программа Бумажные фантазии 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
МО ДОЛИНСКИЙ МО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
Протокол № 3
От 30.05.2025 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУДО ДДТ г.Долинск
__________________Община Г.А
Приказ № 47-ОД от 30.05.2025 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажные фантазии»

Программа художественной направленности
Уровень освоения: последовательная
для обучающихся в возрасте от 7 - 10 лет,
срок реализации программы 2 года

Минханова Александра Егонивна
Педагог дополнительного образования

г. Долинск
2025 год

Комплекс основных характеристик
1. Целевой раздел:
Пояснительная записка

3

2. Содержательный раздел:

4

Учебно-тематический план стартового уровня1 года обучения

8

Содержание программы 1 года обучения

10

Учебно-тематический план базового уровня 2 года обучения

14

Содержание программы 2 года обучения

16

Календарно-учебный график

19

3. Комплекс организационно-педагогических условий

19

Материально-техническое обеспечение

19

Список литературы

21

Приложения

23

2

Пояснительная записка
Программа «Бумажные фантазии» относится к художественной
направленности и является модифицированной. ДПИ. Данная программа была
разработана на основе программ:

дополнительной образовательной программы «Декор». Автор –
Замостьянова Елена Владимировна;

программа «Бумажные фантазии» (в сокращенном виде) для кружка
конструирования из бумаги на 2 года обучения. Автор – Шабунина Ирина
Александровна.
Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 10 лет, относится к
художественной направленности.
Актуальность программы обусловлена тем, что на занятиях дети работают
руками, приучаясь к точечным движениям пальцев под контролем сознания,
развиваются творческие способности детей.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет максимально
интегрировать самые разные виды и техники декоративно-прикладного творчества.

Объем и срок реализации программы
Период

Продолжительность
занятия, ч

Кол-во
часов в
неделю, ч
4

Кол-во
недель

2

Кол-во
занятий в
неделю
2

36

Кол-во
часов в
год, ч
144

1 год
обучения
2 год
обучения
Итого

3

2

6

36

216

72

360

Объем программы составляет 360 часов.
Программа «Бумажные фантазии» предусматривает два уровня сложности:
стартовый (ознакомительный) и базовый.
Технология обучения предполагает создание педагогических условий для
включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его
ближайшего развития. Поэтому новый вариант программы предусматривает два
уровня освоения материала: стартовый и базовый, содержание каждого из
последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня. Включает
комплект практических заданий с разной степенью сложности.
Стартовый уровень (первый год обучения) рассчитан на ознакомление с
различными видами бумаги и получения базовых знаний, ознакомление с
инструментарием и работой с доступными материалами. Первый уровень
предполагает приобретение учащимися знания технических приемов, позволяющих
выполнять работу по заданию, четко соблюдая последовательность.

3

Базовый уровень (второй год обучения) предполагает более углубленное
изучение ребенком учебного материала и различный техник, умение самостоятельно
применять полученные знания и навыки при выполнении творческих заданий.
Цель программы: научить обучающихся владеть различными техниками
работы с бумагой: торцевание, оригами, квиллинг.
Задачи программы:
Предметные



обучить
техникам
художественного декоративно-прикладного
творчества – торцевание, квиллинг, оригами.
обучить навыкам изготовления композиций и поделок.

Метапредметные
 развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
 развить творческие способности, нестандартное мышление
изобретательность при решении поставленной задачи.

и

Личностные
 воспитать потребность в эстетическом и художественном наслаждении
от выполненной работы.
 воспитать аккуратность, точность, усидчивость во время работы.
 воспитать потребность в коллективных формах труда и умение
ориентироваться в проблемных ситуациях.
Программа предусматривает очную форму обучения с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы и методы обучения
 по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (фронтальная
работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами),
групповая, индивидуальная;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей —
лекция, семинар, практикум, экскурсия, конференция, мастерская.
 по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний,
практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний.
 Практические - практическая работа.
 Индивидуальная.
 Групповая.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
части. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для
работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна
быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме
и предмете знания.
4

Методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по
образцу);
 практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Основная форма

