, 1982. – 111 с.

18

36. Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 1987. – 143 с.
37. Курилова В.И. Туризм. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
38. Летопись Долинска: 1882-2007. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. / Сост.
А.Т. Кузин. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2007. –
535 с.
39. Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской
области. – Южно-Сахалинск: Дальневосточное книжное издательство,
Сахалинское отделение, 1983. – 144 с.
40. Махлин М.Д. Жизнь в солёной воде. – СПб.: «А.В.К. - Тимошка»,
2003. – 96 с.
41. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1973. – 320 с.
42. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для
учителей / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под
ред. Н.С. Борисова. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
43. Методические рекомендации по организации и проведению
туристских походов выходного дня / Сост. К.Н. Елисеева. – Южно-Сахалинск,
2016. – 24 с.
44. Методические рекомендации по организации и проведению
туристских походов с обучающимися (Текст) / Под общ. ред. М.М.
Бостанджогло. – Министерство образования и науки Российской Федерации,
ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения
Российской Федерации». – М.: Изд-во «Канцлер», 2015. - 24 с.
45. Методы естественных наук в археологическом изучении древних
производств на Дальнем Востоке СССР [Сборник научных трудов]. –
Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1986.
46. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. – Вып.
3. – Ч. I: Метеорологические наблюдения на станциях. – Л.: Гидрометеоиздат,
1985. – 300 с.
47. Наставление по оказанию первой помощи раненым и больным. –
М.: Военно-медицинская академия, 2000.
48. Недра Сахалинской области. – Южно-Сахалинск: ООО
«Издательство «Приамурские ведомости»», 2013. – 120 с.
49. Хлатин С.А. Я иду по лесу. – М.: Изд-во «Лесная
промышленность», 1973. – 144 с.
50. Хрестоматия по физической географии Сахалинской области.
Учебное пособие для учителей и учеников средней школы / Сост. З.Н.
Хоменко.
–
Южно-Сахалинск:
Издательство
Южно-Сахалинского
педагогического института, 1994. – 131 с.
51. Через тернии к звёздам… Сборник методических материалов по
основам астрономии. – Южно-Сахалинск: СООО «Экологический центр
«Родник»», 2015. – 40 с.
52. Шевякова Н.Н. Сахалинская область (Методическая разработка
уроков по теме «Своя область»). – Южно-Сахалинск, 1993. – 46 с.
53. Южно-Сахалинск: взгляд сквозь годы / Составитель С. Федорчук.
– Изд. второе, доп. – Южно-Сахалинск, 2013. – 175 с.

19

Методические, образовательные и познавательные ресурсы сети Интернет
1
http://70let.sakhalin.info/?div=menu – История Сахалинской области.
2
http://www.ammonit.ru/place/popfotos/338.htm
Палеонтологический
портал «Аммонит.ру». Сахалинская область, палеонтологические фотографии.
3
http://www.apus.ru/site.xp/049051053052055.html - Сахалин: Птицы
Сахалина (с описанием).
4
http://astv.ru/city/sakhhistory - АСТВ.ру. Сахалин исторический.
5
http://www.balonline.ru/a.html - Обитаемый остров. Топонимический
словарь Сахалинской области.
6
http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-ikuril/multemediinie-diski/Drevesnue/putevod.htm - Прогулки по сахалинскому лесу.
7
http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-ikuril/multemediinie-diski/OOPT/2%20sakh.htm – Заповедные территории. Особо
охраняемые природные территории Сахалинской области.
8
http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-ikuril/multemediinie-diski/red%20book/an/index1.htm - Красная книга Сахалинской
области. Официальное издание. Том Животны
9
http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-ikuril/multemediinie-diski/red%20book/pl/index2.htm - Красная книга Сахалинской
области. Официальное издание. Том Растения.
10
http://www.ecosystema.ru/ - Экологический центр «Экосистема».
Экологическое образование детей и изучение природы России.
11
http://kurilskiy.ru/ - Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Государственный природный заповедник «Курильский»».
12
http://www.plantarium.ru/ - Определитель растений on-line. Открытый
атлас растений России и сопредельных стран.
13
http://sakhalin-znak.ru/ - Фалеристика Сахалинской области.
http://sakhscape.ru/ - Фотографии природы и птиц Сахалина. Сайт сахалинского
фотографа Евгения Кузьменко.
14
https://skr.su/news/?rubric=75&page=0 – Сахалин и Курилы. Писатели
Сахалина.
15
http://turcentrrf.ru/ - Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения.
16
http://tyr-zo.narod.ru/met2.html - Нормативные документы по детскоюношескому туризму.
17
http://www.xn----etbc4apajmbn0i.xn--p1ai/
(www.друг-лосось.рф)
–
Сохраним лосося вместе!
18
http://yuzhno-sakh.ru/dirs/1177 - Официальный сайт администрации
города Южно-Сахалинска. Памятники культуры и мемориалы.
19
http://www.zapovednik-65.ru/ - Поронайский заповедник.