Образовательная
задача, Методы
решаемая на занятиях
1
2
3
1. Познавательное Передача информации.
Беседа, рассказ, доклад,
занятие
прослушивание,
защита
проектов
2.Практическое
Обучение.
Вырабатывать Упражнения
занятие
по умение
обращаться
с (самостоятельная
работа
отработке
предметами, инструментом, учащихся)
определенного
материалами.
Научить
умения.
применять теорию в практике,
учить трудовой деятельности.
3.
Поиск решения проблемы Исследовательская работа
Самостоятельная
самостоятельно
учащихся.
Создание
деятельность
проекта
детей
4.Творческие
Применение знаний в новых Создание проекта и его
упражнения
условиях. Обмен идеями, защита, временная работа в
опытом
группах
5. Игровая форма Создание
ситуации Короткая
игра,
игразанимательности
оболочка
6. Конкурсы
Контроль знаний, развитие Игра
коммуникативных отношений.
Корректировка
знаний,
умений,
развитие
ответственности,
самостоятельности
7. Выставки
Массовая
информация
и Экспозиция
наглядная
информация,
пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
5

8.
Занятие
–
соревнования
9.
Занятие
–
деловая (ролевая)
игра

Закрепление умений, знаний,
навыков
Усиление мотивации учения,
формирование познавательной
деятельности, углубление и
расширение знаний, перенос
теоретического
учебного
материала в практическую
деятельность
10. Занятие
– Формирование
мотивации,
лекция
установка
на
активное
восприятие
11. Занятие - зачет Подведение итогов, выявление
осознанности
знаний,
повышение ответственности за
результат своего труда
12.
Развитие интереса учащихся к
Интегрированное предмету
занятие

Игра
Урок-путешествие,
урокэкскурсия, урок-интервью,
урок-презентация и т.д.

Индивидуальное
групповое
собеседование.

или
занятие,

Собеседование,
семинар,
конференция, ролевая игра,
обобщение материала в виде
таблиц,
бюллетеней,
стенгазет
13.
Модульное Способствует
Самостоятельная
занятие
пооперационному усвоению деятельность
материала, контроль знаний,
умений,
навыков,
их
коррекция
Формы и методы проведения контроля знаний учащихся
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в
несколько этапов.
1.
Начальный (входящий) контроль знаний.
Предназначен для установления индивидуального уровня обученности
учащихся.
Предварительный (стартовый) контроль знаний проводится в начале года и
носит диагностическую функцию, позволяя выбрать эффективную методику
обучения изучаемого курса.
2. Текущий (констатирующий) контроль.
-тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого курса.
-фронтальная и индивидуальная беседа.
-выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней
сложности.
-игровые формы контроля
6

-участие в конкурсах и мини-выставках работ после прохождения разделов.
3. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения
в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой
работы по собственным эскизам использованием различных материалов (защита
проектов, личные выставки, рефераты)
Конечным результатом освоения программы предполагается участие в
выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Планируемые результаты программы
В результате обучения по данной программе учащиеся демонстрируют
следующие результаты:
Предметные
 знают свойства различных видов бумаги;


владеют технологией изготовления изделий в технике торцевания,
аппликации, оригами, объемного конструирования, квиллинга.

Метапредметные


выполняют различные формы для выполнения изделий в вышеуказанных
техниках;



выполняют технологически верно работы в этих техниках;



изготавливают шаблоны моделей по чертежам;

Личностные
 умеют работать в коллективе;
 обладают трудовыми навыками, аккуратностью, дисциплинированностью.
А также у детей должны быть воспитаны: любовь к труду, аккуратность при
выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской
деятельности, декоративно - прикладному и изобразительному искусству.

7

2. Содержательный раздел
Учебно-тематический план стартового уровня 1года обучения
Задачи стартового уровня: формирование основ и представлений о видах и
техниках работы с бумагой.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СТАРТОВОГО УРОВНЯ
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Количество часов

Название темы
Всего

теория

практика

I. Торцевание
Вводное занятие

1.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности

1.2

Торцевание на пластилине:

1.3

1

1

2

1

1

16

2

14

10

1

9

8

1

7

6

1

5

2


объемное;

плоскостное
Плоскостное торцевание на картоне,
фанере и др. материалах

1.4

Творческая работа – изготовление
открыток, картин, рамок и т.д.

1.5

Объемное торцевание на готовых
формах

Формы
аттестации и
контроля

1.6

Свободное творчество

2

1.7

Творческая работа – изготовление
сувениров, поделок, игрушек и т.д.

10

1

9

Теоретический
тест
по
понятиям.
Диагностика
выполнения
изделий
(наблюдение)

2

II. Квиллинг

2.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности.

2

1

1

2.2

Свойства
бумаги.
История
возникновения
технологии
бумагокручения - квиллинга.

2

1

1

Нарезка полосок для квиллинга.
Основные правила работы.

6

1

5

2.3

Теоретический
тест
по
понятиям.
Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение)

8

Основные
формы
«капля»,
«треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник». Конструирование
из основных форм квиллинга.

8

1

7

Основные
формы.
«Завитки».
Конструирование из основных форм
квиллинга.

4

1

3

Основные формы. «Спирали в виде
стружки».
Конструирование
из
основных форм квиллинга.

10

1

9

2.7

Коллективная работа. Композиция из
основных форм.

8

1

7

2.8

Изготовление простых, несложных
цветов.

8

1

7

2.9

Композиция из цветов.

8

1

7

2.1

Изготовление сувениров. Объёмные
композиции.

10

1

9

2

1

1

2

1

1

2.4

2.5

2.6

0

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного уровня

III. Оригами

3.1

Инструменты и материалы. Правила
техники безопасности.

3.2

Знакомство с техникой «Оригами»

3.3

Изготовление кошки

2

1

1

3.4

Изготовление собаки

2

1

1

3.5

Изготовление лягушки

2

1

1

3.6

Изготовление коробочки

2

1

1

3.7

Изготовление кролика

4

1

3

3.8

Изготовление квадрата

2

1

1

3.9

Изготовление дома, гриба

2

1

1

3.1

Выставка работ

2

1

1

144

28

116

0
всего

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного уровня

В таблице приведен тематический план 1 года обучения, который может
корректироваться.
9

Содержание программы стартового уровня 1 года обучения.
I раздел. Торцевание
Тема 1. «Вводное занятие» (2ч).
Теория: знакомство с программой ТО, её целями, задачами, правилами работы
на занятиях. Правила поведения и соблюдение техники безопасности на занятиях
кружка. Понятие о принципах работы с креповой (гофрированной) бумагой и
инструментами.
Тема 2. «История возникновения техники торцевания. Виды торцевания»
(2ч).
Теория: торцевание – основное понятие. Ознакомление с историей
возникновения техники торцевания. Подготовка и выбор поверхности, бумаги,
инструментов и других материалов к работе. Виды торцевания.
Практика: ознакомиться со способами формирования торцовок. Способы
крепления торцовок к поверхностям.
Тема 3. «Торцевание на пластилине» (16 ч).
 объемное;
Теория: зарисовать эскиз. Основные приемы лепки из пластилина (шарик,
колбаска, замкнутое кольцо). Подготовка поверхности. Крепление на пластилине.
Крепление декоративных элементов.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для
работы. Закрепление бумаги на пластилине. Изготовление цветов из бумаги.
Декоративное оформление изделия.
 Плоскостное:
Теория: зарисовать эскиз. Выбор рисунка, примеры форм изделия.
Практика: выбор и подготовка (нарезка) бумаги и других инструментов для
работы. Закрепление бумаги на пластилине. Декоративное оформление изделия.
Тема 4. «Плоскостное торцевание» (10ч).
 Картина
Теория: выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание
готового изображения на картон (или другую поверхность), копирование при
помощи копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и
уменьшение изображения. Декоративное оформление изделий. Использование
различных несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными
материалами.
Практика: выбор рисунка. Подготовка поверхности к торцеванию. Выбор и
подготовка (нарезка) бумаги. Перенесение изображения на поверхность.
Выполнение картины.
 Открытка.
Теория: выбор сюжета.
Практика: зарисовка контура. Подготовка торцовок.
Нанесение клея. Приклеивание торцовок. Декоративное оформление изделия.
Тема 5. «Творческая работа – изготовление открыток, картин, рамок» (8ч).
Теория: работа по замыслу. Планирование работы. Самостоятельный подбор
инструментов и материалов для работы. Закрепление полученных знаний и умений
по пройденному материалу. Умение подбирать и комбинировать узоры,
декоративные элементы и т.п.
Практика: подготовка поверхности к торцеванию. Выполнение изделия.
10