20

Приложение 1
Книги для обучающихся о путешествиях, исследованиях и приключениях
I. Художественная литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Ананян В.С. На берегу Севана (1946)
Ананян В.С. Пленники Барсова ущелья (1953)
Бабаков Г.А. Тигр наступает (1965)
Верн Жюль. Пятнадцатилетний капитан (1878)
Верн Жюль. Таинственный остров (1874)
Верн Жюль. Школа Робинзонов (1882)
Голицын С.М. Сорок изыскателей (1989)
Головина Г.И., Горбунов Н.С. Белая таёжка (1980)
Дефо Даниэль. Робинзон Крузо (1719)
Донченко О. Карафуто (1940)
Иванов Ю.Н. Сестра морского льва (1974)
Кервуд Джеймс Оливер. Золотая петля (1921)
Кервуд Джеймс Оливер. Золотоискатели (1909)
Кервуд Джеймс Оливер. Охотники на волков (1908)
Конан-Дойл Артур. Затерянный мир (1912)
Новиков В.А. Ущелье белых духов (1967)
Обручев В.А. Земля Санникова (1926)
Пальман В.И. Кратер Эршота (1958)
Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
Сигунов П.Н. Чернушка (1984)
Федосеев Г.А. Злой дух Ямбуя (1966)
Федосеев Г.А. Пашка из Медвежьего лога (1967)
Фомин Л.А. Мы идем на Кваркуш (1966)
Чуковский Н.К. Водители фрегатов (1986)
Яровой Ю.Е. Высшей категории трудности (1967)

II. Документальные, научно-художественные и познавательные книги:
1.
Амундсен Р. Южный полюс (1912)
2.
Аракчеев Ю. Луна над пустыней (1980)
3.
Арсеньев В.К. Дерсу Узала (1923)
4.
Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю (1921)
5.
Бенк II Т.П. Колыбель ветров (1956)
6.
Бестон Г. Домик на краю земли (1928)
7.
Бомбар А. За бортом по своей воле (1953)
8.
Даррелл Дж. Земля шорохов (1958)
9.
Даррелл Дж. Под пологие пьяные леса (1955)
10. Даррелл Дж. Поймайте мне колобуса (1965-68)
11. Даррелл Дж. Три билета до Эдвенчер (1950)
12. Клитин А.К. Вновь открывая Сахалин: С рюкзаком по Сахалину и
Курильским островам (2013)

21

13. Кублицкий Г. По материкам и океанам (1950)
14. Кублицкий Г. Фритьоф Нансен. Его жизнь и необыкновенные
приключения (1955-57)
15. Кублицкий Г.И. Весь шар земной… (1986)
16. Лендж Э. В джунглях Амазонки (1958)
17. Лондон Дж. Путешествие на «Снарке» (1911)
18. Малов В.И. Затерянные экспедиции (1980)
19. Месснер Р. Хрустальный горизонт. Через Тибет – к Эвересту (1980)
20. Пармузин Ю.П. Осторожно - пума! Записки географа (1973)
21. Пристли Р. Антарктическая одиссея (1915)
22. Старостин М.Н. По голубому Гангу (1967)
23. Тенцинг Норгей, Ульман Дж.Р. Тигр снегов (1957)
24.
Хауэлз В. Курс – одиночество (1966)
25.
Хейердал Т. Путешествие на «Кон-Тики» (1948)

Приложение 2

Воспитательный компонент
Дата

Наименование
мероприятия
Сентябрь Родительское
собрание
Сентябрь, Акция «Подарок в
Декабрь, каждый дом»
Февраль,
март, май
Февраль Конкурс «Остров
Сахалин»
Май
Конкурс
«Портфолио»

Содержание

Место проведения

Начало учебного года, МБОУДО ДДТ
содержание деятельности г.Долинск
Изготовление сувениров
МБОУДО ДДТ
г.Долинск
Презентация творческих
работ
Оформление
и
презентация проектов

МБОУДО ДДТ
г.Долинск
МБОУДО ДДТ
г.Долинск


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».