Тема 6. «Объемное торцевание на готовых формах» (6ч).
 Цыпленок
Теория: квиллинг – определение. Демонстрация поверхности изделия.
Разъединить готовые формы. Сделать отверстие. Закрепить петельки.
Практика: соединение форм. Нарезка торцовок. Приклеивание лапок с
помощью техники квиллинга. Оформление тела цыплёнка.
Тема 7. «Свободное творчество» (2 ч).
Теория: выбор изделия, подпор материалов и инструмента.
Практика: выполнение изделия, оформление изделия.
Тема 8: «Творческая работа - изготовление сувениров, поделок, игрушек»
(10ч).
Теория: выбор и разработка идеи будущего изделия. Закрепление умений
планирования своей деятельности, подбора необходимых инструментов и
материалов для работы.
Практика: закрепление умений торцевания на различных объемных
поверхностях. Использование квилинга, декупажа и других приемов работы для
оформления изделий.
II раздел. Квиллинг
Тема 1. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. (2ч).
Тема 2. «Свойства бумаги. История возникновения технологии
бумагокручения – квиллинга» (2ч).
Теория: квиллинг – основное понятие. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги,
ее виды. Ознакомление с историей возникновения техники квиллинг. Подготовка и
выбор поверхности, бумаги, инструментов и других материалов к работе.
Практика: ознакомится со способами бумагокручения.
Тема 3. «Нарезка полосок для квиллинга. Основные правила работы» (6ч).
Теория: работа с чертежными инструментами. Ширина и длина полосок.
Практика: разметка. Научиться нарезать полоски для квиллинга.
Тема 4. «Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат»,
«прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга» (8ч).
Теория: показать основные формы квиллинга. Примеры различного
применения форм.
Практика: научиться делать основные формы. Сделать открытку в технике
квиллинг.
Тема 5. «Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм
квиллинга» (4ч).
Теория: техника изготовления. Примеры различного применения форм.
Практика: применение формы в композициях.
Тема 6. «Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из
основных форм квиллинга» (10ч).
Теория: Конструирование из основных форм квиллинга. Технология
изготовления.
Практика: применение форм в композициях. Декоративное оформление
изделия.
Тема 7. «Коллективная работа. Композиция из основных форм» (8ч).
Теория: составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием
«композиция». Способы и правила её составления. Выбор композиции.
11

Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники квиллинг.
Тема 8. «Изготовление простых, несложных цветов» (8ч).
Теория: знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
Практика: изготовление простых, несложных цветов.
Тема 9. «Композиция из цветов» (8ч).
Теория: выбор композиции. Примеры различных композиций.
Практика: составить композицию из цветов в технике квиллинг.
Тема 10. «Изготовление сувениров. Объёмные композиции». (10ч).
Теория: показать примеры сувениров в технике квиллинг, выбор изделия
подготовка материалов и инструментов к работе.
Практика: создание объёмных композиций и игрушек в технике квиллинг.
III раздел. Оригами.
Тема 1. «Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности». (2 ч).
Теория: инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
Понятие о принципах работы с бумагой для оригами.
Тема 2. «Знакомство с техникой «Оригами». (2ч).
Теория: что такое оригами? Откуда произошла эта техника? Показать изделия,
сделанные в этой технике.
Практика: научиться складывать лист в базовые формы.
Тема 3. «Изготовление кошки» (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов. Рассказать и показать, как
складывать кошку в технике оригами.
Практика: выбрать цвет кошки. Сложить кошку, склеить тело и голову,
нарисовать мордочку.
Тема 4. «Изготовление собаки» (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов. Рассказать и показать, как
складывать собаку, с двумя видами ушей.
Практика: подобрать цвет собаки. Сложить собак, с разными видами ушей,
нарисовать мордочку.
Тема 5. «Изготовление лягушки». (2ч).
Теория: рассказать и показать, как складывать две разные лягушки.
Практика: выбрать нужный цвет бумаги, из сложить две лягушку, нарисовать
глаза и рот.
Тема 6. «Изготовление коробочки». (2ч).
Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как с двух квадратов сложить коробочку.
Практика: выбрать понравившийся цвет, сложить две половинки коробочки,
склеить ее, украсить бумажными бантиками.
Тема 7. «Изготовление кролика». (4 ч).
Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как складывать кролика. Разрезать ушки.
Практика: выбрать цвет кролика. Сложить тело и голову, склеить их друг с
другом, разрезать ушки и завернуть их, нарисовать мордочку.
Тема 8. «Изготовление квадрата». (2 ч).
12

Теория: подготовка к работе материалов и инструментов. Рассказать и
показать, как сложить из листа объемный квадрат.
Практика: выбрать любой понравившийся цвет. Сложить объемный квадрат.
Тема 9. «Изготовление дома, гриба». (2 ч).
Теория: показать, как из листа сложить дом или гриб.
Практика: сложить дом и гриб на выбор, раскрасить его.
Тема 10. «Выставка работ». (2 ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки детских творческих работ.
Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
 определение торцевание, квиллинг, оригами. Основные определения данных
видов рукоделий.
 виды инструментов и материалов для работы с бумагой
 историю изготовления изделий из бумаги.
 Технологию изготовления изделий из бумаги.
 Свойства материалов, применяемых в данных видах рукоделия.
Учащиеся должны уметь:
 пользоваться инструментами;
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
 точно вырезать заготовки по намеченным линиям;
 уметь создавать поделки из разных видов бумаги;
 воплощать свои замыслы и идеи в процессе создания поделок.

13

Учебно-тематический план базового уровня 2 года обучения
Цель базового уровня: формирование базовых умений и навыков в различных
техниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН БАЗОВОГО УРОВНЯ
2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1
1

2

3

Количество часов

Тема занятия

2
Вводное занятие. Инструменты и
материла. Правила техники
безопасности.
Объемное торцевание на
различных поверхностях

выбор и подготовка формы;

торцевание поверхности;

декоративное оформление
изделия
Коллективная работа в технике
торцевания (картина подсолнухи)

Формы
аттестации и
контроля

Всего

Теория

Практика

3

4

5

2

2

Теоретический
тест
по
понятиям.

22
4
12
6
8

1

1

21

7

20
4

Выполнение творческой работы
«Ваза и цветы»

изготовление вазы

изготовление цветов

5

Изготовление сувенира

6

Изготовление цветов в технике
квиллинг
Изготовление панно в технике
квиллинг

7

8

9

Изготовление шкатулки

Изготовление зверей из
гофрокартона

1
19

10
1
10
1
10

1

9

4

1

3

10

1

9

12

10

1

1

11

9

Теоретический
тест
по
понятиям.
Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение)

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного уровня
14

10

Изготовление цветов из плотной
гофрированной бумаги

6

1

5

11

Изготовление бумажных шаров

6

1

5

6

1

5

6

1
-

5

13

Заготавливаем модули для
пингвиненка
Сборка из модулей пингвиненка

14

Заготавливаем модули для зайца

14

15

Сборка зайца из модулей

10

1

9

116

Коллективная работа «Ваза».
Заготовка модулей для вазы

8

-

8

Сборка вазы

10

1

9

Заготовка модулей для тюльпанов

4

12

17
18
19

Сборка тюльпанов

6

-

14

5

-

10

20

Заготовка модулей для бычка

10

21

Сборка бычка

10

22

Заготовка модулей лебедя

10

-

10

23

Сборка лебедя

10

1

9

24

Выставка работ

2

1

1

216

22

194

Итого

Диагностика
учащихся
в
конкурсах
разного уровня

4

1

1

Диагностика
выполнении
изделий
(наблюдение)

9

В таблице приведен тематический план для 2 года обучения, который может
корректироваться.

15

Содержание программы базового уровня 2 года обучения.
Тема 1. «Вводное занятие. Инструменты и материла. Правила техники
безопасности» (2 ч).
Теория: организация рабочего места. Программа и часы занятий кружка.
Знакомство с видами используемой бумаги. Техника безопасности. Инструменты.
Тема 2. «Объемное торцевание на различных поверхностях». (22 ч).
Теория: выбор изделия, подготовка поверхности к торцеванию (помыть,
обезжирить и т.д.). Комбинирование видов торцевания при выборе
изготавливаемого изделия. Использование папье-маше для придания необходимой
формы.
Практика: выполнение торцевания и декоративное оформление объемных
изделий.
Тема 3. «Коллективная работа в технике торцевания». Картина «Подсолнухи»
(8 ч).
Теория: составление композиции. Способы и правила её составления. Выбор
композиции.
Практика: коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Использование техники торцевания.
Тема 4. «Выполнение творческой работы». Ваза и цветы. (20 ч).
Теория: основные этапы выполнение творческих работ:
подготовительный этап (разработка технологии изделия); технологический
этап; заключительный этап. Особенности выбора технологии оформления
выбранных объектов.
Практика: выполнение творческой работы.
Тема 5. «Изготовление сувенира». (10 ч).
Теория: выбор и разработка идеи будущего изделия. Закрепление умений
планирования своей деятельности, подбора необходимых инструментов и
материалов для работы. Закрепление умений торцевания на различных объемных
поверхностях.
Практика: изготовление и оформления сувенира.
Тема 6. «Изготовление цветов в технике квиллинг». (4 ч).
Теория: вспомнить основные формы техники квиллинг.
Практика: накрутить из основных форм цветы.
Тема 7. «Изготовление панно в технике квиллинг». (10 ч).
Теория: использование материалы. Необходимые инструменты, техника
безопасности. Демонстрация элементов, используемых в работе.
Практика: изготовление основных форм и составления рисунка.
Тема 8. «Изготовление шкатулки». (12 ч).
Теория: подготовить все необходимые инструменты и материалы. Выбрать
форму шкатулки. Определить цветовую гамму изделия.
Практика: накрутить много дисков и склеить их.
Тема 9. «Изготовление зверей из гофрокартона». (10 ч).
Теория: знакомство с гофрокартоном, выбор персонажа, подбор нужного
цвета.
Практика: подготовить все необходимые инструменты и материалы, скрутить
из полосок гофрокартона плотные диски, выдавить их, приклеить к телу руки,
ножки, глазки.
16

Тема 10. «Изготовление цветов из плотной гофрированной бумаги». (6 ч).
Теория: Знакомство с плотной гофрированной бумагой, показать способ
обработки краев, закрепление бутона на стебле.
Практика: подготовить необходимые инструменты и материалы, накрутить
бутоны из плотной гофрированной бумаги, обмотать гофрированной бумагой
стебель из проволоки и закрепить бутон на стебле.
Тема 11. «Изготовление бумажных шаров». (6 ч).
Теория: рассказать о строении цветка. Показать примеры оформления
комнаты бумажными цветами. Разметка на бумаге. Способы крепление листьев
между собой.
Практика: расчертить и нарезать бумагу для листьев, склеить ее, прикрепит ее
на основание. Изготовить цветок.
Тема 12. «Заготавливаем модулей для пингвиненка». (6 ч).
Теория: определение нужного размера модуля, выбор цветовой гаммы, способ
крепления модулей друг с другом.
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 13. «Сборка из модулей пингвиненка». (6 ч).
Теория: определить размер самого пингвиненка, способ соединения головы с
туловищем, показать, как можно задекорировать изделие.
Практика: сборка пингвиненка из модулей, приклеить глазки, сделать клювик,
бант на шею.
Тема 14. «Заготавливаем модули для зайца». (14 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 15. «Сборка зайца из модулей». (10 ч).
Теория: показать готовые образцы зайки-девочки и зайки-мальчика. Выбор
цветовой гаммы. Способ крепления тела с головой, головы и ушей.
Практика: сборка из модулей зайки-девочки или зайки-мальчика, приклеить
глазки, нос и рот.
Тема 16. «Коллективная работа «Ваза». Заготовка модулей для вазы». (8 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 17. «Сборка вазы». (10 ч).
Теория: определить размер, форму и цвет вазы.
Практика: сборка вазы из модулей.
Тема 18. «Заготовка модулей для тюльпанов». (4 ч).
Практика: заготовить модули для тюльпанов.
Тема 19. «Сборка тюльпанов». (6 ч).
Теория: показать бутон тюльпана, способ крепления бутона и стебля.
Практика: собрать бутоны из модулей, сделать стебель и соединить стебель и
бутон.
Тема 20. «Заготовка модулей для бычка». (10 ч).
Практика: изготовление модулей для бычка.
Тема 21. «Сборка бычка». (10 ч).
Теория: показать готовый образец бычка, определить размер, выбор
украшения ему на шею
17

Практика: сборка бычка из модулей, приклеить глазки, рот, украсит шею,
сделать рога.
Тема 22. «Заготовка модулей лебедя». (10 ч).
Практика: подготовить материалы и инструменты, сложить лист до нужных
размеров модуля, разрезать его на прямоугольники и изготовить модули.
Тема 23. «Сборка лебедя». (10 ч).
Теория: показать образец лебедя, определить размер изделия, выбор цвета.
Практика: сборка лебедя, приклеить глазки, закрепить его на основание
Тема 24. «Выставка работ». (2 ч).
Теория: требования к выставляемым работам.
Практика: организация и проведение выставки творческих работ.
Ожидаемые результаты.
По окончанию 2 года обучения учащиеся должны знать:
 правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
 определение основных видов техник работы с бумагой.
 виды инструментов и материалов для
 историю возникновения рукоделий. Основателей данных рукоделий.
Теоретические основы данных рукоделий.
 историю возникновения бумагокручения – квилинга;
 Технология изготовления изделий для каждого из видов рукоделия.
 Свойства материалов, применяемых в данных видах рукоделия.
Уметь:
 Пользоваться инструментами.
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
 уметь сочетать разные виды рукоделия при изготовлении одного изделия.
 Выполнять техники торцевание, квиллинг, оригами.
 Применять элементы дизайна при создании поделок.
 Воплощать свои замыслы и идеи в процессе создания поделок
 изготавливать изделия самостоятельно в любой технике
 Вести исследовательскую и проектную работу.
 Находить нужную информацию из разных источников и воплощать ее в
проекте.
Формы контроля обученности
Педагогический контроль за достижениями учащихся осуществляется в
несколько этапов
I. Текущая аттестация

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного
уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по
темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности.

Игровые формы контроля.

Участие в конкурсах и выставках работ.
18

II. Аттестация по итогам освоения программы
Аттестация по итогам прохождения программы проводится по сумме
показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также
предусматривает выполнение творческой работы. Конечным результатом
выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах
различных уровней.

Календарный учебный график
Год обучения

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Ко-во
учебных
недель

Ково
дней

Ко-во
часов

Режим
занятий

Стартовый
первый год

1
сентября

31 мая

36

72
дня

144

Базовый
уровень
второй год

1
сентября

31 мая

36

72
дня

216

Два раза в
неделю по
два часа
Два раза в
неделю по
три часа

3. Организационный раздел.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет ТО «Бумажные фантазии» оборудован мебелью (столами, стульями) в
соответствии с требованиями санитарных норм, шкафами, наглядными
пособиями, оборудованием для проведения занятий.
Также кабинет оснащен компьютерной техникой:

компьютер,

принтер,

выход в интернет.

Инструменты: ножницы, инструмент для квиллинга, линейки, кисточки,
клеевой пистолет.

Материалы: различные виды бумаги, клей, пластилин, лак, поролон, пенопласт,
ткани, атласные ленты, деревянные шпажки (зубочистки, стержни), бросовый
материал.

Техническое обеспечение: компьютер.
Методическое обеспечение:

программа ТО «Бумажные фантазии»;

методическая литература;

материалы для бесед;

наглядные пособия;

плакаты по технике безопасности;

технологические карты по изготовлению и оформлению изделий.
19

Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Бумажные фантазии» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее педагогическое образование, соответствующее
художественной направленности, и отвечающим профессиональным стандартам.

20

Список литературы
Для педагога
1.
Ажурный квиллинг. - М.: Ранок, 2019. - 543 c.
2. Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.:
Оникс, 2019.- 827 c.
3. Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных
моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2020. - 664 c.
4. Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.
4.
Букина, С. Квиллинг 3D. Магия волшебных завитков / С. Букина, М.
Букин. - М.: Феникс, 2019. - 609 c.
6. Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для
начинающих / Светлана Букина. - М.: Питер, 2020. - 128 c.
7.
Быстрый
квиллинг.
М.:
АСТ-Пресс
Книга,
2020.
- 461 c.
8. Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.:
Феникс, 2020.- 853 c.
9. Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2021. - 805 c.
10. Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2019. - 761 c.
11. Делаем 50 оригами. - М.: Попурри, 2020. - 799 c.
12. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия
развития, 2021. - 771 c.
13. Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2019. - 638 c.
Нормативно-правовые документы:
1.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании
в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
2.
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.05.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
3.
Распоряжение Правительства РФ 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
5.
Письмо Министерства образования Сахалинской области по
проектированию программ ДО 11.12.2023 № 3.12 ВН-5709
6.
Муниципальные правовые акты;
7.
Устав МБОУДО ДДТ г.Долинск;
8.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП
МБОУДО ДДТ г.Долинск

21

Для обучающихся
1. Быстрицкая, А. [Текст]: бумажная филигрань / А. Быстрицкая - М.: Айриспресс, 2018. – 144 с.
2. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д.
Дженкинс - М.: Просвещение, 2014. – 142 с.
3. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет,
2019. – 152с.
Интернет-ресурсы:
1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки,
поделки, схемы – [Электронный ресурс]. 2020.
2. Квиллинг - искусство бумагокручения - [Электронный ресурс]. 2021г.
3. Pinteres.
Для родителей
1.
2.
3.
4.

Вырезаем из бумаги. – Тверь: ООО «ИПК Парето – Принт», - 2019. – 32: ил.
Ращупкина С. Подарки из бумаги. – М: ЭКСМО, - 2019. – 62: ил.
Кабаченко С. Бумажные человечки. – М: ЭКСМО, - 2020. – 64: ил.
Интернет
сайты
по
декоративно
–
прикладному
творчеству: http://stranamasterov.ru; http://kartonkino.ru;
http://podelkibumagi.ru; http://origamik.ru; http://artmasterskaja.ru/pejp-art-avtorskaya-texnikatatyany-sorokinoj и др.

22

Приложение 1
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТО «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Число,
месяц

Название
мероприятия

Краткая
характеристика
мероприятия
Беседа с
родителями;
общение в
мессенджерах

Место
проведения

Ответственные

Сентябрь

Родительское
собрание

ДДТ

Минханова
А.Е.

Сентябрь

Посвящение
новичков

Кругосветка

ДДТ

Минханова А.Е

Октябрь

«Здравствуй
осень»

Сбор
природных
материалов

Парк

Минханова
А.Е.

Ноябрь

«День
народного
единства»

Беседа с
учащимися

ДДТ

Минханова
А.Е.

Декабрь

Акция
«Праздник в
каждый дом»

Изготовления
открыток,
поделок

ДДТ

Минханова
А.Е.

Январь

«Ура
каникулы»

Игры на
свежем воздухе

Февраль

23 февраля

Беседа, мастеркласс

ДДТ

Минханова
А.Е.

8 марта

Беседа, мастеркласс

ДДТ

Минханова
А.Е.

Беседа,
викторина

ДДТ

Минханова
А.Е.

Беседа

ДДТ

Минханова
А.Е.

Март
Апрель
Май

День
космонавтики
9 мая

Минханова
А.Е.

23

Приложение 2
Тест на знания
1. Бумагу и картон производят из
А) нефти;
Б) древесины;
В) угля.
2. К природным материалам относятся
А) пластмасс;
Б) древесина;
В) пластилин.
3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют
А) кальку;
Б) копировальную бумагу;
В) фольгу.
4. Симметричные детали, фигуры должны быть
А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;
Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;
5. При смешивании синей и жёлтой краски получим
А) красную;
Б) зелёную
В) черную.
6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в
спиральки длинных и узких полосок бумаги называется
А) оригами;
Б) квиллинг;
В) аппликация.
7. Ножницы товарищу подаем
А) ручками вперед;
Б) лезвием вперед.
8. Оригами
А) – вырезание фигурок животных из дерева;
Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;
В) – лепка фигур из глины.
24

9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?
А) пила, ножницы, линейка;
Б) ножницы, шило, отвертка;
В) линейка, ножницы, шило.
10. В какой технике выполнения работ вместо клея можно использовать
пластилин?
А) аппликация;
Б) торцевания;
В) квиллинг.
11. Номер телефона пожарной части
А) 01;
Б) 02;
В) 03
12. При неисправности инструмента
А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;
Б) продолжите им работать;
В) возьмёте другой.

25

Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА: ОФОРМЛЕНИЕ БУТЫЛКИ

№
п/п
1

Описание

Изображение

2

3

Материалы,
инструменты
4

1

Обезжирить бутылку.

Мыльный
раствор, губка.

2

Обклеить
бутылку
молярным скотчем.

Ножницы,
скотч.

3

Нарезать бумагу.

Ножницы,
бумага.

26

1

2

3

Продолжение таблицы
4

5

Начать торцевать.
5

Торцовка,
бумага.

6

Подрезать, подравнять
поверхность.

Ножницы
маникюрные.

7

Приступить
декорированию.

Клеевой
пистолет,
бусинки,
ножницы.

8

Готовое изделие.

к

Клеевой
пистолет,
бусинки,
ножницы.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».